Методическая разработка урока на тему "Знакомые — незнакомцы на знание морфологических особенностей покрытосеменных растений"; 6-7 класс


Урок предполагает использование активных методов обучения (проблемно-поисковые задания, эвристические вопросы, создание ситуаций занимательности, выполнение разнообразных творческих заданий). Коллективно-индивидуальная форма проведения урока обеспечивает диалогическое общение и развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе "добывания" новых знаний, а также стимулирует активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность.

Фрагмент

Оформление кабинета, оборудование, инвентарь: гербарные экземпляры растений (картофель, капуста, горох, шиповник, овес, рожь посевной и другие); «Черный ящик» с гербарием белладонны; коллекция семян злаковых растений; иллюстрации, фотографии, таблицы представителей семейств покрытосеменных; муляжи цветов и плодов цветковых растений. На столе у жюри лепестки «Цветика - семицветика» - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Лепестки имеют название определенного представителя семейства покрытосеменных растений:

  • К – капуста (семейство Крестоцветные)
  • О – одуванчик лекарственный (семейство Сложноцветные)
  • Ж – желтая акация (семейство Мотыльковые)
  • З – земляника (семейство Розоцветных)
  • Г – гиацинт (семейство Лилейные)
  • С – сорго (семейство Злаковых)
  • Ф – физалис (семейство Пасленовых)

Активные формы и методы обучения: познавательная игра, игра-инсценировка, проблемно-поисковые задания, эвристические вопросы.

Подготовка к занятию:

Формируются группы учащихся по 5-6 человек, выбирается жюри (2-3 человека). Каждая группа готовит задание творческого характера (инсценировка легенды или загадки о цветковом растении).

Ход урока:

1. Мотивационно - ориентационный этап: учитель сообщает тему урока и знакомит учащихся с организацией работы на уроке, представляет жюри и мотивирует учащихся на активную совместную учебно-познавательную деятельность (1-2 минуты).

2. Содержательно - деятельностный этап: актуализация, расширение и углубление знаний учащихся по теме покрытосеменные растения. За каждое задание учащимся или командам присуждается от 1 до 5 баллов.

Фантазия первая на тему «Овощи» (3-4 минуты).

В стихотворении С.Михалкова «Овощи» говорится:

«Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу…»

Вопрос: Какие органы растений использует хозяйка для приготовления пищи? К каким семействам принадлежат перечисленные растения?

Ответ: Хозяйка использует: клубень картофеля – подземный побег (семейство Пасленовые); листья капусты (семейство Крестоцветные - Капустные); видоизмененный корень - корнеплоды моркови (семейство Зонтичные), петрушки (семейство Зонтичные), свеклы (семейство Маревые); плоды гороха (семейство Мотыльковые - Бобовые).  

Фантазия вторая на тему «Наедине с природой» (3-4 минуты).

Индивидуально-практическое задание на определение растений семейства покрытосеменных.

Задание: Каждый учащийся получает пять гербариев растений и с помощью инструктивной карточки определяет семейство и видовое название растений.

Фантазия третья на тему «Прекрасная дама» (3-5 минут).

В «Черном ящике» находится многолетнее ядовитое растение, которое называется «Прекрасная дама». Цветок его трубчатый, имеет грязно-кроваво-бурый венчик. Плод – черная ягода. В 1813 году 160 солдат из армии Наполеона отравились в Германии его плодами.

Вопрос: Какое растение находится в «Черном ящике», каковы его особенности?

Ответ: Белладонна, или Красавка (семейство Пасленовые). Растение содержит ядовитое вещество – атропин. Итальянские красавицы закапывали сок белладонны в глаза. Атропин вызывал расширение зрачков глаз, придавая глазам, блеск и большую выразительность (белладонна, в переводе с итальянского, означает «Прекрасная дама»). Употреблять ее плоды опасно – смертельный исход. Препараты, полученные из белладонны, являются болеутоляющими и спазмолитическими средствами.

Фантазия четвертая на тему «Каждому растению свое семейство» (5-7 минут).

Задание капитанам: Учащиеся получают карточку-задание и гербарии соответствующих растений: Популярный «Аверин чай» образуют травы: паслен сладко-горький, череда трехраздельная и фиалка трехцветная.

Вопрос: В составе, каких ботанических семейств они находятся? Какое применение находит «Аверин чай»?

Ответ: Паслен сладко-горький входит в состав семейства Пасленовые, череда трехраздельная – семейство Сложноцветные, фиалка трехцветная – семейство Фиалковые. «Аверин чай» - средство от золотухи и им поят детей.

Задание командам: Выполняют следующее проблемно-поисковое программированное задание (задание на соответствие): на магнитной доске кто быстрей, распределит названные ниже растения по семействам.


Полный текст материала Методическая разработка урока на тему "Знакомые — незнакомцы на знание морфологических особенностей покрытосеменных растений"; 6-7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сырова Юлия Егоровна  Екатерина_Пашкова
учитель биологии, ГБОУ СОШ № 480 имени В.В. Талалихина город Москва ЦАО
23.06.2015 0 1805 298
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0