Конспект и технологическая карта урока по биологии для 5 класса по теме "Беспозвоночные"


Конспект и технологическая карта урока по биологии для 5 класса по теме "Беспозвоночные" составлены по УМК Н. И. Сонина линия "Сфера жизни" с учётом требований ФГОС к современному уроку с использованием различных образовательных технологий. Для проведения урока необходимы учебник ("Биология. Введение в биологию." авторы Н. И. Сонин и А. А. Плешаков. изд-ва Дрофа: 2013 г.), проектор или интерактивная доска, электронное приложение к учебнику (скачивается бесплатно с сайта www.drofa.ru), компьютер, коллекция насекомых и раковин, аквариум, справочники по биологии. На уроке используется фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах. Обучающиеся заполняют схему и таблицу, работают с диаграммой, отгадывают загадки, находят пословицы и поговорки о беспозвоночных животных, распределяют животных на три группы - простейшие, беспозвоночные и позвоночные животные.

Технологическая карта изучения темы «Беспозвоночные».

Тема

Беспозвоночные.

Цели и задачи

 

Образовательные: сформировать представления о существенных признаках беспозвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены.

-  Регулятивные УУД: научиться отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: научиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- Познавательные УУД: научиться осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; работать в паре.

Планируемый результат

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, показывать по рисункам части животных: туловище, голова, конечности, классифицировать беспозвоночных животных, объяснять значение животных, характеризовать среду обитания.

Метапредметные УУД: познавательные: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; умение ставить задачи на урок; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Личностные умения: самоопределение – владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, проявление ответственного отношения к природе, любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены.

Основные понятия

Беспозвоночные, простейшие, многоклеточные, позвоночник, кишечнополостные, колония, рифы, черви, паразиты, моллюски, членистоногие, панцирь, ракообразные, паукообразные, губки, насекомые, иглокожие.

Межпредметные связи

Экология, литература, гигиена, география, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебники, электронное приложение (www.drofa.ru), коллекция насекомых и раковин, аквариум, справочник по биологии, компьютер, проектор.

Рабочие листы.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 
 

1. Организационный этап. 1.1. Актуализация знаний

(4 мин)

- На прошлом уроке мы изучали тему «Простейшие». Ответьте на вопросы.

 

- Посмотрите на аквариум. Какие животные обитают в нём? Чем они отличаются друг от друга? На какие группы их можно разделить?

Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Простейшие».

Отвечают на вопросы по аквариуму.

Фронтальный опрос.

1. Какие организмы относятся к простейшим?

2. Чем животные отличаются от растений?

3. В чём сходство и различия между простейшими и бактериями?

4. Какова роль простейших в природе и жизни человека?

Анализируют, кто из животных обитает в аквариуме, на какие группы их можно разделить.

 

1.2. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

 

- На основании каких признаков вы разделили их на такие группы?

 

 

- О какой группе организмов пойдет речь на уроке?

- Дополните недостающие элементы в схеме.

Отвечают на вопрос (по количеству клеток, наличию наружного и внутреннего скелета).

Отгадывают о чем идет речь?

 

Заполняют схему «Животные».

 

Фронтальный опрос.

1. На основании каких признаков вы разделили их на такие группы?

 

 

 

 

Один из обучающихся выходит к доске и заполняет схему «Животные». (Приложение 1.)

 

1.3. Формулирование темы урока, постановка цели (3  мин)

- Итак, тема урока - «Беспозвоночные».

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…». Запишите себе в тетрадь.

- Как построим свою работу на уроке?

- Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в тетради.

 

Записывают фразу. Формулируют цели урока.

 

Планируют деятельность:

- прочитаем текст в учебнике,

- посмотрим на рисунки,

- сравним особенности строения и жизнедеятельности.

В тетрадях записывают, что бы хотели узнать на уроке.

Потом проговаривают свою цель.

 

 

 

Предполагают варианты учебной работы на уроке.

 

 

 

 

2.Основной этап. Изучение нового

 (10 мин)

- Посмотрите материал электронного приложения по теме «Беспозвоночные».

- Посмотрите в учебнике рисунки на стр. 95 и ответьте на вопросы.

 

 

 

 

 

 

- Используя данные из различных справочников, достройте диаграмму (определите какой сектор обозначает членистоногих, а какой моллюсков. (диаграмма транслируется через проектор).

- По диаграмме определите, каких видов беспозвоночных животных больше всего.

Смотрят электронное приложение.

 

 

Находят информацию на рисунке, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Один из учащихся отвечает, какая группа не подписана на диаграмме. (Приложение 2.)

 

Смотрят электронное приложение к УМК по теме «Беспозвоночные» через проектор.

 

Фронтальный опрос:

1. Какие животные относятся к членистоногим, моллюскам, иглокожим, червям, кишечнополостным?

2. Какая группа беспозвоночных животных включает наибольшее количество видов?

3. Животные каких групп беспозвоночных обитают только в воде?

 

Доделывают диаграмму.

Отвечают на вопросы

 

 

 

3. Ориентировочный этап. Систематизация знаний. (15 мин).

- Я вам показываю животных: если это беспозвоночное животное, то поднимаете обе руки вверх, если позвоночное – качаете головой, если простейшее - приседаете.

- Вам необходимо заполнить таблицу. Работаете парами, вместе, как сидите. Можете использовать справочники, интернет, учебник.

Учащиеся встают и выполняют задания физкультминутки.

 

 

 

 

Заполняют недостающие элементы в таблице (Приложение 3).

Через проектор транслируются рисунки различных животных.

 

 

 

 

 

Используя учебник и др. источники информации заполняют недостающие элементы в таблице.

 

 

4. Осмысление содержания. (4 мин)

- Для некоторых животных характерны определённые качества, без которых их представить невозможно. Вспомните их и подберите к каждому качеству беспозвоночное животное.

- Отгадайте загадки о беспозвоночных животных.

Подбирают к каждому качеству животное. (Приложение 4)

 

 

 

 

Отгадывают загадки.

Фронтальный опрос. Подбирают к качеству беспозвоночное (Приложение 4).

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки. (Приложение 5)

 

5. Домашнее задание (3 мин)

 

- Домашнее задание для всех: выучить § 20,

по желанию найти и выписать в тетрадь пословицы и поговорки, в которых упоминаются беспозвоночные животные или найти художественные произведения о беспозвоночных животных.

(Приложение 6.)

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

 

 

6. Рефлексия (3 мин)

- Оцените свою работу на уроке.

- Кого бы вы из одноклассников отметили за активную работу на уроке.

- Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока.

- Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы эти знания пригодились вам в жизни.

Заполняют листочки самооценки. (Приложение 7.)

 

 

 

Индивидуальная работа. Заполняют листочки самооценки.

Анализируют работу одноклассников.

 

 


Полный текст материала Конспект и технологическая карта урока по биологии для 5 класса по теме "Беспозвоночные" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Нина Александровна  Публикатор
учитель биологии, МБОУ "Школы № 66" городского округа Самара
21.03.2016 0 1341 175

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0