Конспект урока биологии "Кровь. Путешествие по реке жизни"; 8 класс


Цель урока: Изучить строение и функции клеток крови.

Задачи

  • дать понятие о взаимосвязи строения и функций красных и белых клеток крови;
  • раскрыть вопросы, имеющие важное значение для гигиены и здорового образа жизни;
  • развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации;
  • продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами;
  • прививать интерес к здоровому образу жизни.

Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, цифровые микроскопы, микропрепараты крови человека.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверить готовность

Учащихся к уроку. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

 

Открывают тетради и записывают тему.

 

Актуализация знаний

 

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

-Что такое внутренняя среда организма?

-Какие функции выполняет кровь?

-Каков состав крови?

-Какие вещества входят в состав плазмы?

-Какое значение имеют тромбоциты?

-Назовите органы кроветворения.

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала в форме игрового семинара «Клуб путешественников»

(вопросы для обсуждения выведены на интерактивную доску)

Цель: в игровой форме изучит строение и функции эритроцитов и лейкоцитов; уметь выделять главное из рассказа, делать анализ рассказа.

Вопросы для обсуждения:

1.Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

2.Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки? Почему?

Записывают вопросы для обсуждения в тетрадь.

 

Начинаем заседание клуба путешественников. Хочу представить Вам гостей нашего клуба, которые только что вернулись из путешествия по Реке жизни. Это наши друзья Эритроцитов и Лейкоцитов. Товарищ Эритроцитов представитель 5 млн. группы путешественников по Реке жизни. По форме эритроциты напоминают круглые лепешки, вдавленные по середине с обеих сторон. Эритроциты очень мелкие. Их диаметр составляет всего несколько тысячных миллиметра. Снаружи они одеты тонкой поверхностной мембраной, внутри находится полужидкое содержимое. Тов. Эритроцитов, поделитесь с нами своими впечатлениями о путешествии.

По ходу рассказа выделяют основные признаки эритроцитов и лейкоцитов. Записывают их в тетрадь.

Один из заранее подготовленных учеников рассказывает о строении и функциях эритроцитов, сопровождая рассказ показом презентации.

 

Слушают. Функции эритроцитов записывают в тетрадь. Задают вопросы.

Эритроцитов. Свое путешествие я начал из города Красный костный мозг. Цель моего путешествия заключалась в переносе кислорода ко всем клеткам организма. Содержимое моего багажа состоит главным образом из особого белкового вещества – гемоглобина, в состав которого входит железо. Соединение гемоглобина с кислородом имеет ярко – красную окраску. В среде бедной кислородом происходит разложение этого нестойкого соединения. От степени насыщенности крови кислородом зависит цвет. Ярко – красная кровь богатая кислородом – артериальная, кровь содержащая мало кислорода имеет темный цвет – венозная. Из города Красный костный мозг я отправился в область Легкие, где обогатился кислородом. Я всей своей поверхностью поглощаю кислород. А затем отправился по всем клеткам организма.Там я отдаю кислород и кровь превращается в венозную. Я участвую в очень важном процессе – газообмене. Путешествие мое длилось около 4 месяцев. Конечным пунктом моего путешествия была станция Селезенка, где происходит накопление и разложение эритроцитов. В молодости я имел ядро, но перед началом путешествия утратил его в связи с выполняемыми функциями.

Закрепление  данного этапа урока. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Помогает делать лабораторную работу. Помощь в работе с микроскопами. Консультирует по ходу лабораторной работы.

 Работа с цифровыми микроскопами. Выполняют лабораторную работу в Рабочих печатных тетрадях к учебнику Н.И. Сонина. Выводы делают самостоятельно в тетради.

Изучение нового материала (продолжение)

Продолжаем наше заседание клуба путешественников. Строение лейкоцитов очень разнообразно и небывает постоянным. Они напоминают маленьких амеб. Предоставляем слово Лейкоцитову.

Записывают в тетради функции лейкоцитов.

Лейкоцитов. ( рассказ сопровождается показом презентации0 Моей родиной является Красный костный мозг. Мои родственники живут на станции Селезенка и Лимфатические узлы.Свое путешествие я начал из города Красный костный мозг. Цель моего путешествия – защита от микробов, ядовитых и чужеродных для организма веществ.Мое путешествие каждый раз проходит не без приключений. На моем пути встречаются ужасные микробы. Я обхватываю их своими ложноножками и перевариваю внутри.

 

 

Это процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц был открыт И.И. Мечниковым и назван фогоцитозом, а клетки фагоцитами.

 

 

 

 Если чужеродных тел проникает очень много, то фагоциты поглощая их увеличиваются в размерахи в конце концов разрушаются. При этом выделяется вещество, вызывающее местную воспалительную реакцию, сопровождающуюся повышением температуры, покраснением участка. Уничтожая чужеродные частицы лейкоциты гибнут в огромных количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении – это скопление погибших лейкоцитов. Мое путешествие по Реке жизни длилось 4 дня.

 

Мы узнали, что лейкоциты стоят на страже нашего здоровья. Фагоцитоз и выработка антител – единый механизм, названный иммунитетом. С видами иммунитета мы познакомимся на следующем уроке

 

Закрепление данного этапа урока. Работа в Рабочих печатных тетрадях к учебнику Н.И. Сонина. Задание 83-84 на с.35.

Заполнение таблицы в тетради.

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала (продолжение).

Самостоятельная работа с учебником и Рабочей тетрадью.

К сожалению наш Клуб путешественников не смог посетить Тромбоцитов, т.к в настоящее время очень занят. Какие функции выполняет Тромбоцитов Вы узнаете изучив текст на с.132 учебника.

Внимательно прочтите текс учебника.

Обсудите в парах вопросы:

1.Что такое кровяные пластинки?

2.Где они образуются и какова их функция?

3.Что такое свертывание крови?

Опишите процесс свертывания кровы.

Читают текс учебника. В парах обсуждают вопросы. ( вопросы выведены на интерактивную доску)

 

− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
−Вы достигли цели?
−Чем вы пользовались при достижении цели? …)
−Что вы узнали?
−Чему научились?
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
1. Я знаю основные части крови.
2. Я могу определить части крови по  рисункам и микропрепаратам.
3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
5. Я сегодня был активным на уроке.
6. Я сегодня был внимательным на уроке.
7. Я выполнял правила работы в паре.
8. Я сам открыл новое знание.
9. Я доволен своей работой на уроке.
 

Заполняют карточки

Выставление оценок за работу на уроке.

 

Домашнее задание.

С.130 – 132 учебника изучить. Устно ответить на вопросы1-9 на с. 135 учебника.

Индивидуальное задание. Используя различную литературу подготовить сообщение

  1. Что такое анемия?
  2. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека ( Защити себя и тех кого ты любишь).
  3. Заслуги сельского врача Э. Дженнера.
  4. Презентации по желанию

Полный текст материала Конспект урока биологии "Кровь. Путешествие по реке жизни"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моторина Галина Николаевна  Екатерина_Пашкова
учитель биологии, географии, МОУ средняя общеобразовательная школа с. Пушанина
17.08.2015 0 2173 283
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0