Урок по биологии "Строение и работа сердца"; 8 класс


Цель урока:

Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Тип урока: изучение нового материала.  (комбинированный)

Урок является продолжением темы «Органы кровеносной системы» и является главной составляющий следующего урока «Круги кровообращения».

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планируется сформировать следующие Универсальные Учебные Действия:

  • познавательные: работа с текстом, с видео, с аудио записью.
  • коммуникативные: работа в парах, построение речевых высказываний, представление своей точки зрения, умение слушать другого.
  • личностные: определение своего собственного отношения к значению сердца в жизни человека, к ценности человеческого здоровья.
  • регулятивные: самооценивание - нужно признать свои ошибки при работе со схемой. Умение планирование  работать в парах. Отношение к уроку (рефлексия)

В качестве основных источников знаний используются учебники двух разных программ – Сонина и Пасечника, мультимедиа, презентация (белые слайды на перезентации необходимы для просмотра видео или аудио записей в этот момент), интренет-технологии – видео фрагменты- http://www.youtube.com/watch?v=fGTX2I1aWRw , бьющегося сердца, аудио записи- стук сердца, муляж сердца.

Целепологание: Мотивировать учащихся к познавательной деятельности я решила с помощью примеров из литературы и искусства. Воспоминания произведений искусства, в котором упоминается сердце. Проблемное задание «А совершенно ли сердце»?

Ход урока:

Учитель: Добрый день ребята. Сегодня нам с вами предстоит узнать, пожалуй о самом необычном органе нашего тела. Необычном в том смысле, что никакому другому органу нашего тела не посвящено столько песен, стихов, афоризмов.. Этот орган является символом самого важного и светлого чувства на нашей Земле – любви. Вы догадались?
Ученики: сердце.

Слайд №1 – сердце.

Учитель:режде чем преступить к изучению сердца, я напомню вам, что сердце эволюционировало из кровеносного сосуда. На прошлом уроке мы с вами с сосудами тела познакомились и сейчас необходимо выйти к доске и соотнеси название к соответствующиму сосуду, объяснить свой выбор. На слайде изображены артерия, вена, капилляры. Выходит учащийся, работает у доски.

Слайд № 2 – задание кровеносные сосуды.  

Ученик выполняет задание.
Учитель: Давайте вспомним какие-нибудь литературные произведения, фильмы, стихи, посвященные сердцу. Так, здорово. Все я думаю, слышали такие выражения, как щедрое сердце, глупое сердце, жесткое сердце, большое сердце, каменное сердце, мудрое сердце. Как вы думаете, почему именно сердце характеризуют качествами человека? Учащиеся предполагают.
Проверяем задание на доске. Ученик объяснеят, чем вены отличаются от артерий, обосновывает свой выбор.

Учитель: У Шекспира в гамлете есть выражение «какое совершенство человек».

Слайд № 3 – фраза Шекспира.

А совершенно ли сердце человека? Можем ли мы сказать, что сердце человека совершенно?  Учащиеся предполагают, объясняют свою точку зрения.
Учитель: А ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний умирает около 17 млн. Человек, это примерно 30% всех случаев смертей на Земле.

Давайте попробуем во время изучения сердца и его работы, ответить на вопрос: совершенно ли сердце?

Запишите тему сегодняшнего урока:

Слайд № 4: «Строение и работа сердца»

А что вообще означает слово «сердце»? (предполагают) Место расположения. Слайд №5: грудная клетка с сердцем.

Оно расположено в центре грудной полости, за грудиной на уровне 2-го и 5-го межреберья. Запишите эту информацию. Вершиной сердце обращено вниз, а основанием к верху. Такая вот перевернутая пирамида. Масса сердца – 300гр. Размер с кулак. Вот акой есть у вас замечательный муляж. И размеры близки к реальности.

Я думаю каждый из вас сможе ответить, какова функция этого чудного органа?  
Ученики: НАСОС.
Учитель: Правально, вот не роматично – насос.

Слайд№ 6: Сердце – центральный орган кроообращения, благодаря его работе кровь беспрерывно циркулирует внутри организма.

И вот этот вот маленький камочек за сутки перекачивает 10.000 литтров крови.

Слайд№ 7: подъемный кран и средце. (факты)

Работу, которую он выполняет равна 180.000 кДж. Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз весом в одну тонну на высоту 5-этажного здания.  Откуда у него такая сила? Что ему позволяет так работать на протяжении всей жизни? Учащиеся предполагают.

Откройте стр. 145 учебника Сонина и  стр. 111 Пасечника. Вы видите преблизительно такую картинку:

Слайд № 8: сердце из учебника.

Слайд № 9: моя схема сердца. Зарисовываю на доске.

Вам необходимо зарисовать такую схему строение сердца, она отличается немного от реальной, вы видите, что сосуды у меня здесь обращены вниз, но, за то, так легче понять из какой камеры выходит какой сосуд. Когда Вы зарисуете – самостоятельно, попробуйте подписать эту схему. 3 минутки вам на задания. Выполняют.

Так время истекло, а теперь, давайте проверим, как вы справились заданием.

И так, проврека.

Сколько всего камер в сердце?
Ученики: 4-ре!

Учитель:А зачем так много? Рыбы ведь живут с двумя, земноводные с тремя. Зачем вот эта межжелудочковая перегородка?

Ученики: Полное разделение венозной и артериальной крови. И какое преимущество этого дает человеку? Больше кислорода и лучше обмен веществ.

Учитель: А разделение предсердий и желудочков полное? Нет, там клапаны. А зачем они здесь, тут ведь кровь не смешается.

Ученики: Пропускают кровь из предсердий в желудочки и во время сокращений желочков не пропускают обратно в предсердия.

Учитель: верно! Неплотное смыкание клапанов приводи к тому, что кровь частично течет в обратном направлении и это увеличивает нагрузку на сердце. Чаще всего вот такие пороки клапанов возникают после инфекционных заболевний, например ангина, грипп.

А у нас есть полулунные клапаны. Препятствуют возврату крови из артерий в желудочки. Кормашки раздуваются.
Давайте посмотрим  видео-фрагмент, как работают наши клапаны – 57 секунда.

Видео. http://www.youtube.com/watch?v=fGTX2I1aWRw

Слайд № 10: белый слайд. Для видео.

А обратите внимание на стенки камер сердца?

Слайд № 11: сердце, чтоб были видны стенки.
Есть ли что-нибудь не обычное? Может размеры разные в камерах? У желудочков толще! Почему? С чем это может быть связано?

Ученткт предполагают.

Разгон крови по кругам кровообращения! Сильной нужно сократиться.

А какая ткань ткань, формирующая сердце – основная?

Ученики: Поперечно-полосатая сердечная!

Учитель: Верно! И вот снова особенность – все внутреннее органы гладкой, а сердце поперечно-полосатой сердечной. В чем же ее особенность?

Ученики: Быстрей сокращается!

Учитель: И обратите внимание

Слайд № 12: клетки поперечно-полосатой сердечной имеют такие специальные перемычки, которые связывают клетки воедино. Это и дает им возможность  сокращаться едино, одним целым. Все сокращаются разом.

Мышечная ткань, конечно же основная стенка, формирующая миокард, но не единственная. Стенки сердца образованы трями типами тканей:

Сладй № 13: стенки сердца и схема.

Запишите эту схемку:

- эпикард (соединительная)

-миокард (мышечная)               стенка сердца

- эндокрад (эпителиальная)

Само сердце погружено в околосердечную сумку- перикар. Внутри нее небольшое количество жидкости, которую выделяет само сердце. Зачем ему жидкость? 


Полный текст материала Урок по биологии "Строение и работа сердца"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Кристина Дмитриевна  kristusha3836
Учитель биологии, ГБОУ средняя школа № 260, Адмиралтейского района, г. Санкт-Петербурга
21.10.2015 0 2468 336

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0