Урок по биологии "Строение и работа сердца"; 8 класс




Кушнир Кристина Дмитриевна

Учитель биологии

ГБОУ средняя общеобразоваьельная школа № 260

Г.Санкт-Петербург.

























































Тема урока: «Строение и работа сердца». 8 класс.


Цель урока:

Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.


Тип урока: изучение нового материала. (комбинированный)

Урок является продолжением темы «Органы кровеносной системы» и является главной составляющий следующего урока «Круги кровообращения».

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планируется сформировать следующие Универсальные Учебные Действия:

- познавательные: работа с текстом, с видео, с аудио записью.

- коммуникативные: работа в парах, построение речевых высказываний, представление своей точки зрения, умение слушать другого.

-личностные: определение своего собственного отношения к значению сердца в жизни человека, к ценности человеческого здоровья.

- регулятивные: самооценивание - нужно признать свои ошибки при работе со схемой. Умение планирование работать в парах. Отношение к уроку (рефлексия)

В качестве основных источников знаний используются учебники двух разных программ – Сонина и Пасечника, мультимедиа, презентация (белые слайды на перезентации необходимы для просмотра видео или аудио записей в этот момент), интренет-технологии – видео фрагменты- http://www.youtube.com/watch?v=fGTX2I1aWRw , бьющегося сердца, аудио записи- стук сердца, муляж сердца.

Целепологание: Мотивировать учащихся к познавательной деятельности я решила с помощью примеров из литературы и искусства. Воспоминания произведений искусства, в котором упоминается сердце. Проблемное задание «А совершенно ли сердце»?

Ход урока:

Учитель: Добрый день ребята. Сегодня нам с вами предстоит узнать, пожалуй о самом необычном органе нашего тела. Необычном в том смысле, что никакому другому органу нашего тела не посвящено столько песен, стихов, афоризмов.. Этот орган является символом самого важного и светлого чувства на нашей Земле – любви. Вы догадались?
Ученики: сердце.

Слайд №1 – сердце.

Учитель:режде чем преступить к изучению сердца, я напомню вам, что сердце эволюционировало из кровеносного сосуда. На прошлом уроке мы с вами с сосудами тела познакомились и сейчас необходимо выйти к доске и соотнеси название к соответствующиму сосуду, объяснить свой выбор. На слайде изображены артерия, вена, капилляры. Выходит учащийся, работает у доски.

Слайд № 2 – задание кровеносные сосуды.

Ученик выполняет задание.
Учитель: Давайте вспомним какие-нибудь литературные произведения, фильмы, стихи, посвященные сердцу. Так, здорово. Все я думаю, слышали такие выражения, как щедрое сердце, глупое сердце,
жесткое сердце, большое сердце, каменное сердце, мудрое сердце. Как вы думаете, почему именно сердце характеризуют качествами человека? Учащиеся предполагают.
Проверяем задание на доске. Ученик объяснеят, чем вены отличаются от артерий, обосновывает свой выбор.

Учитель: У Шекспира в гамлете есть выражение «какое совершенство человек».

Слайд № 3 – фраза Шекспира.

А совершенно ли сердце человека? Можем ли мы сказать, что сердце человека совершенно? Учащиеся предполагают, объясняют свою точку зрения.
Учитель: А ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний умирает около 17 млн. Человек, это примерно 30% всех случаев смертей на Земле.

Давайте попробуем во время изучения сердца и его работы, ответить на вопрос: совершенно ли сердце?

Запишите тему сегодняшнего урока:

Слайд № 4: «Строение и работа сердца»

А что вообще означает слово «сердце»? (предполагают) Место расположения. Слайд №5: грудная клетка с сердцем.

Оно расположено в центре грудной полости, за грудиной на уровне 2-го и 5-го межреберья. Запишите эту информацию. Вершиной сердце обращено вниз, а основанием к верху. Такая вот перевернутая пирамида. Масса сердца – 300гр. Размер с кулак. Вот акой есть у вас замечательный муляж. И размеры близки к реальности.

Я думаю каждый из вас сможе ответить, какова функция этого чудного органа?
Ученики: НАСОС.
Учитель: Правально, вот не роматично – насос.

Слайд№ 6: Сердце – центральный орган кроообращения, благодаря его работе кровь беспрерывно циркулирует внутри организма.

И вот этот вот маленький камочек за сутки перекачивает 10.000 литтров крови.

Слайд№ 7: подъемный кран и средце. (факты)

Работу, которую он выполняет равна 180.000 кДж. Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз весом в одну тонну на высоту 5-этажного здания. Откуда у него такая сила? Что ему позволяет так работать на протяжении всей жизни? Учащиеся предполагают.

Откройте стр. 145 учебника Сонина и стр. 111 Пасечника. Вы видите преблизительно такую картинку:

Слайд № 8: сердце из учебника.

Слайд № 9: моя схема сердца. Зарисовываю на доске.

Вам необходимо зарисовать такую схему строение сердца, она отличается немного от реальной, вы видите, что сосуды у меня здесь обращены вниз, но, за то, так легче понять из какой камеры выходит какой сосуд. Когда Вы зарисуете – самостоятельно, попробуйте подписать эту схему. 3 минутки вам на задания. Выполняют.

Так время истекло, а теперь, давайте проверим, как вы справились заданием.

И так, проврека.

Сколько всего камер в сердце?
Ученики: 4-ре!

Учитель:А зачем так много? Рыбы ведь живут с двумя, земноводные с тремя. Зачем вот эта межжелудочковая перегородка?

Ученики: Полное разделение венозной и артериальной крови. И какое преимущество этого дает человеку? Больше кислорода и лучше обмен веществ.

Учитель: А разделение предсердий и желудочков полное? Нет, там клапаны. А зачем они здесь, тут ведь кровь не смешается.

Ученики: Пропускают кровь из предсердий в желудочки и во время сокращений желочков не пропускают обратно в предсердия.

Учитель: верно! Неплотное смыкание клапанов приводи к тому, что кровь частично течет в обратном направлении и это увеличивает нагрузку на сердце. Чаще всего вот такие пороки клапанов возникают после инфекционных заболевний, например ангина, грипп.

А у нас есть полулунные клапаны. Препятствуют возврату крови из артерий в желудочки. Кормашки раздуваются.
Давайте посмотрим видео-фрагмент, как работают наши клапаны – 57 секунда.

Видео. http://www.youtube.com/watch?v=fGTX2I1aWRw

Слайд № 10: белый слайд. Для видео.

А обратите внимание на стенки камер сердца?

Слайд № 11: сердце, чтоб были видны стенки.
Есть ли что-нибудь не обычное? Может размеры разные в камерах? У желудочков толще! Почему? С чем это может быть связано?

Ученткт предполагают.

Разгон крови по кругам кровообращения! Сильной нужно сократиться.

А какая ткань ткань, формирующая сердце – основная?

Ученики: Поперечно-полосатая сердечная!

Учитель: Верно! И вот снова особенность – все внутреннее органы гладкой, а сердце поперечно-полосатой сердечной. В чем же ее особенность?

Ученики: Быстрей сокращается!

Учитель: И обратите внимание

Слайд № 12: клетки поперечно-полосатой сердечной имеют такие специальные перемычки, которые связывают клетки воедино. Это и дает им возможность сокращаться едино, одним целым. Все сокращаются разом.

Мышечная ткань, конечно же основная стенка, формирующая миокард, но не единственная. Стенки сердца образованы трями типами тканей:

Сладй № 13: стенки сердца и схема.

Запишите эту схемку:

- эпикард (соединительная)

-миокард (мышечная) стенка сердца

- эндокрад (эпителиальная)

Само сердце погружено в околосердечную сумку- перикар. Внутри нее небольшое количество жидкости, которую выделяет само сердце. Зачем ему жидкость?

Ученики:

Учитель: Уменьшает силу трения при сокращениях.

Миокард! Все Вы слышали такое сочетание «Ифаркт Миокарда».

Слайд № 14: Сердце с некрозом.

Есть предположения, что это? Ученики предполагают. Некроз мышечной ткани. Гибель кардиомиоцитов. Это происходит из-за прекращения кровооснабжения сердечной мышцы. А что может быть причиной инфарката? Что может повлечь за собой разрыв сердечных сосудов? Учащиеся перечисляют – курение, алкоголь, кофе.

Слайд № 15: сосуды сердца.

Посмотрите сколько вен и артерий оплетают сердце – это коронарные сосуды сердца. Какое мощное кровоснабжение. А что может быть причиной, разрыва этих сосудов? Давление, курение и даже пассивное курение, ожирение, алкоголизм. И все это впервую очередь человеческий фактор.

Послушайте: включаю звук или видео биения сердца.Что это?

Это звук жизни! Слышите, каждый удар, он двойной, а заем небольшая пауза. Почему двойной? И почему именно такая пауза? Давайте разбираться вместе.

Слайд № 16: систолы и диастола сердца

Первый удар – это систола предсердий, сокращение предсердий. Второй – систола желудочков, сокращаются желудочки. И наконец – пауза – диастола, полное расслабление сердца. Такая вот последовательность сокращений и расслобления, называется сердечным циклом. В минуту таких сердечных циклов, в норме, проходит около 70.
Слайд № 17: определение сердечного цикла.

Внимание задание:

Вам необходимо на стр. 112-113, Пасечник. Поработать вместе. Первый вариант, находит информацию про сокращение председий, заполняет соответствующие графы,втрой вариант, тоже самое, но информация о систоле желудочков и уважаемые члены комиссии вам задание, найти нужную информацию о диастоле – полное расслабление сердца. Ребята, обменяйтесь информацией друг с другом.

Слайд № 18: таблица.

Ответы нужно записать в таблицу. Инормация необходима, следующая:
1. Направления движения крови.

2. Состояние створчатых клапанов.

3. Состояние полулунных клапанов.

4. Длительность фазы.

Три минуты на это.

Время истекло, проверям и заполняем таблицу вместе.

Так, а теперь небольшой эксперемент. Первый ряд – вы предсердия, второй ряд – створчатые клапаны, третий ряд – желудочки. Когда я говорю «сокращаются» - вы встаете, соответственно, когда нужно расслабиться – вы садитесь. Створчатые клапаны, вы открываетесь – когда сидите, если вам необходимо захлопнуться, то вы встаете. Попробуем? Игра: систола предсердий, систола желудочков, диастола. И повтор.

Молодцы! Справились.

А если бы я ускорила команды и вам пришлось вставать быстрей и так на протяжении долгого времени, что с вами бы стало. Вы бы устали. А когда у человека сердце бьется быстрей? В каких случаях?Адреналин выделяется? Стресс, кофе, излишний вес, болезни, наркотики. А на что сказывается это ускоренное сокращение?

Ученики: Оно устает. не успевает отдохнуть. Мы мучаем его, заставляя работать быстрей....

Учитель: А есть еще одна уникальность нашего сердца. Многие из вас, я думаю, смотрели медицинские фильмы, и видели, как во время операций сердце достают из груди, а оно..... продолжает биться. Это разве не чудо?

Слайд № 19: белый слайд.

Включаю видео биения сердца. И биться самостоятельно оно может так несколько часов! В учебнике Сонина, на стр. 151.

Слайд № 20: автоматизм сердца Посмотрите – узлы проводящей системы сердца! Это уникальная автономная система сердца, клетки которой самостоятельно, без внешних воздействий, генерируют электрический импульс и предают это возбуждение предсердиям и желудочкам, вызывая их ритмичное сокращение.

Слайд № 21: дефибрилятор. И кардиограмма

Вот почему, когда пытаються сердце человека разбудить дефибрилятором. Передают ему электрический импульс.

Ребята, урок подходит к концу и я хочу услышать ваше мнение. Можем ли мы сказать, что сердце – это соверешнный орган.

Слайд №22: человек Леонардо Давинчи. Сердце. Надпись: «Сердце будет биться...»

Высказывают мнение. А почему столько смертей? Можем ли мы утвеждать, что совершенство работы сердца человека, зависит от самого от него самого?
Приходим к выводу, что совершенство работы сердца в первую очередь зависит от действий самого человека.

Ребята, запишите, пожалуйста, д.з. : вам необходимо выучить конспект. Оценки за урок, все кто получил два сердечка и более, подойти я ставлю вам пять, одно сердечко – четыре.

И у меня просьба, если вам понравился урок, вы узнали что-то новое для себя, что-то поняли. У вас на партах лежат вот такие сердечки, раскрасте их красным, на столько, на сколько вам все понравилось. Если вы удовлетоврены уроком на 100% то раскрасте их полностью. сдайте мне. Спасибо вам за работу на уроке и берегите свое сердце.



Слайд 1
Кушнир Кристина Дмитриевна ГБОУ СОШ №
Слайд 2
Подписать типы кровеносных сосудов и их слои:
Слайд 3
«Какое совершенство – человек!»
Слайд 4
«Строение и работа сердца»
Слайд 5
Располагается на уровне 2го и 5-го межреберья, за грудиной. масса = 300 гр. основание верхушка
Слайд 6
Сердце – центральный орган кровообращения, благодаря его работе кровь беспрерывно циркулирует внутри организма.
Слайд 7
За сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови. За жизнь средней продолжительности примерно 5,7 млн.литров крови. 180.000 кДж. Е
Слайд 8
стр. 145 Сонина, стр. 111 Пасечника
Слайд 9
Схема строения сердца:
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Поперечнополосатая сердечная
Слайд 13
Стенка сердца: -Эндокард (эпителиальна я) -Миокард (мышечная) -Эпикард (соединитель ная)
Слайд 14
Околосердечная сумка – перикард.
Слайд 15
Инфаркт миокарда
Слайд 16
Коронарные сосуды сердца
Слайд 17
Слайд 18
Сердечный цикл – последовательность событий во время одного сокращения сердца. 1.Сокращ ение предсерд ий 2.Сокращение 3.Полное расслаблени желудочковсердца
Слайд 19
Стр. 112-113, Пасечник Фазы сердца Сокращени е предсердий Сокращени е желудочков Пауза (расслаблен ие сердца) Направлен Состояние Состояние Длительно ия створчаты полулунны сть фазы движения х клапанов х клапанов крови
Слайд 20
Слайд 21
Способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом – автоматизм.
Слайд 22
Дефибриллятор
Слайд 23
Кардиограмма -графическая запись электрических импульсов сердца. 2. 1. 3.
Слайд 24
«Сердце будет биться..»
Слайд 25

Полный текст материала Урок по биологии "Строение и работа сердца"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Кристина Дмитриевна  kristusha3836
21.10.2015 4 11994 927

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 11:22, 10.09.2018
Серая кнопка Скачать материал с сайта Pedsovet.su
[Материал]