Разработка урока по биологии на тему: "Путешествие по природным зонам Земли"; 5 класс


Цель урока: формирование знаний о природных зонах Земли.

Компоненты содержания урока: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.

Способы усвоения содержания урока: восприятие, осознание, запоминание; решение проблемных задач; переживание.

Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.

Формы реализации методов обучения: демонстрация, чтение проблемных текстов, решение проблемных задач с помощью учителя, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.

Организационная форма урока: урок – диспут, семинар.

Задачи урока:

  • предметные – познакомиться понятием «природная зона», изучить основные характеристики природных зон Земли, научиться различать природные зоны, познакомиться с растениями и животными каждой природной зоны Земли;
  • личностно-ориентированные -  научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и уникальность живой природы;
  • развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Приложения:

1.Названия команд.

2.Задания командам.

3.Оценочный лист для экспертов.

4.Списки животных.

Пояснения к занятию.

Занятие проводится в виде семинара, для этого учащихся необходимо разделить на 6 команд: «Арктические пустыни», «Лесная природная зона», «Степная природная зона», «Зона пустынь», «Зона саванны», «Влажные тропические леса» (Приложение №1). Командам заранее раздаются задания (Приложение №2), которые они самостоятельно выполняют.

Для объективной оценки работы учащихся на мероприятии, возможно присутствие «гостей», которые будут исполнять роль экспертной комиссии (приглашенные учителя, учащиеся старших классов).

Перед началом урока необходимо оформить выставку работ учащихся (см. Приложение №2), а также повесить на доске карту: «Природные зоны Земли».

Подготовить листки с названиями животных и растений, а также их изображения. (Приложение №4)

План урока:

1.Организационный момент (1-2 мин.)

2.Актуализация знаний (5 мин.)

3.Изучение нового материала (15-20 мин.)

4.Закрепление (10-15 мин.)

5.Рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

1.Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники нашего урока! А урок у нас сегодня необычный, мы отправимся в «путешествие по природным зонам Земли»! Итак, вы готовы? (учащиеся отвечают). Тогда  начнем!

2.Учитель: На прошлом уроке мы уже познакомились с понятием «природная зона», а также узнали, какие природные зоны выделяют. Итак, выделяют 6 природных зон. Какие это? (учащиеся отвечают)

Все правильно! Вы уже заметили, что у нас 6 команд, которые будут представлять эти природные зоны.

Поприветствуем команды (учащиеся поочередно встают и представляются).

3.Учитель: Давайте же отправимся в путешествие. Но путешествие у нас будет не простое, для того чтобы более подробно изучить природные зоны нам потребуются тетради и ручки. Я прошу вас начертить в тетради таблицу и заполнить ее в течение урока.

Природная зона

Представители растений

Представители животных

 

 

 

Итак, начнем!

учащиеся по очереди представляют свою природную зону по плану:

1.      Географическое расположение: на какой территории планеты Земля располагается.

2.      Климат: какие температуры зимой и летом, количество осадков.

3.      Растительный мир.

4.      Животный мир .

 4. Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Понравились вам наши странствия? (учащиеся отвечают) А теперь я предлагаю командам соревнование, которое поможет нам выяснить, насколько внимательно вы путешествовали. Но не забывайте: при работе в группах нужно внимательно прислушиваться к мнению друг друга!

Задание №1. Распределить представленных животных и растений по природным зонам.

Учащимся раздаются карточки с названием природной зоны,  и они должны выбрать соответствующие растения и животные.

Задание №2.  Покажите на карте «Природные зоны Земли» свою природную зону.

Задание №3. Угадайте природную зону.

  • Зимы здесь холодные. Но хвойные  деревья: ель, сосна, пихта – приспособились к таким условиям. (Тундра)
  • Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравиться растениям, они достигают огромных размеров – пальмы, фикусы. Среди животных встречаются: обезьяны, слоны. (Влажные тропические леса)
  • В этой природой зоне всегда низкие температуры, почва скованна мерзлотой. Произрастают мхи и лишайники. (Арктические пустыни)
  • Самая засушливая природная зона. Растут: кактус, верблюжья колючка. (Пустыня)
  • В этой природной зоне растительность травянистая, почвы плодородные. Много грызунов и хищных птиц. (Степи)

5.Учитель: Вы все большие молодцы! Всем большое спасибо! Уходя с урока заполните анкету:

Что нового узнали?

Что хотели бы узнать?

Понравился ли урок?

 

 

 

Спасибо!


Полный текст материала Разработка урока по биологии на тему: "Путешествие по природным зонам Земли"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пупышева Виктория Викторовна  Viktoria4791
учитель биологии и химии, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15"
09.08.2015 0 3415 561
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0