Статья: "Особенности преподавания химии в малокомплектной школе в сфере модернизации российского образования"


В свете последних геополитических изменений роль естественных наук как никогда становится актуальной. Ученик, выбравший как основу, предметы естественно-научного цикла должен понимать как важны эти знания в современном мире. Сегодня ученик — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель уже не является единым источником информации. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания.

Роль учителя — помочь прорваться сквозь «тернии» информации, которая доступна сейчас в таких невообразимых количествах и вычленять тот необходимый объем, который позволит достичь определённых результатов. 

Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии нелегко.

Одно из современных требований к получению знаний — это получение знаний метапредметных, которые развивают у школьников основы методов познания, основ анализ и синтеза, умения формировать гипотезы, а также использовать различные источники для получения химической информации.

Цель моего обучения — формирование у детей целостного представления о мире и роли химии в создании естественно-научной картины мира;  основ химической науки, методов ее познания, формирование умений объяснять химические явления, происходящие, прежде всего, в быту, в живых организмах. Кроме того, важным для меня является также интеграция с социальной, культурной, технической средой; формирование личности готовой к дальнейшему образованию. 

Работая не первый год в школе, я все еще являюсь молодым педагогом. В первый год своей работы учитель привлекает учеников своей молодостью и интересом к «новому лицу». На этом интересе молодой учитель может продержаться от силы один учебный год.  Проработав несколько лет, я столкнулась с тем, что  в маленьких сельских школах идет привлечение внимания учеников к предмету, где, как на войне, все средства хороши.

В школе, где проходит моя педагогическая деятельность последние годы количество учеников не превышает и 50 человек, а количество учеников 8-11 классов уменьшается еще быстрее. Помимо этого сложилась такая тенденция, как частая смена учителей физико-математического направления либо вообще их отсутствие.

Приступая к изучению химии в 8 классе мои ученики не имеют четкого понимания некоторых терминов, понятий, процессов и математических приемов которые изучаются на уроках физики и математики. А самое главное, практически отсутствуют навыки построения причинно-следственных связей и логических цепочек, а овладение этими навыками напрямую ведет к успеху и при изучении химии.

Как научить ребенка учиться? Как привить интерес к своему предмету? Как показать его красоту и значимость не сухим языком науки, а простыми доступными словами, побуждающими ребенка к активному изучению предмета.

Умение работать самостоятельно — это та красная нить, которая соединяет школьное и вузовское образование. И одним из способов ее развития становятся ИКТ-технологии

С помощью мультимедиа мы можем показать школьникам то, что раньше объясняли на «пальцах» и табличном материале: например моделирование движения молекул и атомов, вращение электронов вокруг ядра и многое другое, также побывать на вебинарах у преподавателей ведущих ВУЗов, пройти он-лайн подготовку к ЕГЭ и еще масса возможностей так важных для учеников сельских школ.

Современные тенденции развития образования и переход на ФГОС диктует свои правила и веянья. Владения навыками ИКТ-компетенций для любого учителя – это норма современной жизни. ИКТ-технологии настолько обширны, что могут заменить учебник, рабочую тетрадь, ручку и даже учителя.

В нашей школе есть минимальный набор интерактивных устройств и высокоскоростной доступ к сети Интернет для развития у школьников навыков ИКТ-компетенций, а также развивать все формы УУД.  Не у каждого ученика нашей школы есть дома хотя бы персональный компьютер. Максимум — это мобильный телефон с подключенным интернетом. Для успешного достижения результата надо не искать возможности получения лучшей техники, а искать способ использовать подручные средства.

Не секрет, что многие молодые учителя, в том числе и я, являются активными пользователями социальных сетей. Особенно популярна среди учеников и учителей социальная сеть ВКонтакте.  В настоящее время в сети ВКонтакте  появилось множество пабликов и тематических групп по подготовке к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а также для подготовки к предметным олимпиадам различного уровня. В этом учебном году я предложила своим ученикам стать участниками этих групп и принимать участия в занятиях проводимых там. Параллельно сама отслеживаю тематику этих занятий и участие в них учеников нашей школы. Интересные, на мой взгляд, вопросы дублирую на уроках в классе, и сразу становится видно, кто и когда участвовал в занятиях по данным темам. Иногда нам, взрослым, не удается объяснить то, что сверстники могут объяснить друг другу используя свой сленг и лексикон. И это еще один плюс в пользу социальных сетей. Таким образом, я имею возможность ненавязчиво контролировать их подготовку к сдаче экзаменов. Ведь в таких тематических группах собираются их сверстники-единомышленники.  Ученикам нашей школы нравиться не только заниматься, но и находить новых друзей, которые, возможно, уже в следующем году, станут их однокурсниками. По моему мнению, ресурсы соцсетей и сети Интернет  для школы Российской глубинки становятся одним из «окон» в большой мир. Помимо этого став владельцем более современного мобильного устройства я, и мои ученики, открыли для себя мир мобильных приложений для изучения химии. Изучение интереснейшей науки о строении веществ, которая обычно вызывает у детей ужас перед непонятными элементами и формулами. Но, кажется, дело, как всегда, в подходе. Возможно, если разнообразить изучение таблицы Менделеева использованием различных игр и познакомить детей с понятием химической валентности с помощью красочного и понятного приложения, то и сам предмет не будет им казаться скучным или недоступным. На что собственно и направлены такие приложения, как электронная периодическая таблица, конструктор 3-D  2-D молекул, химическая лаборатория в мобильном телефоне. Самым нужным приложением оказалось приложение химик, где встроены не только формулы различных химических веществ, расчет их молярных масс, различные таблицы, но и возможность составлять уравнения химических реакций и решение простейших задач. Это приложение помогло слабым ученикам решить проблему со списыванием. Даже самый слабый ученик в классе, используя такие приложения, уже не списывает у соседа по парте, а пытается выполнить задания самостоятельно. Отдельной строкой использования ИКТ-технологий являются дистанционные олимпиады. Иногда именно с них начинается формирование тяги ребенка к изучению химии. Ученики нашей школы участвуют в таких олимпиадах, как Олимпус, Колосок-осенний, Колосок-весенний, олимпиадах Всероссийского центра развития мышления и интеллекта. Получение наград в дистанционных олимпиадах становится толчком к участию в олимпиадах по химии более высокого уровня сложности. А предметная олимпиада-это один из способов утолить информационный голод учащихся.

 Но, несмотря на все очевидные преимущества ведущую роль стараюсь отвести устной и письменной речи так как постоянное использование ИКТ, на мой взгляд, имеет не только ряд преимуществ, но и сопровождается такими проблемами как подавляются межличностные отношения, притупляются навыки устной и письменной речи теряется принцип здоровьесберегающих технологий.

Организовывая учебный процесс, как в урочное, так и во внеурочное время необходимо иметь четко заданный вектор движения. Четко продуманная стратегия развития, и зачастую, индивидуальный подход, который я стараюсь применять при изучении предмета, дает результаты, как в среднем, так и в старшем звене. Исходя из этого, я выбрала концепцию обучения, в которой объединила элементы разноуровневого, личностно-ориентированного обучения и элементы технологии укрупнения дидактических единиц.

При выборе форм и приемов подачи учебного материала могу согласиться с авторами статей в  методической литературе,  и более опытными коллегами, что причинами массового нежелания учится, у детей сельской местности являются такие причины, как слаборазвитые дети, низкая образованность родителей и малая обеспеченность семей, а также проявление асоциальных явлений в сельской местности. Каждый урок я строю таким образом, чтобы каждый присутствующий в классе ребенок мог понять меня и унести с моих уроков тот минимум знаний, который требует он нас стандарт преподавания предмета.  Одним из таких приемов являются  ассоциации. Особенно хорошо этот метод работает на уроках в 8 классе. Например, при изучении строения атома и распределении электронов по энергетическим уровням и орбиталям я провожу ассоциацию с многоквартирным домом, что дает 100 % результат освоения темы. Начиная со средних классов, я учу детей составлению опорных конспектов с использованием методики В.Ф.Шаталова. В старших классах используя опорные конспекты я применяю методику укрупнения дидактических единиц при изучении практически всех разделов органической химии и таких тем, как кинетика , факторы, влияющие на скорость химической реакции, влияние факторов на смещения равновесия в системе, сравнительная характеристика металлов и неметаллов, химические свойства металлов и неметаллов. Опорные конспекты плавно переходят в матрицы. Для детей разного уровня успешности я предлагаю составлять матрицы разного уровня сложности с подсказками и без.

При составлении заданий я опираюсь на разный уровень детей и учитываю личные особенности ребенка. Правильно подобрав форму работы, я даю возможность показать ребятам, что даже слабый ребенок может быть отмечен учителем на уроке.

Помимо традиционного опроса использую на уроках ситуационные задачи взятые из жизни.  Например: почему при приготовлении шашлыка мясо предварительно замачивают в вине, уксусе или кефире? Как в походе помыть посуду без моющих средств? Также использую тексты произведений Ж.Верна и А. Конан Дойля. С помощью такой формы работы мы прорабатываем устную речь ,роль которой в последнее десятилетие из-за замены устных экзаменов на письменное утрачивает свое значение.

Еще одним «за» в пользу химии стал разработанный мною элективный курс «Химия через призму экскурсий», который реализуется в рамках работы кружка «ЕстествоЗнайка». Это позволяет уже в 7-8 классе понимать, что знания химии нужны не только для освоения таких профессий как врач или учитель химии, но и многих других специальностей востребованных как в нашей республике, так и за ее пределами. Экскурсии проходят на производстве: консервном заводе, типографии, заводе по изготовлению строительных материалов, таких как кирпич и цемент, посещение научно-исследовательских лабораторий, посещение  лаборатории по оценке качества нефти из месторождений на территории Калмыкии.

Неотъемлемое сочетание всех форм обучения дает эффект разностороннего развития ребенка и возможность вырабатывать навыки не только получения знаний, но и развивать культуру общения, эстетическое воспитание. Ведь химия это не скучный ряд формул и тонны книг законов и процессов, а красота и гармония периодической системы, единство всего живого и близость с другими науками.

Главная цель обучения — донести свой материал так, чтобы они его правильно усвоили. А для этого необходимо постоянно совершенствоваться самому, уметь раскрыть в каждом ребенке те таланты, которые дала ему природа. Стараюсь, чтоб мой урок проходил по девизом «Просто о сложном, забавно о серьезном!». Зачастую именно идут не на урок, а на «учителя».


Полный текст материала Статья: "Особенности преподавания химии в малокомплектной школе в сфере модернизации российского образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скиданова Юлия Андреевна  youliya0685
учитель химии и биологии, МОКУ "Верхнеяшкульская СОШ им. А.Д. Емченова"
21.03.2016 0 501 76

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0