Аркадий Таран, 20.03.2009 2968 0

Применение русских народных игр в начальной школе


В условиях современного физического воспитания вполне можно использовать традиции русской культуры. Необходимость применения русских народных игр на уроках физической культуры в начальной школе обосновывается факторами, складывающимися в школе и обществе целом. Это, во-первых, усиление роста национального самосознания, возрождение народных традиций. Во-вторых, народная педагогика составляла и составляет общую основу формирования системы школьного образования на ее начальном этапе.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Смотрите список игр с описаниями:

При анализе азербайджанских, узбекских, осетинских, киргизских, дагестанских, таджикских, тувинских, хакасских, татарских, карельских, нанайских и других народных подвижных игр видно, что в образовательном процессе наблюдается тенденция использования народных игр, развивающих те или иные качества, необходимые в крестьянском труде или воинском искусстве (физическая выносливость, ловкость, наблюдательность, сообразительность и другие), но особенно поощрялись и почитались трудовые игры ребенка.

Классификационные признаки любой систематизации национальных игр определяют количественную и качественную меру воздействия национальной игры на процесс обучения в соответствии с общетеоретическими, научно-методическими и педагогическими требованиями к уроку и решают следующие задачи:

  • стремиться к наглядности;
  • создать удобство и простоту в работе учителя;
  • обеспечить комплексность подхода при планировании;
  • отразить духовную составляющую народа.

Мы выделили содержание, форму и методические особенности русских народных игр для их дальнейшей систематизации по классификационным признакам.

Содержание составили: 

  • сюжеты, в них дети знакомятся с отношение человека к природе, бытом русского народа, играми и развлечениями русских детей, живших в древности, русскими народными состязаниями;
  • правила, которые дифференцированы в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащихся;
  • двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.
  • форму составила организация действий участников игр в выборе способов достижения цели, при этом игры делятся: 
    • на простые, переходные, командные;-
    • игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, разговорные;
    • игры, применяемые в подготовительной, основной, заключительной частях урока;
  • по интенсивности двигательных действий.

Методические особенности при этом прямо связаны с содержанием и формой проведения игр. Методическим особенностям русских народных игр свойственны: способность к образному мышлению, творческая обстановка, наличие сюжета, установление определенных социальных взаимоотношений, изменчивость ситуации, высокая эмоциональность и другие факторы. 

Особенно надо отметить, что русские народные игры в качестве средства физического воспитания способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств детей начального школьного возраста.

Для более детального распределения игр с целью решения поставленных педагогических задач был учтен целый ряд признаков в предлагаемой структуре систематизации русских народных игр. Основные из них: возраст и подготовленность детей, виды движений, входящих в русскую народную игру, проявление тех или других морально-волевых и физических качеств в данной игре, принцип взаимоотношения игроков.

В центре рисунка расположен восьмиугольник (символизирующий целостное восприятие русских народных игр), который состоит из восьми структурных элементов, расположенных на одинаковом расстоянии от центра, что говорит о равноценности и равнозадействовании элементов при планировании уроков с использованием русских народных игр. 

Каждый структурный элемент отражает составляющую русских народных игр, сходных по классификационным признакам. 
Русские народные игры, входящие в первый элемент структуры сходны по видовому отражению русской культуры и являются имитационными. В играх первого элемента присутствует сюжет, позволяющий повысить эмоциональный уровень играющих.


Русские народные игры в первом структурном элементе делятся на четыре группы:

  • в первую группу входят русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. При использовании игр этой группы у ребенка формируется бережное отношение к родной природе; 
  • во вторую группу — игры, отражающие быт русского народа. Дети, знакомясь с этой группой игр, узнают образ жизни их предков, какую работу они выполняли в быту; 
  • в третью группу входят русские народные игры, отражающие жизнь русских детей. Школьники знакомятся с играми и развлечениями русских детей, живших в древности; 
  • в четвертую группу — отражающие русские народные состязания. При использовании этой группы игр формируется чувство патриотизма и гордости за родное Отечество. Дети знакомятся с наиболее значимыми победами русского народа, с именами русских богатырей, с системой их подготовки, сами получают возможность посостязаться, помериться силами.

Во второй структурный элемент игр включены игры, согласно интенсивности движений: малой, средней, высокой интенсивности.

К третьему структурному элементу относятся русские народные игры с бегом, прыжками, метаниями, ходьбой, плаванием и другими видами движений.

В четвертом структурном элементе обобщены игры по степени их сложности, и делятся на простые, переходные, командные. Так, простые это игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность в них направлена на личное совершенствование, на достижение личного превосходства над другими в ловкости, меткости, силе и других качествах.

В играх главное значение приобретает личная инициатива и умение использовать свои личные качества, двигательные возможности. В переходных играх играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию, помогают товарищам, выручая их. В командных играх играющие составляют отдельные коллективы – команды, которые характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели. 

В пятом структурном элементе учитывается возраст детей: 7 лет (1 класс), 8 лет (2 класс), 9 лет (3 класс), 10 лет (4 класс).

В шестой структурный элемент включены игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, разговорные, сюжетные.

Седьмой структурный элемент скомпонован по кондиционным и координационным качествам, преимущественно проявляемым в игре. Сюда входят игры, способствующие преимущественному воспитанию быстроты, силы, координации и другим физическим качествам. 
Игры восьмого структурного элемента используются в подготовительной, основной или заключительной частях урока. 

При систематизации русских народных игр были учтены задачи, поставленные в вариативной части комплексной программы физического воспитания. Характерной особенностью предлагаемой систематизации является отражение в ней элементов русской народной культуры.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: