Статья: "Экологическое воспитание учащихся средствами биологии"


Ведущей идеей моего опыта экологического воспитания средствами биологии является формирование осознания учащимися ценности окружающей среды и установление основных положений, необходимых для получения знаний и умений, важных для понимания взаимозависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.

Пути достижения результата экологического воспитания учащихся скажутся в таких направлениях:

  • Учащиеся приобщатся к жизни общества, почувствуют причастность к делу глобального масштаба, приобретут практический опыт по решению проблем собственными усилиями, получат опыт общения в коллективе и общения с природой;
  • Собственноручно помогая природе, школьники будут ощущать собственную значимость, нужность, уверенность в своих возможностях, моральное удовлетворение;
  • Осознание положительного результата работы убедит школьников в значимости и нужности их деятельности, будет учить бережному отношению к природным богатствам;
  • Ученики приучатся правильно вести себя на лоне природы, разумно отдыхать и удовлетворять собственные потребности, не в ущерб окружающей среде. В них будет воспитываться дисциплинированность, ответственность, инициативность;
  • Ученики вырастут неравнодушными людьми, у них сформируется желание помочь природе, оздоровить окружающую среду. У школьников сформируются чувства хозяйского отношения к окружающей среде, активная жизненная позиция.

Главная цель моего опыта экологического воспитания: человек должен экологически мыслить, понимать и анализировать факты, находить причины и следствия, принимать соответствующие решения во взаимоотношениях с природой.

Для достижения этого необходимо решить поставленные задачи: систематически осуществлять экологическое воспитание детей в школе, воспитывать человека с активной позицией в отношении проблем окружающей среды, который чувствует свою ответственность, принадлежность к тому, что происходит вокруг, принимает решение, действует.

Экологические проблемы приобрели остроту во всех сферах человеческой деятельности, поэтому воспитательный процесс в современной школе стал невозможен без экологического воспитания. Отношение учащихся к природе неоднозначное и противоречивое. Они любуются ею, осуждают зло и жестокость людей в отношении к окружающей среде. Впрочем, сами часто разрушают природную среду. Вызывает внимание тот факт, что значительная часть учащихся не осознает личной причастности к возникновению и решению экологических проблем. Они не связывают экологические проблемы со своей жизнедеятельностью. Такая ситуация вызвана наличием противоречий во взаимодействии учащихся с природой. А именно между:

  • Осознанием учащимися необходимости решать экологические проблемы и непониманием личной роли в этом процессе;
  • Авторитетом других (родителей, друзей), поступки которых не всегда экологически целесообразные, и личной экологической позицией;
  • Осознанием школьниками необходимости сохранения природы и негативным отношением к отдельным объектам и явлениям природы;
  • Желанием осуществлять практические экологические мероприятия и недостаточной поддержкой друзей, взрослых, местной власти.

Проблемы выживания человека как биологического вида сейчас выдвигаются на первый план в связи с быстрой деградацией окружающей природной среды. В такой ситуации остро встает проблема экологической грамотности и формирования экологической культуры каждого человека.

Человечество, чтобы выжить, должно учиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний, способов деятельности для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.

Самым эффективным будет такое экологическое воспитание учащихся, которое максимально приблизится к их жизнедеятельности; когда учащиеся смогут пользоваться полученными экологическими знаниями в хозяйственной деятельности, быту, образе жизни. Современные школьники, к сожалению, не обучены в повседневной деятельности должным образом вести себя с позиции экологической целесообразности. Они больше разбираются в экологических проблемах и их последствиях для окружающей среды в целом, и не связывают возникновение экологических проблем со своим бытом, не знают какие отходы являются бытовыми, как уменьшить их количество, как они разлагаются в природе и сколько времени нужно для этого. Ученики не осознают того вреда, который наносит каждый, кто выбрасывает мусор где попало. Забывают, что к загрязнителям окружающей среды относится использование духов, курения, пожары. Следовательно, очень важно, на мой взгляд, приблизить экологическое воспитание в школе в повседневной жизни, деятельности с позиции экологической целесообразности. Хотелось бы, чтобы грядущее поколение приблизилось к гармоничному сосуществованию с природой.

В своей деятельности я использую различные формы деятельности: занятия, уроки, труд в природе, научные экологические исследования, внеурочные экологические мероприятия. Во время проведения занятий, уроков деятельность может быть разной, а именно: учебной, игровой, театральной, творческой.

В своей работе по экологическому воспитанию средствами биологии я использую разнообразные методы и приемы.

Так на уроках природоведения в 5 классе применяю прием «Природная цепочка»: составьте историю представлений о Земле от мифов к современности: Неподвижная и плоская --- три кита --- ...

«Ассоциативный»:

Черное море

Соленое            Экологическая беда

Хорошее            Глубокое

Песок                  Сероводород

Рыба                   Загрязненный

«Проблемный вопрос»:

Как свойства воды влияют на ее роль в природе?

«Дополни предложение»:

- Тело одноклеточного организма образовано _________

- Существуют организмы, тело которых образовано лишь из одной клетки, поэтому их еще называют ______________

- Из тканей формируются _______ и т.д.

Прием «Паучок»: составьте схему царств живой природы.

Прием «Мозговой штурм»: чем питаются организмы в разных средах?

Я также использую много других приемов: «Словарная работа», «Свои примеры», «Микрофон», «Блицопрос», «Почемучка», «Принимаю – не принимаю», «Творческая лаборатория», «Синквейн», «Паучок», «Делаю вывод».

Провожу викторины: «Знаешь ли ты природу родного края?», «Узнай лекарственные растения», организую защиту мини-проектов по выбору: «не превратится ли Земля в пустыню?», «Растения – индикаторы состояния окружающей среды», «Правила поведения в природе», «Профессия дождевого червя».

На уроках биологии в 6 классе применяю интерактивные методы: «Джигсоу» («Общая картина из отдельных фрагментов»), естественные диктанты с взаимопроверкой, экологическую игру - медитацию «Дерево», конкурс на лучшую диаграмму «Венна» - составление диаграммы для сравнения автотрофного, гетеротрофного и паразитического типов питания, игру «самый Умный», разгадывание кроссвордов по биологии, прием «Если ...».

Реализация содержания учебного курса природоведения дает возможность проведения различных форм учебных занятий: наряду с традиционными уроками проводить уроки среди природы, экскурсии и практические занятия, комплексно использовать игровые, внеклассные и внеурочные формы учебной деятельности учащихся.

При изучении биологии в 6 – 11 классах в своей профессиональной деятельности я также выбираю активные методы обучения: дискуссии, ролевые и имитационные игры, исследовательскую работу, которую связываю с решением конкретных практических задач, экскурсий и тому подобное. Такие методы пробуждают умственную активность, дают ученикам прочные знания, которые они получают в результате личного опыта, обогащаются опытом социального общения. Разнообразие точек зрения на одну и ту же проблему учит отстаивать свое мнение и уважать точку зрения других. В результате обсуждения и всестороннего анализа вырабатывается общая точка зрения.

Главное внимание на уроках биологии я предоставляю основным понятиям современной экологии; экологическим проблемам человечества, Донбасса, Донецка, раскрытию главных связей между человеком и окружающей средой; воспитанию у учащихся любви к родной природе; охране окружающей среды.

Вопросы экологического характера решаются на уроках биологии во всех классах. Например, в 7 классе во время изучения темы «Растения и окружающая среда»; в 8 классах в процессе изучения группы животных «Красной книги» и причин, по которым они туда попали. В 9 классе при изучении темы «Дыхание. Болезни органов дыхания и их профилактика» поднимается вопрос о причинах и степени загрязнения воздуха в городе Донецке и мерах улучшения состояния охраны природы. В теме «Питание и пищеварение» рассматривается вопрос экологической чистоты продуктов питания, содержании в них вредных для здоровья человека веществ (нитратов, нитритов).

В курсе общей биологии вопросы экологии (11 класс) содержатся в программном материале. Для углубления знаний учащихся по обозначенным вопросам предлагаю темы рефератов и сообщений, проекты, которые учащиеся готовят самостоятельно, используя дополнительные источники информации: газеты, журналы, научно – публицистическую литературу, интернет, компьютерные диски и т.д. Ученики, подбирая материал, знакомятся с последними исследованиями и статистическими данными по Донецкой Народной Республике.

В учебном курсе биологии в 11 классе при разработке уроков я придерживаюсь основной идеи современной школьной методики, которая заключается в организации полноценной учебно-творческой деятельности учащихся, использовании современных методов, приемов, принципов образовательной деятельности, при этом предпочитаю индивидуально-групповой форме работы. Уроки имеют поисковый, творческий характер, направлены на развитие творческого мышления и конструктивного сотрудничества, умение презентовать проработанную тему, вести дискуссии. На уроках биологии я воспитываю чувство ответственности перед будущими поколениями за свои действия, понимание того, что человек – часть природы, умение устанавливать взаимоотношения между понятиями, развивать экологическую культуру.

Ученики приходят к выводу, что с одной стороны, развитие промышленности, транспорта направлено на улучшение условий жизни людей, а с другой оборачивается непосредственной и трудно контролируемой угрозой для здоровья человека, что проблема эта сложна еще и с экономической точки зрения, поскольку устранение или уменьшение источников загрязнения вызывает рост стоимости промышленного производства и транспорта. Радикальное решение этих противоречий заключается, с одной стороны, в совершенствовании технологических процессов и разработке безотходного или малоотходного производства, а с другой – в воспитании высокообразованных в экономически-природоохранных вопросах людей, какими должны стать и сами учащиеся. Моя цель – подвести учащихся к выводам о необходимости разработки не химических, а биолого-экологических, безопасных для наземной фауны и флоры методов борьбы с вредными организмами с помощью регулирования их численности.

Помогают же реализоваться и чувствовать себя человеком, нужным человеком для социума различные конкурсы, участие в МАН. Ученики принимают активное участие в мероприятиях «Чистый двор», «Сохраним елочку», «Вместо елки – новогодний букет», «Сохраним Первоцвет», «Био-Зоо-Эко», «Юный мичуринец».

И все мы знаем, что в воспитании детей семья занимает ведущее место, поэтому экологическое воспитание в семье следует поднять на соответствующий уровень. Можно сказать, что семья и школа пока не действуют согласованно в экологическом воспитании подрастающего поколения, не придерживаются общих исходных позиций в этом вопросе, то есть не осуществляют комплексного подхода к воспитанию. И чтобы достигнуть хорошего результата, обязательно следует заниматься экологическим просвещением.

Примеры тематики экологического просвещения родителей

5 класс. Лекция «Школьники младшего подросткового возраста в семье, формирования их жизненных ценностей». Экологический аспект: формирование ценностного отношения к природе, личной ответственности за поведение и действия в природе.

Беседа «Роль семейных традиций в воспитании подростков». Экологический аспект: семейные традиции как средство передачи детям позитивного опыта общения с природой.

6 класс. Беседа «Подростки в детском и семейном коллективе». Экологический аспект: участие подростков в коллективных акциях экологического направления.

Беседа «Свободное время подростка. Отдых в летние каникулы». Экологический аспект: активный отдых на природе.


Полный текст материала Статья: "Экологическое воспитание учащихся средствами биологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свердлова Лариса Константиновна  sverdlovalk
учитель биологии, учитель-методист, МОУ «ШКОЛА №45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
29.09.2016 0 197 42
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0