Разработка урока биологии "Клетка"; 9 класс


Рабочий лист

Имя __________________________________

Фамилия_____________________________________

Класс___________

К обобщающему уроку по теме: Клетка

Задание 1.

Установите соответствие между цифрами и буквами. 

Характеристики:

  1. Обладает избирательной проницаемостью.

  2. На её мембранах находятся рибосомы.

  3. Имеет двойную мембрану.

  4. Служат местом отложения, главным образом крахмала. Выполняют запасающую функцию.

  5. Является энергетическим центром клетки.

  6. Содержит наследственную информацию.

  7. Обеспечивает взаимодействие органоидов клетки.

  8. Состоит из билипидного слоя и многочисленных белков.

Органоиды

  1.   ЭПС

  2. Цитоплазма

  3. Митохондрии

  4. Ядро

  5. Плазматическая мембрана

  6. Лейкопласты


1

2

3

4

5

6

7

8










Задание 2

Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия?

  1. Энергетическая станция - _______________________________. 

  2. Склад готовой продукции - ______________________________. 

  3. Цех переработки отходов - ______________________________. 

  4. Сборочный конвейер - __________________________________. 

  5. Информационный центр - _______________________________. 

  6. Фотохимическая лаборатория- ___________________________. 


Задание 3

Из предложенного перечня веществ и органоидов выбери необходимое для процессов:

Вещества:

  1. ДНК

  2. И – РНК

  3. Т – РНК

  4. АТФ

  5. Ферменты

  6. Нуклеотиды

  7. Рибосомы

  8. Митохондрия

  9. Ядро

  10. Аминокислоты

  11. Вода

  12. Углеводы

  13. Пластиды

  14. Кислород

  15. Углекислый газ

Процессы

  1. Энергетический обмен

  2. Фотосинтез

  3. Биосинтез белка

А

Б

В




Количество баллов_________

Оценка_________

Сценарий медиаурока с компьютером



Тема урока: Клетка



Цели урока:


Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по теме «Клетка»

Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы

  • Воспитательная: формировать стремление добиваться высоких результатов в работе;


Тип урока: обобщающий


Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор, рабочие листы


Целевая аудитория: учащиеся 9 класса



План урока:



  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Клетка» (слайд 1).

Цель нашего урока подготовится к контрольной работе. (слайд 2)

У вас на столе, для каждого, лежит рабочий лист с распечатанными материалами. Все задания вы сегодня будете выполнять в этих листах. Подпишите свой лист, укажите класс. Выполняя задания вы должны набрать как можно больше баллов. В конце урока все баллы будут суммированы и переведены в оценку. Итак, начнём.



  1. Ход урока



Слайд 3. Мы с вами познакомились со строением и жизнедеятельностью клетки. Скажите, а как называется наука о клетке? (цитология) – щелчок

Клетка представляет собой особую структуру, которая является единицей целого уровня организации. Как называется этот уровень? (клеточный) – щелчок. Клеточный уровень - это не самый маленький уровень организации. Давайте вспомним как называется самый первый уровень организации жизни? (молекулярный) – щелчок. Более крупным, граничащим с клеточным, располагается уровень который называется – организменный. С точки зрения клеточного уровня организации все организмы по наличию ядра делят на две большие группы: (слайд 4) прокариоты и эукариоты. Прокариотические организмы представлены бактериями, а эукариоты — это царство растений, животных и грибов. Особенность организации клеток попробуем вспомнить. Предлагаю вашему вниманию игру «ромашка» (слайд 5). У ромашки шесть лепестков. Каждый лепесток содержит в себе вопрос о строении клетки. Ваша задача дать верный ответ.

Далее организуется работа с ромашкой.

  1. Дети называют номер лепестка, учитель щёлкает мышкой на лепесток, появляется слайд с вопросом.

  2. Дети отвечают, учитель щёлкает мышкой – появляется иллюстрация органоида и его название.

  3. Далее дети смотрят на изображение клетки и ищут в клетке данную структуру (можно предложить кому – нибудь показать на доске). Учитель ещё раз щёлкает мышкой – появляется линия со стрелкой указывающая на искомый органоид.

  4. После окончания работы со слайдом возвращемся к ромашке щелкнув мышкой по оранжевой кнопке – стрелке на слайде.

Действия с 1 – 4 повторять пока не кончатся лепестки

Хорошо, кратенько вспомнили, что из себя представляет клетка. Ну а теперь, я предлагаю каждому поработать самостоятельно. Чтобы перейти к слайду 12 от «ромашки» щёлкните мышкой по кнопке – стрелке.

Слайд 12. Задание 1 в наших рабочих листах. Это задание на соотнесение. Под цифрами перечислены характеристики, а под заглавными буквами название органоидов. Вам нужно определить характеристики органоидов. Свои ответы внесите в таблицу рабочего листа. На работу 7 минут. Проверяем. Меняемся листом с соседом, карандаши в руках. Если буква правильно поставлена столбце таблицы, то ставим 1 плюс, за каждую верно указанную букву 1 плюс. Слайд 12. Подсчитаем общее количество плюсов за это задание. Укажите сумму плюсов за это задание.

Клетка удивительная структура. Ей присущи все процессы жизнедеятельности. Поэтому клетка - это уникальная структура, её можно сравнить с заводом, так как отдельные её структуры выполняют конкретные функции. Давайте попробуем представить, как можно одним словом («название органоида») можно назвать следующие составные части завода.

Задание 2 в нашем листе. Работаем 5 минут.

Проверяем. Карандаши в руках. Если органоид соответствует моему ответу, то ставим рядом с названием органоида плюс.

Итак, (Слайд 13) функцию энергетической станции в клетке выполняет митохондрия. Это особая двумембранная структура, богатая ферментами, где образуется огромное количество энергии.

Слайд 14. В клетке имеется склад готовой продукции, эту функцию выполняет Аппарат Гольджии. Напоминаю, что в полостях и цистернах этой структуры накапливаются синтезируемые в клетке вещества.

Слайд 15. Любой завод, промышленное предприятие нуждаются в переработке отходов. Для этого существуют целые цеха. В клетке тоже образуется множество ненужных веществ, которые должны быть утилизированы. Эту функцию в клетке выполняют лизосомы.

Слайд 16. Но всё же главной задачей завода является производство чего – либо. В клетке главным продуктом являются белки. Нам уже известно, что процесс синтеза белка это трудный, но чёткий и быстрый. Главный органоид, осуществляющий биосинтез белка в клетке - это рибосома.

Слайд 17. Работа любого завода контролируется и управляется информационным центром. В клетке тоже есть аналогичная структура. Функцию информационного центра берёт на себя ядро.

Слайд 18. Некоторые заводы снабжены фотохимической лабораторией. Среди клеток тоже встречаются такие особые, в основном это клетки растений. Функцию фотохимической лаборатории выполняют хлоропласты – производящие органические вещества на свету из неорганических.

Ну теперь мы ещё раз убедились, что не смотря на свои микроскопические размеры, клетки вполне автономные структуры, которые характеризуются своими процессами жизнедеятельности. Какие процессы жизнедеятельности клетки мы изучили? (биосинтез белка, фотосинтез, энергетический обмен)

Каждый из этих процессов очень сложен, протекает в несколько этапов. Каждый этап характеризуется перечнем необходимых и образующихся веществ. Сейчас нам предстоит вспомнить именно это. Задание 3 в наших листах. Задание на соотнесение. Вам нужно выбрать необходимые компоненты для процессов. Процессы обозначены буквами, а необходимые компоненты цифрами. Оформите ответ используя таблицу.

Проверка. Меняемся листом с соседом по парте сзади, ребята последних парт передают свои работы ребятам на первой парте. За каждую верную цифру 1 плюс.

Слайд 19. Буква А - энергетический обмен в клетке осуществляется митохондриями, для его необходимы углеводы, кислород, ферменты.

Слайд 20. Буква Б – фотосинтез. Особый вид пластического обмена при котором образуются сахара. Для этого процесса необходимо: хлоропласт, энергия в виде АТФ, вода и углекислый газ

Слайд 21. Буква В – биосинтез белка. Это тоже пример пластического обмена веществ. Для него необходимо большое количество компонентов: нить ДНК (является матрицей), располагается она в ядре. На это нити ДНК образуется молекула Информационной РНК, которая является точной копией ДНК. Эта реакция синтеза идёт с участием ферментов и затратами энергии в виде АТФ. Информационная РНК через ядерные поры попадает в цитоплазму, где является матрицей для считывания информации рибосомами, которые начинают собирать цепочку белка из аминокислот, поставляемых транспортными РНК.

Подсчитаем общее количество плюсов за это задание.

Ну вот и подошёл к концу наш обобщающий урок по теме клетка.

Давайте подведём итоги. Подсчитайте общее количество баллов за урок.

Ну а теперь выставим оценки себе сами. Критерии следующие

Слайд 22.



  1. Домашнее задание

Повторить главу о строении клетки и её жизнедеятельности



Список литературы



  1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н,М. Основы общей биологии:Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф, 2010.-240с.

  2. Лернер Г.И.Общая биология (10-11 классы):Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы.-М.:Эксмо,2009.-240с.

  3. Контрольно – измерительные материалы.Биология:9класс/Сост.И.Р.Григорян.-М.:Вако,2010.-112с.

Слайд 1
Обобщающий урок Клетка
Слайд 2
Цель: • Подготовка к контрольной работе
Слайд 3
Цитология Молекулярны й Клеточный Организменн ый
Слайд 4
По наличию ядра Прокарио ты Эукариот ы
Слайд 5
1 2 3 56 4 3 6 2 1 54
Слайд 6
1.Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц
Слайд 7
2. Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы • Митохондрия
Слайд 8
3. Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке.
Слайд 9
4.Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. • лизосома
Слайд 10
5. Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. • Клеточный центр
Слайд 11
6. Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. • Эндоплазматическ ая сеть
Слайд 12
Задание I 1 2 3 4 5 6 7 8 Д А В, Г, Е Е В В, Г, Е Б Д
Слайд 13
Задание II Энергетическ ая станция митохондри я
Слайд 14
Задание II Склад готовой продукции Аппарат Гольджии
Слайд 15
Задание II Цех переработки отходов Лизосом а
Слайд 16
Задание II Сборочный конвейер Рибосом а
Слайд 17
Задание II Информационный центр Ядро
Слайд 18
Задание II Фотохимическая лаборатория Хлороплас т
Слайд 19
Задание III А 5, 8, 12, 14 Б В
Слайд 20
Задание III А Б 4, 11, 13, 15 В
Слайд 21
Задание III А Б В 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10,
Слайд 22
Подведение итогов Если вы набрали 35 – 32 балла оценка за урок «5» 31 – 25 баллов оценка за урок «4» 24 – 17 баллов оценка за урок «3» 16 и меньшее оценка «2»

Полный текст материала Разработка урока биологии "Клетка"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тыкайло Марина Николаевна  TykayloMN
23.03.2015 0 5149 973

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0