Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) при изучении химии


Центральным понятием ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход как основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

С внедрением ФГОС часов по предмету «химия» не становится больше. Школьная программа по курсу «химия» в рамках основного образования включает в себя огромное число понятий, законов, теорий, фактов и предусматривает большой для обязательного усвоения объем информации. Заучивая, пытаясь понять и осмыслить их, ученик зачастую не видит причинно-следственных связей, а воспринимает понятия, термины и законы как отдельные, не связанные друг с другом, учебные компоненты.

Работа в малокомплектной школе с численностью учеников в классе не больше пяти снижает познавательный интерес к предмету, прежде всего из-за отсутствия элемента конкуренции. Также в последнее время наметилась тенденция неумения работать даже с текстом учебника. При построении уроков приходится учитывать и эти аспекты.

Одной из технологий, опробованной мной в школе, стала технология укрупнения дидактических единиц - УДЕ. Использование ее элементов при изучении отдельных тем и разделов помогает мне высвободить время для отработки практических навыков во время уроков-семинаров, при решении задач и изучении нового материала.

Технология УДЕ – это системная технология, в основе которой лежит идея подачи ученику знаний крупными блоками. При этом центральными становятся такие дидактические единицы как «термин», «понятие» , «свойство» или «закон», вокруг которого, как на столбик детской пирамидки, нанизываются сходные понятия, действия, операции взаимосвязанных тем, разделов учебной программы.

Так, например, в разделе «Изменения, происходящие с веществами» (8 класс) при изучении типов химических реакций строю работу следующим образом:

  1. Типы химических реакций. Урок-лекция(1 ч)
  2. Типы химических реакций. Урок решения упражнений (2 ч)
  3. Расчет по химическим уравнениям. Урок решения задач (3 ч).
  4. Урок обобщение
  5. Контрольная работа

При изучении главы 3 «Органические вещества», темы по бескислородным органическим соединениям учебная работа организуется так:

  1. Общая характеристика углеводородов. Урок -лекция.
  2. Физические свойства углеводородов
  3. Химические свойства углеводородов
  4. Получение и применение углеводородов
  5. Урок-отработка навыков по решению задач и упражнений.

Такой подход при изучении тем или даже целых разделов дает возможность устанавливать зависимость между составом, строением и свойством веществ. Ученики учатся делать прогнозы на основе знаний теоретического материала. Применение технологии УДЕ высвобождает время для многократного повторения с учениками изученного материала и дает возможность в урочное время рассмотреть не только стандартные задания, но и решать нестандартные задачи повышенного уровня. Элементы технологии УДЕ также хорошо работают при групповой(парной) форме проведения урока. Это и составление кластеров с использованием решения деформированных заданий, решение прямых и обратных задач, составление матриц. Построение учебного материала в технологии УДЕ предполагает работу по схеме «всеобщее-общее-частное». Особенно важной составляющей является решение взаимообратных задач. Именно такие задачи, а точнее, умение не только их решать, но и составлять самими учениками, является одной из траекторий реализации индивидуальных образовательных возможностей учеников, и как следствие — является одним из способов развития продуктивного мышления как минимум, а как максимум- одаренности школьников.

Умение конструировать матрицы разной сложности, построенных по методике УДЕ, способствует удержанию в памяти школьников старшего звена родственных знаний по смежным предметам, таким, как физика, биология, математика. Решение заданий с использованием данной технологии активизирует внимание учащихся, развивает гибкость их мышления, учит не решать по шаблону, что являлось стандартом для традиционной системы обучения .

Например, при изучении темы «Простые вещества» в 8 классе хорошие результаты усвоения навыков решения расчетных задач по темам «Количество вещества», «Молярный объем», «Масса и число частиц» дает решение задач с использованием взаимообратных матриц.

Вещество

М (г/моль)

m(г)

n(моль)

V(л)

N(частиц)

N2

 

 

 

20

 

BaO

 

 

 

 

20

NaCI

 

 

20

 

 

MgSO4

 

20

 

 

 

Такое единство составления и решения задач способствует развитию продуктивного мышления и реализует концепцию системно-деятельностного подхода.

Перефразируя слова основателя  технологии УДЕ, академика  П.М. Эрдниева, «…красной нитью урока, построенного в системе УДЕ, служит правило :не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставлять исходную форму знания видоизмененной. Изучить не все понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом»

По моему мнению, данная технология всецело направлена на достижение центральной задачи ФГОС второго поколения - переход на системно-деятельное построение содержания урока. 


Полный текст материала Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) при изучении химии смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скиданова Юлия Андреевна  youliya0685
учитель химии и биологии, МОКУ "Верхнеяшкульская СОШ им. А.Д. Емченова"
07.04.2016 0 797 114
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0