Характеристика личности ученицы 8 класса


Жизненные условия

1. Семейное влияние. Социальное положение.

Семья Д. живет в благоустроенной двухкомнатной квартире в пятиэтажном доме типа «хрущёвка». Девочке и её сестре выделена отдельная комната. Семья полная, двое детей. Образование отца – среднее специальное, строительное; образование матери – основное общее.

Дома ребёнку обеспечиваются хорошие условия для подготовки к занятиям в школе. У девочки есть рабочее место (стол), компьютер, небольшая библиотека из учебной, научно-популярной, художественной литературы. Родители заинтересованы в успехах дочери, отец всегда приходит на родительские собрания, поддерживает телефонную связь с классным руководителем. Родители обеспечивают девочку всем необходимым для учёбы: письменными принадлежностями, учебной литературой, одеждой. Отец и мать Д. поощряют участие девочки в различных конкурсах. Все это отражается на результатах учёбы Д. и на её достижениях. У девочки, как правило, хорошие оценки, она всегда готова к урокам.

2. Внесемейные и внешкольные влияния.

Д. не занимается в учреждениях дополнительного образования. Девочка не очень контактна, круг её общения ограничивается преимущественно школой и семьёй. Она с удовольствием принимает участие в интеллектуальных конкурсах, ходит с классом на различные культурные мероприятия (театр, музеи выставки). В то же время Д. не очень много читает; основной круг её чтения составляют произведения, входящие в школьную программу и различные научно-популярные издания для школьников («Я познаю мир» и др.).

В свободное время Д. играет на компьютере, ищет интересные странички в интернете, читает, общается с друзьями (в основном среди одноклассников). Мы не располагаем информацией о детских неформальных компаниях, членом которых она является. В жизни девочки очень большое значение имеет её семья, что проявляется в её рассказах о родителях, о сестре. Видимо, во многом это объясняется особенностями национальности: семья Д. – выходцы из Дагестана.

Внешняя картина личности

1. Проявления

Д. имеет ярко выраженную южную внешность: черные волосы, черные глаза, смугловатая кожа. Волосы длинные, всегда заплетены в косу. Черты лица правильные, крупные. Голова большая, круглой формы. Девочка очень опрятна; кожа, одежда, волосы всегда чистые; содержит в порядке свои вещи. Одежда скромная, соответствует требованиям к школьной форме. Обычно это брюки классического покроя, свитер или водолазка с черной вязаной жилеткой.

Движения, как правило, небыстрые, однако иногда сквозь неторопливость и размеренность прорывается импульсивность, порывистость. В эти моменты становятся быстрыми движения глаз, напрягается тело. Возникает впечатление, что девочка собирается кинуться на какое-то препятствие. Обычно такое поведение наблюдается в ситуациях, когда Д. чем-то раздражена (например, она, главный дежурный в классе, не может заставить одноклассников отправиться на посты) или когда решает какое-то задание, требующее быстроты реакции и определённой смелости (придумать и записать на доске продолжение шуточного стихотворения).

Однако чаще всего, как мы уже отмечали, движения небыстрые, в них чувствуется некоторое напряжение, спина слегка сутулится, жестикуляция слабая. В то же время мимика достаточно выразительная; часто на лице бывает выражение озабоченности или какого-то испуга.

Голос обычно тихий, низкий, хотя иногда Д. кричит (в ситуациях, о которых шла речь выше). Темп речи средний, интонация не вологодская (видимо, южнорусская), речь плавная. Девочка обычно немногословна, речь грамматически правильна, с литературными синтаксическими конструкциями. Мы не слышали от Д. просторечную лексику или жаргонные слова.

2. Способ поведения

В поведении активность и пассивность проявляются в зависимости от ситуации. При выполнении учебных заданий Д. проявляет инициативу и активность, в случае работы в группе выступает в роли организатора деятельности товарищей. В ситуациях неформального общения школьников на перемене, участия в конкурсах на мероприятии Д. чаще всего пассивна, не проявляет инициативы. От общения девочка не уклоняется, но и его инициатором, как правило, не выступает. Поведение обычно организовано, действия и движения осмыслены и целенаправленны.

Отношение к самой себе девочка при нас ни разу не высказывала, однако некоторые выводы о нём можно сделать на основе наблюдаемых особенностей поведения. Можно констатировать наличие несколько заниженной самооценки. О ней свидетельствуют поведение девочки при ответах на вопросы учителя (если Д. не знает ответа, она вся как будто сжимается), отсутствие инициативы при контактах с людьми, некоторая зажатость в движениях. К своей внешности Д. относится внимательно, пользуется декоративной косметикой. Старается следить за своим здоровьем: зимой катается на коньках, летом на велосипеде, старается, по её словам, придерживаться режим дня. Аккуратна по отношению к своим вещам, содержит их в порядке.

В коллективе обычно пассивна, хотя не имеет склонности к конформизму. Если с чем-то не согласна, не будет спорить, но и не станет поступать так, как остальные. Оказываясь в роли руководителя (при организации дежурства) пытается проявлять авторитарные качества, однако одноклассники её не слушают. Это расстраивает Д.

К одноклассникам обычно относится доброжелательно, хотя иногда у неё возникают небольшие конфликты с мальчиками. По отношению к учителям вежлива, послушна. Если вступает в контакт с учителем в неформальной обстановке (на перемене), всегда задаёт вопросы четко, конкретно, лаконично. К родителям относится с уважением и любовью, о чем можно судить по отзывам девочки о них. Непосредственно наблюдать взаимодействие Д. с родителями мы не имели возможности.

В классе к Д. относятся доброжелательно, принимают в общий разговор, выслушивают ей слова. Однако мальчики, по-видимому, недолюбливают её или считают слишком серьёзной: на 8 марта почти все отказывались дарить Д. подарок.

При психологически значимых ситуациях в поведении Д. обычно проявляется возбуждение, ускорение движений, напряженность. Как мы уже отмечали, в конфликте девочка может перейти на крик. При работе в группе Д. сразу чётко организует работу товарищей, проявляя при этом повышенное волнение, при получении индивидуального задания внешне волнения не проявляет, спокойно выполняет задание.

При редких замечаниях со стороны учителей в свой адрес (например, за то, что подсказывает товарищам) Д. не прекословит, поступает так, как требует педагог. Такие реакции как обида, негативизм, сопротивление не были отмечены.

С первого класса девочка училась на 4 и 5. В начальной школе преобладала оценка «5» (по русскому языку и математике – только оценка «5»). В средней школе появляются четвёрки по русскому языку при сохранении оценки «5» по математике. В 8 классе, с началом обучения в профильном физико-математическом классе у Д. появляется оценка «3» за четверть по английском языку. По остальным предметам сохраняются оценки «4» и «5» (математика, физика – «5»; русский язык – «4»).

Эмоционально-волевая сфера личности

Д. обычно спокойна, сдержанно улыбается. Видимо, у неё чаще бывает пониженное настроение, что отражается в выражении лица (опущенные уголки рта, беспокойное выражение глаз). Такое настроение связано, вероятно, с тем, что девочка тревожится из-за успеваемости. Если Д. поставлена плохая оценка или сделано замечание, настроение девочки резко ухудшается, глаза краснеют. В то же время настроение девочки повышается при участии в различных классных мероприятиях, при общении с товарищами, после получения хороших оценок или похвалы учителя.

Мы наблюдали поведение девочки в стрессовых состояниях, возникающих в учебной деятельности: на контрольных, при неожиданных сложных вопросах учителя, при переписывании работы, написанной на оценку «два». В этих случаях действия девочки становятся медленнее, она проверяет и перепроверяет работу, долго думает над ответом. Однако несмотря на это Д. допускает ошибки по невнимательности, вероятно, вызванные чрезмерным волнением. Мы не наблюдали у Д. аффективных реакций, но, видимо, они возможны, учитывая порывистые, импульсивные движения, переход на повышенный голос и крик в некоторых ситуациях (см. выше).

В целом, по всей видимости, можно говорить о том, что в поведении Д. преобладают астенические эмоции (печаль, состояние тревоги, беспокойство), которые могут влиять на результаты интеллектуальной и практической деятельности девочки. Находясь в подавленном настроении, Д. допускает больше ошибок, чем обычно.

Как мы уже отмечали, эмоции внешне не влияют на отношение девочки к товарищам и к учителям. Д. умеет контролировать себя и не избавляется от негативных эмоций с помощью окружающих. В то же время мы не смогли обнаружить каналов, позволяющих девочке выплёскивать негативные эмоции. Вероятно, эти эмоции остаются внутри, что негативно влияет на психику.

У Д. хорошо развиты волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, самообладание. Это проявляется и в учебной деятельности, и во взаимодействии с другими людьми. Девочка всегда выполняет задания учителей, по своему желанию принимает участие в конкурсах («Лучший ученик – 2012» и др.), ответственно относится к выполнению общественных поручений (должность ответственного дежурного и др.). Д. способна выстроить последовательность действий, ведущих к достижению поставленной цели. Как уже отмечалось, девочка обычно сдержанна и ровна во взаимоотношениях с окружающими. В то же время иногда она способна к импульсивным реакциям (см. выше).

 Педагогические выводы и рекомендации

Таким образом, Д. – девочка из благополучной семьи, настроенная на хорошую учёбу в школе. Родители заботятся о дочери, обеспечивают все условия для учёбы. Внешне девочка опрятна, скромно одета.

Д. имеет хорошие способности и желание учиться. Наибольшего успеха девочка добивается при изучении точных наук (физики, математики); проблемы иногда возникают с языками (английский, русский) и химией. В учёбе Д. помогают развитые волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, решительность и др.), умение организовывать свою деятельность. В учебной деятельности Д. инициативна, по своему желанию принимает участие в ученических конкурсах. В то же время некоторые психологические особенности девочки могут негативно повлиять на её успеваемость, что необходимо учитывать учителю. Д. склонна испытывать астенические эмоции, её настроение легко ухудшается из-за неудачи. В результате этого девочка может совершать ошибки, которые не допустила бы в спокойном состоянии. В стрессовой ситуации Д. также совершает больше ошибок. Таким образом, работая с девочкой, необходимо поддерживать спокойную, доверительную атмосферу, хвалить ученицу.

Д. поддерживает хорошие отношения с товарищами. В то же время между ними может возникнуть непонимание, связанное с тем, что для Д. главное – учёба, для многих её одноклассников главное – общение со сверстниками. Таким образом, девочку необходимо включать в совместные дела, мероприятия, не связанные с учёбой, чтобы у неё и у её одноклассников было больше точек соприкосновения.

Необходимо учитывать также то, что в случае сильно эмоционально травмирующего воздействия Д., обычно спокойная и сдержанная, способна на импульсивные, и, возможно, даже аффективные реакции. Таким образом, по возможности следует избегать подобных воздействий или быть готовым к такой реакции.

Можно выделить несколько психологических трудностей, с которыми Д. может столкнуться в дальнейшем. Помочь девочке справиться с этими трудностями следует уже сейчас.

Во-первых, Д. не умеет сублимировать негативные эмоции и сохраняет их внутри себя. Это может привести к нарушениям в психике и в физическом состоянии организма. Таким образом, научить её способам, позволяющим справиться с негативными эмоциями (занятия спортом, психотехники и т. д.).

Во-вторых, Д. имеет заниженную самооценку, что в дальнейшем может сказаться на успешности деятельности и на взаимодействии девочки с окружающими. Следует постараться определить причины этого (влияние школы, семьи, близкого окружения). В случае, если низкая самооценка – результат беспокойства из-за успеваемости и связана с высоким уровнем притязаний, видимо, надо показать девочке, что достижения в учёбе – не единственное и не главное, из-за чего ценят и уважают человека.

В-третьих, у Д. ограниченный круг общения. Это приводит к замедлению развития коммуникативных навыков и связанным с этим трудностям в жизни. Надо постараться включать Д. в общие мероприятия класса, в коллективные дела с другими учащимися.


Полный текст материала Характеристика личности ученицы 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна  sganicheva
учитель русского языка и литературы, БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей"
06.09.2015 0 5331 309
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0