Урок по литературе на тему «Иван Алексеевич Бунин. "Темные аллеи»


Цель:

  • выяснить тематику цикла «Темные аллеи» Бунина, познакомиться с одноименной новеллой.

Задачи:

  • предметные: понять значение любви в творчестве Бунина, увидеть особенности раскрытия этой темы автором;
  • метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
  • личностные: подтолкнуть учащихся к мысли о любви в жизни каждого; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу каждого, ответственность за свои поступки, развивать любовь к литературе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся, мотивация восприятия.

-Ребята, я буду читать  вам кусочки из произведений И. А.Бунина, а ваша задача вспомнить откуда они.

1. «Догорел апрельский светлый вечер...»

"А Весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая, —

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля."

2. «Цифры»

"И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово! Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!"

3. «Листопад»

"Лес, точно терем расписной..."

4. «Косцы

-Следующий рассказ был написан писателем в эмиграции.

"Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня."

5. «Кавказ»

"Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов."

Этот замечательный рассказ принадлежит к циклу «Темные аллеи», первый рассказ которого дал имя самому циклу, создававшемуся тоже в эмиграции.

Вспомним, что темой рассказа - любовь мужчины и женщины. Именно этой темой и пронизан цикл «Темные аллеи». Но в каждом произведении цикла она преломляется по – разному.

III. «Темные аллеи». Слово учителя.

Любовной теме И. А. Бунин посвятил большую часть  произведений, от первых до последних. Сборник "Темные аллеи" воплотил все многолетние размышления писателя о любви. Бунин видел ее повсюду. Для него это понятие было весьма широко.

Рассказы Бунина – это философия. Любовь он видит в каком-то особом свете, в то же время  отражая чувства,  испытанные каждым человеком. С этого взгляда любовь  общая для всех.

Одноименный рассказ стоит первым в сборнике. Названию рассказа поспособствовало стихотворение Огарева «Необыкновенная повесть». Работая над рассказом Бунин вспомнил, что когда-то, читая сборник стихов Огарева, он увидел следующие строки:

«Кругом шиповник алый цвел, 

Стояла темных лип аллея...»

Это вызвало в душе Бунина воспоминания о русской осенней поре,ненастье, старом военном времени... Затем возник рассказ, который Иван Алексеевич назвал  взятыми из стихотворения словами: "Темные аллеи". Так возник образ «темных аллей» в его первоначальном значении. Впоследствии этот образ расширяется до образа человеческой души, ее непостижимости. 

IV. Чтение и осмысление текста.

-Как вы уже поняли, сегодня мы будем читать новеллу Бунина, которая называется «Темные аллеи». Какие же  мысли, ассоциации у вас вызывает заголовок?

(Лес, поздний вечер, мрак, темнота, вой ветра.)

- Как вы думаете, какой должна быть тональность произведения?

(По тональности рассказ печальный, грустный, страшный, занимательный.)

-Определите, по-вашему мнению, основную мысль ?

(Люди считали это место нечистым, поэтому обходили стороной.

Действие происходит в городе с рестораном «Темные аллеи». Однажды туда приехал знаменитый художник и увез с собой официантку. Они жили долго и счастливо, часто вспоминали «Темные аллеи».)

-Очень хорошо, но пока четкого представления о рассказе у вас  нет. Сейчас я вам назову  цепочку слов , а вам нужно будет выстроить сюжет.

  1. холодное осеннее ненастье
  2. тарантас
  3. стройный военный старик
  4. горница
  5. красивая не по возрасту женщина
  6. самовар
  7. хозяйка
  8. чистота
  9. любила
  10. бросили
  11. не простила
  12. жена
  13. сын
  14. поехали дальше
  15. богатеет

(Дети приводят свои прогнозы.Например:

"В холодное осеннее ненастье старый тарантас подъехал к трактиру. Из него вышел стройный военный усатый старик. Он вошел в светлую горницу и увидел высокую красивую не по возрасту женщину. Она поставила самовар.Это была хозяйка. Вокруг все было чисто и уютно. За чаем она поведала, как любила и как ее бросили. Предательство она до сих пор не простила. А мужчина рассказал о своей жене и сыне. После чая он и его слуга поехали дальше. Идет время, а он богатеет.")

 

-Очень интересный прогноз. Кто еще желает рассказать свой сюжет?

-Атеперь обратимся к оригиналу. Но читать будем с остановками.

 

«В холодное осеннее ненастье, ...- Эй, кто там!»

 

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

(В помещение вошла красивая женщина и она очень понравилась гостю.)

 

- А теперь давайте прочитаем следующую часть рассказа.

«Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, ...- Надежда! Ты? – сказал он торопливо.»

 

-Как вы считаете, что произойдет дальше?

(Это была его бывшая любовь, которую он потерял, а сейчас нашел.)

 

-Мы снова продолжаем чтение, вследим за  сюжетом.

 "Я, Николай Алексеевич, - ответила она....- Прикажи подавать…»

 

-А как теперь будут развиваться действия?

(Николай Алексеевич посадил Надежду, и они поехали домой к нему и жили долго и счастливо.)

 

-Давайте же узнаем, что на самом деле было.

«Когда поехали дальше, ...Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…»

 

- А сейчас давайте вернемся к нашей цепочке  слов. Какие из них, по-вашему, наиболее значимы?

(Учащиеся по очереди называют ключевые слова и объясняют их выбор.).

 

- Как вы думаете, о чем повествует нам  рассказ и какие проблемы ставит перед нами Бунин. Свой ответ изложите письменно.

(Чтение эссе.)

-А теперь давайте составим вместе с вами синквейны.

1) Николай Алексеевич.

Стройный, несчастный.

Краснеет, вспоминает, жалеет.

Не нашел своего счастья.

2) Надежда.

Красивая, аккуратная.

Любит, прощает, богатеет.

Сложилась удачная жизнь.

-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке. А сейчас я вам прочту стихотворение Огарева «Обыкновенная повесть».

 

- Из одного произведения появляется другое. Докажите, что  рассказ «Темные аллеи» И. Бунина эристичен к сюжету стихотворенияН.Огарева «Обыкновенная повесть» . Вы должны сопоставить  произведения. Это ваше домашнее задание.

 

V. Вывод урока.

Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? Какие уроки вынесли для себя? Над чем задумались?


Полный текст материала Урок по литературе на тему «Иван Алексеевич Бунин. "Темные аллеи» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Одинченко Елена Александровна  Публикатор
31.10.2015 0 9699 498

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК