Презентация "Академик Зелинский. Страницы жизни. К 155-летию со дня рождения"; 10-11 класс


Слайд 1
Конкурс презентаций Великие люди России Академик Зелинский. КСтраницы 155-летию со дня рождения жизни. «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» © Фокина Лидия Петровна Жарко Марина Анатольевна Учитель химии МБОУ «Школа» №141 г. Нижнего Новгорода
Слайд 2
Николай Дмитриевич Зелинский https://www.youtube.com/watch?v=UVNotsp7JkA видео • Какие Датавпечаления 25 января (6 вы рождения: получили от февраля) 1861 просмотра видеофрагмента? Место Тирасполь •рождения: Что вы можете сказать о Зелинском? Дата 31 июля 1953 (92 года) смерти: Место Москва, РСФСР,  Переход на другой смерти: слайд, информация Научная сфера: химик-органик Переход на другой Место МГУ имени М. В. слайд, вопросы, работы: заданияЛомоносова Учёное академик АН СССР  Переход внутри звание: (1929) слайда © Фокина Лидия Петровна
Слайд 3
«Мне было десять лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя соляной кислотой на перекись марганца» Николай Зелинский родился 6 февраля 1861 г., в городе Тирасполе Херсонской губернии в дворянской семье. Отец его скончался от быстротечной чахотки в 1863 г. Два года спустя от той же болезни умерла его мать. Осиротевший мальчик остался на попечении своей бабушки,. Боясь возможности наследования болезни, она старалась закалять мальчика, он рос крепким и подвижным ребенком. Первоначальное образование Зелинский получил в Тираспольском уездном училище, затем в известной Ришельевской гимназии в Одессе. Интерес к химии появился у него очень рано, в 10 лет он уже проводил С бабушкой М.П. Васильевой химические опыты. © Фокина Лидия Петровна ЕСЛИ ИНТЕРЕС НО
Слайд 4
«Химия как предмет, тогда в гимназиях не преподавалась вообще. Физику мы проходили, и в учебнике физики химии была уделена всего-навсего одна страница». © Фокина Лидия Петровна
Слайд 5
никем не открытые органические соединения. Бутлеровская теория дает возможность не только познавать существующие в природе органические соединения, но и создавать совершенно новые, изменять и дополнять природу». Переломным моментом в выборе жизненного пути было знакомство Николая Зелинского с Иваном Михайловичем Сеченовым, который читал публичные лекции в Большой химической аудитории Новороссийского университета. В 1880 г. Зелинский поступил на естественно-историческое отделение Новороссийского университета, где принял решение посвятить себя органической химии. После окончания университета он Н. Д. Зелинский — студент Новороссийского остался на кафедре химии. университета, 1884 г. © Фокина Лидия Петровна
Слайд 6
 «...среди профессоров Одесского университета были и такие светочи естествознания, как Вериго, Ценковский, Сеченов, Ковалевский, Мечников, Заленский, Головкинский, Умов, и ряд других достойнейших представителей русской науки. Я счастлив, что учился в Университете, где они преподавали, был их учеником, а впоследствии их более молодым товарищем и другом» И.М. И.И. Сеченов Мечников © Фокина Лидия Петровна
Слайд 7
В 1885 Николай Зелинский был командирован в качестве стипендиата факультета в Германию. Для стажировки были выбраны лаборатории Йоханнеса Вислиценуса в Лейпциге и Виктора Мейера в Геттингене, где уделялось большое внимание вопросам теоретической органической химии и явлениям изомерии и стереохимии. Незадолго до Мейер Юлиус приезда Зелинского Мейер Лотар открыл тиофен и предложил Николаю Дмитриевичу «Идя по пути такого синтеза мною осуществить синтез приготовлен был промежуточный тетрагидротиофена. продукт – дихлордиэтилсульфид, – оказавшийся сильным ядом, от которого я жестоко пострадал, получив ожоги © Фокина Лидия Петровна
Слайд 8
Н. Д. Зелинский разгадал «загадку» установив, Летом 1891 ,года профессор что А. наличие большого предложил количества О. Ковалевский сероводорода в участие глубинах Зелинскому принять в Черного является экспедиции моря на Черном море. результатом не проникновения Выявить причины появления его сквозь донные трещины,не не ядовитого газа, какой-либо химической переносимого живыми реакции, а продуктом существами, было интересной жизнедеятельности задачей для химика,найденных особенно микроорганизмов. «…Как Черное море, так и одесские для Зелинского, прожившего Н. Д. Зелинский — Впоследствии в статье «О много лет у берегов Черного приват-доцент лиманы находятся в современную нам сероводородном брожении в моря Новороссийского сероводородного Черномэпоху море в стадии и одесских университета, 1890 г лиманах» …..что Николай Дмитриевич брожения, и отразится еще более, сделал далеко идущие выводы: чем теперь, на уменьшении фауны и своеобразном характере небогатой флоры Черного моря». © Фокина Лидия Петровна
Слайд 9
«Никогда не смея мечтать о том, чтобы стать профессором старейшего Московского университета, созданного гением Ломоносова, я вступил в его стены не без некоторого волнения, тем более что мне пришлось занять Осенью 1893 года Н.Д. кафедру Марковникова. Его Зелинский приступилпроф. к работе в Московском научные работы были уже достаточно университете. известны иинтересы оценены научным миром». Научные ученого в Москве сосредоточились на химии алициклических соединений и особенно углеводородов. Именно в этой новой области, а также в другой, тесно связанной с ней, – в химии нефти – Зелинский сделал © Фокина Лидия Петровна
Слайд 10
«Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, Важным объектом научных когда сжигается нефть в топках» исследований этого периода стала нефть Продолжая исследования российского химика Владимира Васильевича Марковникова, он усиленно разрабатывал проблему рационального использования нефти, в частности вопросы ее ароматизации. В 1911 г. Зелинский сделал открытие, результатом которого стал пуск первого в России производства термического крекинга нефти. Вскоре он в числе большой группы профессоров Московского университета подал в отставку в знак протеста против реакционной политики министра просвещения, вмешивающегося в дела университета. Зелинский переехал в Петербург, где стал © Фокина Лидия Петровна Среди своих учеников после ухода из Московского университета в 1911 г.
Слайд 11
«Я изобрел его не для нападения, а для защиты миллионов молодых жизней от страданий и смерти.» В годы Первой мировой войны Зелинский активно проводил исследования, которые способствовали заметному повышению выхода толуола — сырья для получения тринитротолуола (тротила, тола). Это исследование имело первостепенное значение для оборонной промышленности. В ходе войны стало применяться химическое оружие, потери среди солдат были огромны. Зелинский поставил задачу отыскать надежное средство защиты от отравляющих газов. В июне 1915 г. он впервые доложил о своей разработке – угольном противогазе. Из-за преступной задержки с внедрением противогаза по вине командования армии только в феврале 1916 г., после испытаний в полевых условиях он, наконец, был принят на вооружение. К середине 1916 г. было налажено массовое производство противогазов, и это спасло жизни миллионов русских солдат. © Фокина Лидия Петровна
Слайд 12
Химия тесно связана с окружающей нас жизнью. После Февральской революции 1917 г. Николай Зелинский получил право вернуться в Московский университет и переехал в Москву для изучения методов получения бензина из мазута. Начиная с 1923 г. Зелинский опубликовал большое количество статей о синтезе новых соединений, происхождении нефти, холестерине, белках и др. © Фокина Лидия Петровна С группой студентов Московского университета в 1897 г. В лаборатории органической химии Московского университета в 1907 г.
Слайд 13
нефтяных углеводородов, изучает их свойства, он не может не удивиться, насколько легко природа создала эти удивительные формы, которые так трудно приготовить синтетически». В период гражданской войны, когда Россия была отрезана от главных нефтяных районов, Зелинский разработал метод каталитического крекинга тяжелых нефтяных отходов (мазута) и масел, значительные запасы которых находились в волжских нефтяных цистернах и нефтехранилищах. Получившаяся в результате крекинга смесь углеводородов имела температуру кипения в интервале 25–180 °С и была пригодна в качестве топлива для немногочисленных еще тогда самолетов Красной Армии. Не менее важно открытие ученым © Фокина Лидия Петровна В лаборатории МГУ
Слайд 14
«В науке коллективное творчество — залог успеха. Ученый должен обладать умением создавать вокруг себя дружный творческий коллектив, заинтересовать людей одним общим делом.» Н.Д. Зелинский в кругу ученых, 1934 г. © Фокина Лидия Петровна Н.Д. Зелинский в кругу семьи Кафедра химии нефти, 1946 г С женой
Слайд 15
Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить от некоторых страданий, За огромный вклад в порой от гибели. развитие химии Зелинский Она помогла мне стать человеком, не был избран членом бесполезным для моей Родины. Московского общества © Фокина Лидия Петровна испытателей природы, награжден Большой премией имени А. М. Бутлерова, удостоен звания заслуженного деятеля науки, избран академиком АН СССР. Ему была присуждена премия им. В. И. Ленина, звание Героя Социалистического Труда,
Слайд 16
«Я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет Зелинский скончался 31 июля эту науку в качестве своей 1953 г. специальности.» Памятник в г.Электростали Новодевичье кладбище Москвы © Фокина Лидия Петровна Н. Д. Зелинский на почтовой марке СССР, 1961 год Памятник в Тирасполе (Молдавия)
Слайд 17
• • • • • • • • • • • • Страницы жизни. 1861 - Родился в г. Тирасполе 1872 — Поступление в Одесскую гимназию. 1880-1884 — Учеба в Новороссийском университете 1889 -1891— Защита диссертаций. Зачисление приватдоцентом Новороссийского университета.  . 1893 - Приглашен в Московский университет. Работы по нефти. 1905 — Начаты работы по каталитическим превращениям углеводородов и по белку. 1911 -1917 -- Работа в Петербурге. 1915–1916 — Создание противогаза. 1917 — Возвращение в Московский университет. Работы по получению бензина из нефтяных отходов. 1920–1931 — Работы по изучению сырьевых ресурсов страны. 1929 — Избрание в действительные члены Академии наук СССР. 1931–1933 — Работы по синтетическому каучуку и нефтяным продуктам. • 1953 - Академик АН СССР, он получил множество наград, в том числе звание героя труда и заслуженного деятеля науки. • Умер 31 июля 1953г © Фокина Лидия Петровна
Слайд 18
• Информационные источники https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8% D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE %D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8 %D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 • http://www.ozon.ru/context/detail/id/1372889/?utm_campaign=div_book &utm_medium=cpc&utm_source=cpc_yandex_market&ymclid=672967287092360 23930001 • http://letopis.msu.ru/peoples/927 • http://locals.md/2016/mirovyie-znamenitosti-rodom-iz-moldovyi-nikolay-zelinski y-himik-kotoryiy-izobrel-protivogaz/ • http://him.1september.ru/article.php?ID=200100701 • http://smolbattle.ru/threads/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D1%83%D 0%B6%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE% D0%B9-%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.19528/ page-4 • http://forexaw.com/TERMs/Science/Chemistry/l687_%D0%9A%D0%B0%D 1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80 _Catalyst_%D1%8D%D1%82%D0%BE?sa=X&ved=0ahUKEwjhnPWpvMnJAhUJz 3IKHVpBDrYQ9QEIJTAA • http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?deribasovskaya • http://coollib.net/b/321576/read Шаблон презентации: Фокина Л. П. Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ © Фокина Лидия Петровна
Слайд 19
ИЗ ИСТОРИИ… В 1790 г. при штурме А.В.Суворовым крепости Измаил в плен к русским попал пятилетний мальчик, турок по происхождению. Ребенок воспитывался солдатами полка и получил фамилию Васильев. Впоследствии он женился на русской женщине, а его сын Иван – на дочери тираспольского помещика Марии Петровне ХраброВасильевой. От брака их старшей дочери Дарьи Ивановны и потомственного дворянина Волынской губернии Дмитрия Осиповича Зелинского 6 февраля 1861 г. в уездном городе Тирасполе Херсонской губернии родился Николай Дмитриевич Зелинский. Дом-музей академика Зелинского в Тирасполе. © Фокина Лидия Петровна
Слайд 20
• Как получил хлор десятилетний Николенька Зелинский? • Приведите уравнение реакций. • Как еще можно получить хлор в лаборатории? © Фокина Лидия Петровна
Слайд 21
ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО Дихлордиэтилсульфид, Иприи́ т (или горчичный газ, синонимы: 2,2'дихлордиэтиловый тиоэфир, 2,2'дихлордиэтилсульфид, 1-хлор-2-(2'хлорэтилтио)-этан, «Lost») — химическое соединение с формулой  S(CH2CH2Cl)2.  Боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, чрезвычайно токсичен, обладает сильным кожно-нарывным действием. o Попробуйте записать структурную формулу этого вещества. © Фокина Лидия Петровна
Слайд 22
ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО Жизнедеятельность микроорганизмов и выделение в результате ее сероводорода — процесс, протекающий длительное время, поэтому для окончательного подтверждения своего взгляда молодой ученый запаивает в трубки образцы ила с глубин Черного моря. Здесь они будут покоиться несколько десятков лет, после чего их надо будет вскрыть и закончить начатое исследование. Зелинский не рассчитывал сам дожить до того времени и полагал, что. «загадку» Черного моря решит кто-нибудь из его преемников. Этот эксперимент характерен для научного стиля Зелинского: неважно, кто сделает открытие, важно Но Николаю Дмитриевичу общее развитие науки, поступательное ее движение, посчастливилось самомутайн природы. приводящее к познанию сделать и этот последний шаг — через 45 лет он сам вскрыл трубки. Значительное количество содержащегося в них сероводорода и обнаруженные под микроскопом Канонерская лодка «Запорожец» живые микроорганизмы © Фокина Лидия Петровна полностью подтвердили
Слайд 23
Реакции Зелинского В свое время В.В.Марковников обнаружил в кавказской нефти довольно много «нафтенов» (циклоалканы, т. е. предельные циклические углеводороды), которые назвал «химическими мертвецами». Зелинский «оживил» этих «мертвецов», показав, что циклогексан (С6Н12) и его гомологи при 300 °С каталитическим дегидрированием (отщепление превращаются в бензол и его С6Нводорода) 12 = С6Н6 + 3Н2. гомологи. Каталитическое диспропорционирование • Составьте уравнение реакции. циклогексадиена и циклогексена (1911): (катализаторы Pt, Cr2O3/Al2O3; 200 °С) © Фокина Лидия Петровна
Слайд 24
Устройство фильтрующего Зелинский пришел к идее противогаза создания универсального противогаза, которая была основана на возможной сорбируемости почти всех отравляющих веществ, независимо от их химической природы. В качестве поглотителя он использовал активированный уголь. Инженер завода «Треугольник» Э.Л.Кумант предложил использовать для противогаза сконструированную им резиновую маску. Противогаз Зелинского– Куманта спас многие © Фокина Лидия Петровна тысячи жизней и был 1.фильтрующепоглощающая коробка 2.лицевая часть противогаза 3.очковый узел 4.шихта 5.ПАФ 6.клапанная коробка
Слайд 25
• Как вы думаете какие особые причины заставили ученого принять участие в разработке противогаза? Помимо естественного желания патриота оказать помощь родине в момент грозной опасности, Зелинский не только лучше чем кто-либо понимал страдания пораженных ядовитыми газами, но и ясно отдавал себе отчет в том, что это — лишь начало и что за хлором, первым отравляющим веществом, примененным немцами, последуют более страшные. Вскоре на фронте был применен дихлордиэтилсульфид © Фокина Лидия Петровна
Слайд 26
Реакция ЗелинскогоМетод синтеза αСтадникова аминокислот из альдегидов и кетонов.(1906 ) Это усовершенствованный метод циангидринного синтеза αаминокислот, разработанного немецким химиком  А. Штреккером (1850)                     где R и R'= H, алифатический, алициклический или  ароматический радикал.  Реакцию проводят в водныхсредах при 0— 20°С в течение нескольких часов. С выходами 60 —90% образуются α© Фокина Лидия Петровна
Слайд 27
Реакции Зелинского Реакция Зелинского–Казанского (метод Зелинского–Казанского) Тримеризация ацетилена (полимеризация ацетилена) на активированном угле при нагревании (1924): © Фокина Лидия Петровна
Слайд 28
Проверим Соотнесите именную реакцию или правило с соответствующей реакцией или нужнымзнания правилом   А. Реакция Вюрца              1. CH 3CH2CH=CH2 + HCl → CH3CH2CHClCH3   Б. Реакция Кучерова             2. R–H + HNO 3 → R–NO2 + H2 O В. Реакция Зелинского           3. 2C 2H5I + 2Na → н-C4H10 + 2NaI Г. Реакция Коновалова         4. цикло-C 6H12 → C6H6 + 3H2 Д. Правило Марковникова 5. C2H2 + H2O → CH3CHO 6. 3C2H2 → C6H6    А-3, Б-5, В-4,6, Г-2, Д-1 © Фокина Лидия Петровна
Слайд 29
Решаем задачу Сразу после получения известий о газовой атаке Зелинский приступил к поиску путей защиты от газообразных ядов и созданию противогаза. Главными действующими реагентами в опытных противогазах были гипосульфит (тиосульфат) натрияNa2S2O3 , вступающий в реакцию с хлором и сода Na2CO3, которая нейтрализовала полученные кислоты В результате реакций образуются неядовитые продукты. Рассчитайте сколько нужно гипосульфита натрия и карбоната натрия для нейтрализации 10 л хлора (при н.у.) Na2S2O3 + 4Cl2 + 5H2O = Na2SO4 + H2SO4 + 8HCl Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2 © Фокина Лидия Петровна
Слайд 30
Решаем ЕГЭ Задание 38. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: • Найдите реакцию Зелинского. По каким признакам ее можно определить? • При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ. © Фокина Лидия Петровна

Полный текст материала Презентация "Академик Зелинский. Страницы жизни. К 155-летию со дня рождения"; 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жарко Марина Анатольевна  magnig
11.07.2016 2 1633 281

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 23:14, 09.09.2016
Марина Анатольевна, здравствуйте! Рада увидеть такую продуманную работу на конкурсе, очень приятную, аккуратную, информативную. Видно,что и над текстом, и над оформлением, и над технической составляющей Вы работали. Это очень приятно!
Но, Марина Анатольевна, мне показалось, что в Вашей презентации есть пара существенных недочетов, даже три недочета, которые сильно влияют на оценку презентации:
- отсутствие источников информации полностью;
- плохое качество картинок с уравнениями и схемами;
- запутанная навигация, я так и не сориентировалась, как мне переходить от слайда к слайду, чтобы ничего не пропустить.
А теперь подробнее:
Уравнения и схемы нужно или брать в хорошем качестве, или рисовать самостоятельно. Это не сложно и не отнимает много времени, зато презентация выглядит значительно лучше. Вот пример рисования в Word.
К тому же самостоятельно нарисованные уравнения и схемы можно анимировать по своему усмотрению. Пример анимации самостоятельно нарисованного рисунка - Электризация тел.

Что касается навигации, то, во-первых, вместо традиционного месторасположения кнопок Далее Вы поместили кнопки в верхней части слайда. Пусть. Но переход по щелчку не отключен, на некоторых слайдах нет никаких кнопок ни возврата, ни далее, на некоторых слайдах есть кнопки, но местоположение, как я сказала, не очевидно. Стрелочка получения дополнительной информации, по-моему, без триггера, просто запускается появление элемента по щелчку. Тогда зачем стрелочка. Не очевидна и ссылка в заголовке слайда Из истории. Как вернуться назад? Как пойти дальше в презентации? Не понятно.
Я бы предложила разместить кнопки в более традиционном месте, убрать возможность перехода по щелчку, на каждом слайде поставить кнопки навигации (собственно, интерактивные презентации и должны быть такими). При необходимости можно сделать слайд с меню или со схемой навигации по презентации, чтобы не было путаницы.

Что касается оформления презентации, то есть несколько замечаний. Шрифт Mystral очень плохо читается, первый слайд вообще не читаем, плохо читаются и заголовки слайдов, и цитаты (см. удобочитаемость шрифтов). На многих слайдах избыток информации, шрифт мелкий. Там, где Вы рассказываете о происхождении Зелинского, и взрослому трудно понять, кто кого муж, жена и ребенок, не то что ребенку - лучше нарисовать генеалогическое дерево, можно анимированное, с дополнительной информацией по каждому лицу. Отступы у маркерных список разные. На некоторых слайдах, где нет списка, не нужны и маркеры. На иллюстрациях с лишними рамками и подписями их нужно отрезать - Обрезка.
Но, в целом, повторюсь, презентация оставила хорошее впечатление! Будем рады Вашим новым публикациям! Удачи!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 frolina • 10:56, 21.07.2016
Спасибо автору за содержательную и качественную работу. Презентация выдержана в одном стиле, приятна для восприятия материала и, конечно, найдет своего учителя и ученика. Единственное пожелание - часто готовые органические формулы очень невыигрышно смотрятся на слайде. Их можно составить самому.