Конспект урока и презентация по теме "Методы изучения генетики человека"; 10 класс

Конспект урока и презентация по теме "Методы изучения генетики человека"; 10 класс

В ходе урока  раскрываются понятия генетического, репродуктивного здоровья человека; механизмы наследования различных аномалий; приёмы диагностики и возможность лечения наследственных заболеваний. Кроме образовательных задач в учебном процессе реализуется воспитательная цель – воспитание толерантного отношения к «необычным людям».  К развёрнутому конспекту урока прилагается презентация. 

Цели урока по содержанию:

 О: Создать условия для формирования представлений о методах изучения генетики человека, наследовании нормальных и патологических признаков, влиянии наследственности и среды на развитие признаков.

Р: Создать условия для формирования информационной компетентности учащихся через самостоятельную работу с источниками информации; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

В: Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения, способствовать воспитанию ответственного отношения к здоровью, толерантного отношения к людям с наследственными заболеваниями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения: учебник «Общая биология» 10-11 классы, В.И. Сивоглазов; дидактический раздаточный материал; презентация «Методы изучения генетики человека».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверяю готовность класса к уроку. Приветствую учащихся.

  1. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Слайд №2.

Учащимся предлагается дать определение или дополнить определение термином.

Генетика - ………

Наука о клетке - …...

Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной полипептидной цепи - ……..

Рецессивный ген - ………

Доминантный ген - ……..

Система скрещиваний различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков в ряду поколений - 

Учащимся задается вопрос:

-Можно ли использовать гибридологический метод для изучения генетики человека?

Учащиеся высказывают разные мнения, в конечном итоге приходят к выводу, что:

  1. экспериментальное скрещивание людей невозможно;
  2. у человека медленная смена поколений, малое число потомков;
  3. большое число хромосом и групп сцепления.

-Что мы сегодня будем изучать? Сформулируйте тему урока и определите его цель.

Слайд № 3 - тема урока, эпиграф.

- Какие вопросы возникли у вас? Запишите свой вопрос в тетрадь. Попробуйте ответить на него в течение урока.

Изучение нового материала, его осознание и осмысление.

Слайд № 4.

Учащимся предлагается во время урока заполнить таблицу.

Название метода

Характеристика метода

Для чего используется

 

 

 

1. Генеалогический метод.

Однажды на пороге известного врача-генетика Николая Павловича Бочкова появился молодой человек. Привела его тревога. Дело в том, что в возрасте 3,5 лет у него скончался первый ребенок. Родился он в срок, нормального веса, отлично развивался. И вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Едва научившись улыбаться, он «позабыл», как это делается. Ему стало трудно держать головку. И уже через 2 месяца врачи констатировали: болезнь Тея-Сакса. В 3,5 года ребенка не стало.

Природа же способна многократно воспроизвести эту беду. И только потому, что когда-то, в каких-то давно минувших коленах родословных обоих супругов в молекулярный аппарат наследственности была вписана программа этой болезни. До поры до времени она бездействовала, минуя одно, второе, третье поколения, и вдруг, в силу встречи супругов с одинаковыми генами и унаследования этой программы ребенком от родителей, получила приказ включиться.

Но потерявший сына отец хотел знать еще и другое: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Могут ли они с супругой рассчитывать на радость материнства и отцовства? Подарит ли им судьба счастливый шанс?

Слайд № 5.

Учащимся демонстрируется родословная семьи. Вопрос: знаете ли вы что это такое?

Врачу пришлось подробно анализировать родословную этой семьи по линиям мужа и жены. Именно этим занимается генеалогический метод.

Слайд № 6.

Пользуясь информацией «Генеалогический метод», внести данные  в таблицу.

Слайд № 7.

Выполнить задание: используя символику для составления родословных, проанализировать наследование признака дальтонизма. Ответить на вопросы:

  1. Кто внес ген дальтонизма в семью?
  2. Как наследуется признак во втором и третьем поколениях?
  3. Сцеплен ли данный признак с полом?

Слайд № 8.

Сообщение о наследовании гемофилии в царской семье Романовых.

2. Близнецовый метод.

Слайд № 9.

Приходилось ли вам наблюдать в большом городе за детскими колясками? Вы, наверняка, обращали внимание на особенно широкие из них, попросту «удвоенные». В ней уютно расположились сразу двое ребятишек. Это близнецы. Две девочки или два мальчика, так похожи друг на друга, что прохожие невольно останавливаются и улыбаются. Но в двойных колясках бывают и непохожие близнецы, в том числе и разного пола. Как же понимать такое явление?

Слайд № 10.

Выполнить задание: внимательно рассмотреть схемы образования двух типов близнецов. Вставить в текст пропущенные слова или закончить предложение.

Чем же привлекают близнецы генетиков? (Работа учащихся с раздаточным материалом). Прочитайте текст о разлученных близнецах, сделайте вывод о влиянии наследственности и среды на определенные признаки.

Слайд № 11.

Внимательно прочитать информацию о близнецовом методе, внести ее в таблицу.

3. Цитогенетический метод.

Слайд № 12.

Демонстрация рисунка ребенка с синдромом Дауна.

Выдержка из письма: «В роддоме у меня был сильнейший стресс. Я никак не могла понять: почему ребенок с патологией родился именно у меня?! Как и все я мечтала, что мой малыш будет самым умным, самым красивым, Но жизнь распорядилась по-другому. Чтобы вырастить ребенка с особенностями, надо много сил и любви. И самое сложное - не стыдиться своего ребенка.»

Синдром Дауна - одно из самых известных генетических отклонений. По статистике, один ребенок из 700-800 новорожденных появляется на свет с этим диагнозом. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличия или отсутствия вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности.

Изучением причин подобных заболеваний занимается цитогенетический метод.

Слайд № 13.  

Внимательно изучить информацию «Цитогенетический метод». Внести данные в таблицу.

Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза. Данные заболевания диагностируются на внутриутробном этапе развития плода. С 12 по 24 неделю проводится амниоцентез – отбор околоплодной жидкости, содержащей отшелушенные клетки плода. В результате исследования

наличие заболевания либо подтверждается, либо исключается.

Слайд № 14.

Хромосомные аномалии.

  1. Синдром Клайнфельтера (47, ХХY). Больные всегда мужчины. Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).
  2. Синдром Шерешевского-Тернера (45, ХО). Наблюдается у женщин. Проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, бесплодии. Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера небольшого роста, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая, со складками, «монголоидный» разрез глаз.
  3. Синдром Дауна – одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47). Болезнь легко диагностируется, т.к. имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Частота встречаемости 1 на 700-800 новорожденных.

         Слайд № 15.  

Сегодня хорошо известно: диагноз «синдром Дауна» - это не приговор. Дети с синдромом могут ходить в школу и детский сад. В Москве работает Арт-центр и «Театр простодушных», где занимаются взрослые. Пример сильной воли и трудолюбия – Востриков Андрей из Воронежа, который в сентябре 2006 года представлял Россию на специальных олимпийских играх в Турине и стал абсолютным чемпионом по спортивной гимнастике. В США живёт и работает талантливый художник - Майкл Джургю Джонсон.

  1. Биохимический метод.

Слайд № 16. 

Демонстрация бутылки с газированной водой.

Вопрос учащимся:

- Обращали ли вы внимание на информацию, которая дается на этикетке бутылки с газированной водой? Найдите непонятные слова, которые могут относится к нашему уроку.                                                                                                                                                  - Что такое фенилкетонурия?

- Найдите информацию о данном заболевании в раздаточных материалах. Внимательно прочитайте и выделите в тексте ключевые слова.

Слайд № 17.

Внимательно прочитайте текст «Биохимический метод», внесите данные в таблицу.

Биохимический метод позволяет выявить нарушения обмена веществ и при других наследственных заболеваниях.

Слайд № 18.

Внимательно прочитайте текст. О каком заболевании идет речь? Найдите и исправьте в тексте ошибки.

         Таблица закрывается. Подводится итог.

  1. Рефлексия.

- Ребята, в начале урока вы записали вопрос, на который искали ответ в ходе этого занятия.  Поднимите руку те, кто ответил на поставленный вопрос./ Озвучиваются некоторые вопросы и ответы.

- Какие вопросы еще возникли у вас ?

Подводится общий итог.

Слайд № 19.

  • По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год генетиками фиксируются до 200 новых наследственных заболеваний. На 1000 новорожденных 30-50 детей уже имеют ту или иную наследственную патологию.
  • В России 1 из 1000 новорожденных страдает редким наследственным заболеванием.

Судьба нашего здоровья во многом определяется генами и хромосомами. И какими сочетаниям генов каждого человека природа распорядится, с такими он и живет. Среди многообразия генов могут быть и те, что ведут к талантливости и гениальности, и те, что ведут к наследственным болезням. Наследственных болезней много (4500 форм), большинство из них пожизненны и тяжелы. Но современные научные достижения, особенно прогресс генетики человека, позволяют изменить судьбу человека и семьи. В наших руках есть возможность влиять на нашу наследственность. Каждый из вас должен понимать, что от ответственного отношения к собственному здоровью зависит здоровье ваших детей и внуков.


Полный текст материала Конспект урока и презентация по теме "Методы изучения генетики человека"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мохова Елена Викторовна  Екатерина_Пашкова
учитель биологии и географии, "Вятский технический лицей"
25.08.2015 0 5736 728
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0