Конспект урока по литературе для 11 класса «Образ Дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"»


1. Организационный момент

Проверьте готовность к уроку: для работы  нам понадобятся тетради по литературе, черновики, ручки.

Сегодня на уроке мы проведём творческую мастерскую.

Напоминаю, творческая мастерская – это то место, где каждый из вас превращается в мастера, работающего с замечательным материалом и волшебным инструментарием – русским языком.  Конечным изделием  мастерской будет текст. Я уверена, он будет красивым, точным, логичным, образным, обязательно будет отражать ваше индивидуальное видение. Но не забывайте: в мастерской мы обязательно делимся интересными находками друг с другом, выслушиваем альтернативные точки зрения, никого не критикуем, а лучшее берём на вооружение, работаем индивидуально и в группах.

Я желаю вам успешной и плодотворной работы.

2. Индуктор.

Сегодня мы обратимся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»

-Прочтите текст, данный на экране, и скажите, какой приём использует автор в построении этого фрагмента.

«Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже <…> засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна»

(Использован приём противопоставления. Контраст. Антитеза)

3. Самоконструкция.

1) Деконструкция

-Выпишите из текста фразы, создающие контраст ( в два столбика)

(«засветился слабенькими жёлтенькими огнями» и «сильно и весело загорелись окна»)

- Что конкретно сравнивает автор? Запишите одним словом

(свет)

-Запишите прилагательные- ассоциации к  слову «свет», относительно описания окон инженера Лисовича (записывают под фразой: «засветился слабенькими жёлтенькими огнями»  )

(тусклый, тёмный, невзрачный, грязный, липкий, больной, неприятный, неуютный)

-Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились.

-Запишите прилагательные-ассоциации к слову «свет», относительно описания окон Турбиных (записывают под второй фразой) (яркий, мощный, здоровый, вселяющий надежду, оптимистичный,  надёжный, согревающий, путеводный)

-Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились

- Обведите в каждом столбике слова-ассоциации, которые, на ваш взгляд, характеризуют  не только свет, льющийся из окон, но и хозяев этих квартир.

(Лисович – неприятный, невзрачный, липкий. Турбины – яркие, надёжные, здоровые)

2)Реконструкция

- Сделайте вывод: для чего автор дал контрастное описание светящихся окон этих семей.

-Письменно дайте ответ на вопрос: какую роль в тексте романа играет описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных.

1 этап – каждый работает индивидуально.

3. Социализация.

2 этап – обсуждение в группах, составление единого текста от группы.

4. Афиширование.

-Предлагаю каждой группе прочитать коллективно созданный текст. (Выступает 1 человек от группы)

(Описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных является средством характеристики героев романа, деталью их портретов. Семьи, живущие в доме, отличаются друг от друга так же, как отличается свет, падающий из их окон.

      Лисович – это неприятный скользкий тип, лишённый высоких духовных качеств, сосредоточенный лишь на том, чтобы понадёжнее спрятать деньги. В его квартире  холодно, темно и неуютно. У этого героя нет сил сопротивляться трудным жизненным обстоятельствам, всё, на что он способен, - спрятаться и переждать, когда минует опасность. Свет из окон его квартиры такой же: очень тусклый, не способный противостоять тьме, окутавшей всё вокруг.

 Турбины совсем другие. Это дружная крепкая семья, в которой царит любовь, взаимопонимание и бережное отношение друг к другу. Они сплочены и готовы противостоять любым испытаниям. Поэтому и свет из окон их квартиры мощный, весёлый, похожий на свет маяка, необходимого во времена житейских бурь и непогоды.

Тусклый свет – яркий свет – это зрительный образ. Вы абсолютно верно отметили, что описание светящихся окон квартир – это средство характеристики героев. Качество света хорошо соотносится с поступками, внешним видом, интерьером квартир, речью героев. То есть описание света помогает нам дать  внешнюю характеристику героям романа.

5. Разрыв.

-Предлагаю прочитать ещё одну фразу из романа.

«Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен.»

-Задумайтесь над  символикой этой фразы? Какая характеристика содержится здесь и что характеризуется?

Символом чего в данном случае выступает абажур?

(Абажур в данной фразе – это символ семьи, её единения. Здесь содержится внутренняя характеристика семьи.  Семью можно назвать настоящей, когда она представляет собой единое целое, состоящее из любящих людей, объединённых этой любовью и уважением друг к другу.

Лампа без абажура – это нарушение гармонии, это разрушение. Лампа без абажура слишком ярко светит, слепит глаза, уничтожает уют.

Автор призывает сохранять и беречь семью как великую ценность, способную подарить тепло, свет и уют.)

-Чтобы семья была счастлива, важна атмосфера, царящая в доме, верно?

-Получается, что слово «дом» мы можем рассматривать не только как строение, в котором живут люди, но и как место, объединяющее семью. То самое место, где может царить любовь и взаимопонимание, а может преобладать холодность во взаимоотношениях и отчуждение.

6. Создание нового творческого продукта.

-Используя материал сегодняшнего урока, а также знание содержания текста романа,  создайте текст на тему: «Дом в изображении М.А.Булгакова»

(работа в группах)

7. Афиширование

Каждая группа читает получившийся текст и вывешивает его на доску.

(По окончании урока желающие могут подойти к работам и поставить условный знак на той работе, которая ему кажется наиболее полной, качественной, убедительной)

8. Рефлексия.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас поделился своими мыслями, своими представлениями о том, каким должен быть Дом.

Написание синквейна.

(Дом

Светлый, уютный

Понимают, ждут, любят

Дом – это не стены и крыша, это святое место, где душе спокойно и легко

Жизнь)

9. Домашнее задание.

Найти  в тексте романа и выписать названия предметов-символов Дома Турбиных. Поразмышлять, что они символизируют


Полный текст материала Конспект урока по литературе для 11 класса «Образ Дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурунова Наталья Леонидовна  Публикатор
Учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ № 4" г. Всеволожска Ленинградской области
13.10.2015 0 2210 173
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0