Разработка урока по биологии: "Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции"; 9 класс


Цель урока: развитиеe интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения вклада Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории.

Методы обучения: Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», сокращенно технология РЧКМП.

Формы реализации методов обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, решение проблемных задач.

Задачи урока:

  • предметные – познакомиться с вкладом Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории.
  • личностно-ориентированные -  формирование познавательных интересов и мотивов; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.

Приложения:

  1. Фотография Ч. Дарвина.
  2. Текст Чарльз Дарвин.

План урока:

  1. Вызов (10 минут)
  2. Осмысление - Реализация смысла (15 минут)
  3. Размышление - Рефлексия (15 минут)

Ход урока.

Вызов.

Учитель: Добрый день! Сегодня мы не только получим новые знания, но и проверим свою интуицию и умение работать с разными источниками информации.

Учитель: раздает портрет Ч. Дарвина на каждую парту, выводит портрет на слайд (вывешивает на доске). Перед вами портрет человека, что можно предположить о нем?  В какую эпоху он жил? В какой стране? Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)? и т.д.

Обсуждаем фронтально на всю аудиторию, все предположения выносим на доску.

Учитель: В чем-то мы оказались правы, в чем-то не совсем. Давайте назовем этого человека – Чарльз Дарвин. Теперь, когда имена названы, давайте дополним информацию на нашей доске. Каждый сам в течение двух минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Чарльз Дарвин (индивидуальная работа).

Учитель: Теперь обсудите результаты в группе и объедините ваши списки (работа в группах).

Учитель: Давайте объединим все сведения о Чарльзе Дарвине, запишим все предположения на доске (фронтальная работа).

Осмысление (Реализация смысла)

Учитель: Сейчас вы получите текст о Ч. Дарвине. Прежде, чем начать читать его, выслушайте задание: по ходу чтения необходимо карандашом проставлять значки на полях.

Ö  -    это я знал;

+  -    новая информация;

-  -    противоречит моим представлениям;

? -    информация непонятна или недостаточна.

Для удобства дальнейшего обсуждения все предложения пронумерованы.

Учитель: Итак, текст прочитан, обсудите, пожалуйста, в группе свои впечатления, а потом мы поговорим о нем все вместе.

Учитель: Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал? А новая информация для меня? А есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям? Или осталась непонятной для вас?

Учитель: Давайте отредактируем информацию которая записана у нас на доске и добавим новые факты.

Размышление (Рефлексия).

Учитель: Текст прочитан, мы многое узнали о Чарльзе Дарвине.  Можем характеризовать его как интересного человека, талантливого ученого и основоположника эволюционных идей. Скажите, можем ли мы объемную информацию о Ч. Дарвине разделить на блоки и представить в виде схемы – кластера?

Учитель: Давайте сформулируем общую тему нашего кластера. (обсуждение предполагаемых вариантов). Итак, сейчас в группах вы создадите кластер на тему «Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции», используйте линии, стрелки, различные геометрические фигуры для оформления своей схемы. Через 10 минут каждая команда вывешивает свой кластер на доску.

Презентация кластеров, обсуждение.

Учитель: Заключительный этап нашего занятия – индивидуальное составление синквейна.

Приложение №2

Чарльз Роберт Дарвин (1809 -1882)

  1. Британский натуралист и путешественник. (2) Автор эволюционной теории и основоположник учения «дарвинизм».

(3) Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Англии, отец, Роберт Дарвин, был финансистом и успешным врачом, так что семья жила весьма зажиточно. (4) Мать Чарльза, Сьюзанн Дарвин, умeрла, когда мальчику было 8 лет, он практически не запомнил ее.

(5) В школе Чарльз учился весьма неохотно, его не интересовали предметы школьной программы. (6) Вместе с тем, уже в дeтстве Чарльз демонстрировал интерес к исследованию природы. (7) Он активно коллекционировал минералы и насекомых, раковины, очень любил охоту и рыбалку.

(8) В 1825 году отец Чарльза понял, что никакого толку от обучения сына в школе не будет, и отправил его Эдинбургский университет. (9) Учиться на врача Чарльзу также не хотелось, в университете Дарвин учился два года, после этого отец, который очень хотел дать сыну достойное образование, предложил ему духовное поприще. (10) В 1828 году Чарльз поступил в Кембриджский университет на богословский факультет, он готовился стать священником, но занятиям по прежнему не удeлял должного внимания.

(11) Дарвину повезло – ему помогли наконец-то найти любимое дело в жизни, вскоре после окончания университета к нему обратился профессор ботаники Джон Хенслоу, который ранее приметил склонность Чарльза к изучению природы. (12) Чарльзу предлагают стать участником экспедиции, которая отправляется в Южную Америку.

(13) Стартовала экспедиция на корабле «Бигль» в 1831 году и длилась более 5 лет. (14) Исследователи побывали в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, на Галапагосских островах. (15) В ходе путешествия Дарвин добросовестно выполнял обязанности экспедиционного натуралиста, тщательно исследовал флору и фауну тех территорий, на которых побывала экспедиция. (16) Чарльз собрал большую коллекцию окаменелостей и минералов, чучел животных, составил несколько гербариев, ход проведения экспедиции был подробно зафиксирован в дневнике Дарвина.

(17) В октябре 1836 года путешествие было окончено, у Дарвина теперь был огромный собранный материал, и он решил сосредоточиться на его обработке. (18) Работа эта длилась 20 лет, был выпущен дневник путешествия, который стал очень популярной книгой в широких кругах общества.

(19) В 1842 году Дарвин принял решение уехать подальше от городской суеты и перебирается в поместье Доун, здесь он проводит 40 лет размеренной и спокойной жизни.

(20) В 1859 году Дарвин опубликовал свою самую известную книгу «Происхождение видов путем естественного отбора». (21) Она, как сказали бы сейчас, стала скандальной, в то время было принято считать, что Земля и все живое на ней было создано так, как описано в Библии. (22) Дарвин же заявил, что природа развивалась в течении миллионов лет. (23) В 1864 году он получает Коплеевскую золотую медаль, становится почетным членом-корреспондентом Петербургской академии также получает ряд других наград.

(24) 19 апреля 1882 года Чарльз Роберт Дарвин умер.

Основные достижения Дарвина

  • (25) Стал первым ученым, который сумел объяснить теорию, согласно которой все живые организмы имеют общих предков, от которых эволюционируют.
  • (26) Открытия, сделанные Дарвином, стали основой синтетической теории эволюции в современном ее виде.
  • (27) Движущие факторы эволюции по теории Ч. Дарвина: борьба за существование, естественные отбор.

Полный текст материала Разработка урока по биологии: "Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гудина Елена Юрьевна  Екатерина_Пашкова
учитель биологии и химии, МАОУ СОШ №10 села Покровское, Свердловской области
28.08.2015 0 5605 662
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0