Конспект урока по литературе для 11 класса «Образ Дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Всеволожска, Ленинградской области









Технологическая карта урока литературы

(творческая мастерская)

по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

11 класс

Учитель: Бурунова Н.Л.
















Г. Всеволожск

2015






Ход мастерской

1. Организационный момент

Проверьте готовность к уроку: для работы нам понадобятся тетради по литературе, черновики, ручки.

Сегодня на уроке мы проведём творческую мастерскую.

Напоминаю, творческая мастерская – это то место, где каждый из вас превращается в мастера, работающего с замечательным материалом и волшебным инструментарием – русским языком. Конечным изделием мастерской будет текст. Я уверена, он будет красивым, точным, логичным, образным, обязательно будет отражать ваше индивидуальное видение. Но не забывайте: в мастерской мы обязательно делимся интересными находками друг с другом, выслушиваем альтернативные точки зрения, никого не критикуем, а лучшее берём на вооружение, работаем индивидуально и в группах.

Я желаю вам успешной и плодотворной работы.

2. Индуктор.

Сегодня мы обратимся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»

-Прочтите текст, данный на экране, и скажите, какой приём использует автор в построении этого фрагмента.

«Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже <…> засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна»

(Использован приём противопоставления. Контраст. Антитеза)

3. Самоконструкция.

1) Деконструкция

-Выпишите из текста фразы, создающие контраст ( в два столбика)

(«засветился слабенькими жёлтенькими огнями» и «сильно и весело загорелись окна»)

- Что конкретно сравнивает автор? Запишите одним словом

(свет)

-Запишите прилагательные- ассоциации к слову «свет», относительно описания окон инженера Лисовича (записывают под фразой: «засветился слабенькими жёлтенькими огнями» )

(тусклый, тёмный, невзрачный, грязный, липкий, больной, неприятный, неуютный)

-Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились.

-Запишите прилагательные-ассоциации к слову «свет», относительно описания окон Турбиных (записывают под второй фразой) (яркий, мощный, здоровый, вселяющий надежду, оптимистичный, надёжный, согревающий, путеводный)

-Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились

- Обведите в каждом столбике слова-ассоциации, которые, на ваш взгляд, характеризуют не только свет, льющийся из окон, но и хозяев этих квартир.

(Лисович – неприятный, невзрачный, липкий. Турбины – яркие, надёжные, здоровые)

2)Реконструкция

- Сделайте вывод: для чего автор дал контрастное описание светящихся окон этих семей.

-Письменно дайте ответ на вопрос: какую роль в тексте романа играет описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных.

1 этап – каждый работает индивидуально.

3. Социализация.

2 этап – обсуждение в группах, составление единого текста от группы.

4. Афиширование.

-Предлагаю каждой группе прочитать коллективно созданный текст. (Выступает 1 человек от группы)

(Описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных является средством характеристики героев романа, деталью их портретов. Семьи, живущие в доме, отличаются друг от друга так же, как отличается свет, падающий из их окон.

Лисович – это неприятный скользкий тип, лишённый высоких духовных качеств, сосредоточенный лишь на том, чтобы понадёжнее спрятать деньги. В его квартире холодно, темно и неуютно. У этого героя нет сил сопротивляться трудным жизненным обстоятельствам, всё, на что он способен, - спрятаться и переждать, когда минует опасность. Свет из окон его квартиры такой же: очень тусклый, не способный противостоять тьме, окутавшей всё вокруг.

Турбины совсем другие. Это дружная крепкая семья, в которой царит любовь, взаимопонимание и бережное отношение друг к другу. Они сплочены и готовы противостоять любым испытаниям. Поэтому и свет из окон их квартиры мощный, весёлый, похожий на свет маяка, необходимого во времена житейских бурь и непогоды.

Тусклый свет – яркий свет – это зрительный образ. Вы абсолютно верно отметили, что описание светящихся окон квартир – это средство характеристики героев. Качество света хорошо соотносится с поступками, внешним видом, интерьером квартир, речью героев. То есть описание света помогает нам дать внешнюю характеристику героям романа.

5. Разрыв.

-Предлагаю прочитать ещё одну фразу из романа.

«Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен.»

-Задумайтесь над символикой этой фразы? Какая характеристика содержится здесь и что характеризуется?

Символом чего в данном случае выступает абажур?

(Абажур в данной фразе – это символ семьи, её единения. Здесь содержится внутренняя характеристика семьи. Семью можно назвать настоящей, когда она представляет собой единое целое, состоящее из любящих людей, объединённых этой любовью и уважением друг к другу.

Лампа без абажура – это нарушение гармонии, это разрушение. Лампа без абажура слишком ярко светит, слепит глаза, уничтожает уют.

Автор призывает сохранять и беречь семью как великую ценность, способную подарить тепло, свет и уют.)


-Чтобы семья была счастлива, важна атмосфера, царящая в доме, верно?

-Получается, что слово «дом» мы можем рассматривать не только как строение, в котором живут люди, но и как место, объединяющее семью. То самое место, где может царить любовь и взаимопонимание, а может преобладать холодность во взаимоотношениях и отчуждение.


6. Создание нового творческого продукта.

-Используя материал сегодняшнего урока, а также знание содержания текста романа, создайте текст на тему: «Дом в изображении М.А.Булгакова»

(работа в группах)


7. Афиширование

Каждая группа читает получившийся текст и вывешивает его на доску.

(По окончании урока желающие могут подойти к работам и поставить условный знак на той работе, которая ему кажется наиболее полной, качественной, убедительной)


8. Рефлексия.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас поделился своими мыслями, своими представлениями о том, каким должен быть Дом.

Написание синквейна.

(Дом

Светлый, уютный

Понимают, ждут, любят

Дом – это не стены и крыша, это святое место, где душе спокойно и легко

Жизнь)

9. Домашнее задание.

Найти в тексте романа и выписать названия предметов-символов Дома Турбиных. Поразмышлять, что они символизируют




Технологическая карта урока,

реализующего системно-деятельный подход и формирование УУД


Предмет: литература

Класс: 11

Учитель: Бурунова Наталья Леонидовна

Автор УМК: Курдюмова Т.Ф.

Тема урока: «Образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок практико-ориентированный

Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, экран, рабочие тетради.

Цели:

1. Обучающие:

- создание условий для постижения учащимися идейно-художественного содержания романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

-отработка навыков владения устной и письменной речью

2. Развивающие:

- отработка навыков аналитической работы с текстом

-отработка умения интерпретировать прочитанное

-отработка навыков создания текста

3. Воспитательные:

- воспитание чуткого отношения к художественному слову

- развитие языкового чутья, воспитание бережного от ношения к слову











Планируемые результаты


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи:

Умение объективно оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Систематизация материала, составление алгоритма действий при решении проблемы


























Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу

-приветствие

-проверка готовности учащихся к уроку

-настрой учащихся на работу

-приветствие учителя

-организация своего рабочего места

-демонстрация готовности к уроку

Личностные: эмоциональный настрой на урок

Коммуникативные: слушание собеседника

2. Индуктор.


Мотивировать дальнейшую деятельность учащихся;

Актуализировать личный опыт учащихся, связанный со смыслом деятельности

Ознакомление учащихся с текстом

Постановка проблемного вопроса

-поиск ответа на вопрос на основе прочитанного текста

Познавательные: осмысленное чтение и анализ текста

Коммуникативные: умение слушать собеседника, точно выражать свои мысли

Личностные: проявление интереса, саморегуляция



3. Самоконструкция.

1) Деконструкция


2)Реконструкция



Совершенствовать навыки работы с текстом, словом. Работа по созданию собственного текста.

Продолжение работы с проблемной ситуацией индуктора

-выбор того, что удовлетворяет условиям задания

- поиск ассоциаций и их словесное оформление

Познавательные: активизация творческого движения мысли

Коммуникативные: умение работать в группах

Личностные: проявление позитивного отношения к другим и готовность к сотрудничеству.

3. Социализация.


Совершенствовать навыки представления собственного продукта всем участникам

Организация учебного взаимодействия групп

Слушают, анализируют, обсуждают

Познавательные: активизация умения построить логически выстроенный текст

Коммуникативные:

Умение участвовать в полилоге

Личностные: проявление интереса к выступлению одноклассников; умение формулировать собственное мнение


Афиширование

Создать условия для представления продукта аудитории

Организация работы групп

. Слушают, анализируют, обсуждают

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Личностные: проявление интереса

5. Разрыв.


Создать ситуацию, которая приведёт к ощущению потребности в новом знании


Ознакомление учащихся с новым фрагментом текста

Выявляют отличие данного фрагмента от предыдущего.

Интерпретируют



Познавательные: активизация навыков создания текста

Коммуникативные: умение работать в группе

Личностные: проявление творческой активности, умения работать в группе

6. Создание нового творческого продукта.

Работа в группах


Создать условия для отражения чувств, ощущений, возникших у участников во время проведения мастерской

Организация работы групп

Работа в группе по созданию конечного продукта

Оформление письменного высказывания на предложенную тему.

Познавательные: активизация навыков прямого, точного и полного ответа на поставленный вопрос

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Личностные: проявление уважительного отношения к труду окружающих

7. Афиширование



Создать условия для представления продукта аудитории

Организация работы групп

Слушают, анализируют, обсуждают

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Личностные: проявление интереса

8. Рефлексия.



Дать возможность выразить собственное мнение по данному вопросу

Организация написания синквейна

Оформление письменного ответа

Познавательные: активизация навыков точного выбора слов

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Личностные: проявление творческого видения

9. Домашнее задание

Продолжить размышления по вопросам, затронутым на уроке

Дать задание, связанное с темой урока

Внимательно отобрать материал

Познавательные:

Совершенствование навыков работы с текстом большого объёма

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Личностные: проявление интереса к литературному произведению






















Слайд 1
«Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и , трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна»
Слайд 2
«Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен.»
Слайд 3
«Дом в изображении М.А.Булгакова»

Полный текст материала Конспект урока по литературе для 11 класса «Образ Дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурунова Наталья Леонидовна  Публикатор
13.10.2015 0 3418 332

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0