Характеристика классных коллективов (групп студентов 1-3 годов обучения, 14-17 лет)


1 курс – обучаются 12 человек, из них 10 девушек, 2 юноши. Сильных студентов 5 человек. Группа активная, насколько это возможно после недавнего окончания школы. Способность концентрировать внимание на процессе обучения хорошая, особых проблем с дисциплиной не наблюдается. Есть учащаяся, занявшая позицию пассивного неприятия происходящего на уроке, что, по всей видимости, связано с личными психологическими проблемами девушки. Одна девушка вместо выполнения письменного задания, написала записку, где поставила вопрос – почему она должна присутствовать на уроке у такого низкоквалифицированного преподавателя и выполнять скучные задания, ведь это не приносит ей пользы. Следующий урок я начала с ответа на этот вопрос, как в устной, так и в наглядной форме, но как раз перед этим девушка, задавшая вопрос, вышла из помещения и до конца урока не возвращалась. Оставшиеся ученики восприняли мое объяснение положительно, ответ их удовлетворил, и больше мы к этому не возвращались. Девушка, по информации других педагогов также имеющая психологические проблемы, некоторое время не посещала занятия, но затем вернулась и участвовала в процессе обучения. Насколько можно судить, ей присуща некоторая личностная акцентуация в поведении вообще, желание привлечь внимание, выделиться, поднять самооценку в своих глазах и в глазах окружающих. Учитывая возрастные особенности, можно сказать, что данное поведение не выходит за рамки нормы. Необходимо также учитывать и факт, что у ребят только что сменился преподаватель, и сразу же пришли практиканты, то есть, едва увидев нового преподавателя, они вдруг видят следующего. Для некоторой части учащихся это может быть фактором стресса. Временные рамки моего пребывания на практике, а также положение «подчиненного»,  как бы «неполноценного» преподавателя, ограничивали мои возможности в конструктивном разрешении данной ситуации. В любом случае, девочкам необходима психологическая помощь, особенно той, которая вела себя пассивно-агрессивно. Там почти отсутствует зрительный контакт с окружающими, не только с преподавателем, мне представляется это тревожным симптомом.

Остальная часть группы к преподавателю относилась с уважением, ребята старались принимать участие. Однако, было заметно, что они только что вышли из стен средней школы, т.к. присутствуют стереотипы детского поведения и отрицательные модели из школьных стереотипов: основным из которых является стремление угадать, какого именно ответа ждет преподаватель (предполагается, что этот ответ всегда только один), боязнь проявить инициативу, обреченное выражение лица при виде непонятного или неинтересного задания, боязнь привлечь внимание при затруднениях в выполнении заданий (им кажется, что одногруппники или преподаватель их сочтут «глупыми»). Иногда присутствует другая крайность в виде частых возгласов с места, но это можно обратить на пользу, чтобы хотя бы таким образом поощрить зарождающуюся активность. Ко всему новому учащиеся относятся с энтузиазмом и интересом. Некоторые стесняются выходить к доске или затрудняются выражать свою точку зрения, некоторые наоборот.

2 курс – обучаются 10 человек, из них 2 юношей, семь девушек

Сильных студентов 6 человек. Группа активная, разница в уровне владения языком компенсируется активным участием в выполнении заданий. Способность концентрировать внимание на процессе обучения хорошая, проблем с дисциплиной не наблюдается. По наблюдениям, одна ученица не принимала активного участия в работе, глядя в телефон, пользуясь способом « веди себя тихо и делай что хочешь». Для вовлечения ее в работу приходилось прикладывать дополнительные усилия. Отношение к преподавателю уважительное. Наблюдались, конечно, попытки ввести преподавателя в заблуждение или смутить неожиданным высказыванием или вопросом, - это нормальная реакция на нового преподавателя и способ личного знакомства с ним как с человеком, проверка его искренности и границ дозволенного. Для данной возрастной группы это вполне нормально по форме и содержанию. Дети чувствуют, насколько преподаватель к ним расположен, какое место они занимают в его сознании, насколько он их уважает, пытаются выявить наличие болевых точек или слабых мест, чтобы затем на преподавателя воздействовать. Это тоже нормально. Любая форма взаимодействия, вербальная или невербальная, несет им эту информацию. Получив ее, студенты составляют определенное мнение о данном преподавателе; изменить его впоследствии может быть сложно. Поэтому не стоит недооценивать данный факт, так как форма отношений со студентами напрямую повлияет на их отношение к предмету. Стоит уделить этому внимание, быть искренним в ответах, корректным в выражении мнений и форме ответов и любить конкретных детей, с которыми имеешь дело (а не всех детей вообще).

3 курс – обучаются 12 человек, из них 4 юношей, 8 девушек

Сильных студентов – почти все, из них можно выделить наиболее сильных, т.е. тех, которые еще выделяются своей активностью в применении имеющихся знаний и навыков – 4 человека. Группа активная, знания действительно неплохие. Характеризуется желанием участвовать в обсуждении путей и аспектов применения языка на уроках, пунктов учебной программы. Выдвигают свои варианты, предлагают темы, задают осмысленные вопросы. С удовольствием делятся личным опытом и мнением. Этим желанием студентов, несомненно, надо пользоваться, т.к. это вовлекает их в процесс живого использования языка, языка как средства общения, что, собственно, является основной целью его изучения. Дать студентам высказаться необходимо, учитывать их мнения и пожелания надо по возможности, если такой возможности нет, это надо аргументировать, показывая, что преподаватель относится к мнению с уважением. Школьные привычки все равно чувствуются, не смотря на то, что это третий год обучения в колледже. Дисциплина в группе хорошая, есть проблема с опозданиями, невыполнением домашних заданий, что является и проблемой остальных групп. К преподавателю отношение уважительное, процесс знакомства, в общем, тот же, с той разницей, что у студентов больше времени уходит на молчаливую часть наблюдения и оценки, и затем уже они начинают проверять сложившееся у них мнение о преподавателе, задавая вопросы и создавая ситуации общения. В принципе, существует две схемы действия по этому аспекту, и обе действенные. «Школьная» - система наказаний за неформальные «выпады», опоздания, случаи открытого противостояния. Учитель – начальник, может выгнать из класса, не пустить на урок, сделать выговор в форме «выноса мозга», имеет власть поставить плохую оценку, испортив таким образом жизнь. Действует по инерции, созданной еще в школе, т.к. все знают, что это правда, может последовать наказание и плохая оценка, и поведение меняется в принудительном порядке. Альтернативная схема действия описана на примере предыдущей группы. О ней можно только добавить, что она требует несколько больше времени на осуществление, а во времени преподаватель иностранного языка часто ограничен. Можно только добавить, что в группе всегда есть «правильные» учащиеся, которые склонны сами останавливать и одергивать «неправильных», если те на их взгляд мешают ходу урока. Пользоваться такой своеобразной помощью нужно с осторожностью, также как и делить в своем сознании учеников на эти две категории. Зачастую один и тот же человек в разные дни ведет себя очень по-разному, патологические стереотипы поведения крайне редки, в ходе данной практики замечены не были. Соответственно, и преподаватель не обязан вести себя стереотипно в одних и тех же ситуациях, он может реагировать по-разному, главное, чтоб это было последовательно, и была понятна направленность реакции.  Отрицательная реакция может быть шутливой; можно дать понять, насколько неудачен (или скучен) данный выпад; показать неоригинальность того, кто хочет показаться оригинальным; преподаватель может для вида поддержать неуместную идею и развить ее до абсурда, тут надо действовать по ситуации.


Полный текст материала Характеристика классных коллективов (групп студентов 1-3 годов обучения, 14-17 лет) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сухарева Мария Николаевна  praskoviyasuhareva
Студентка (практикантка), РХГА, Санкт-Петербург
30.06.2016 0 466 80
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0