Музыкальное занятие "Встреча весны. Подражание народному"; старшие группы


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Учить сочинять закличку в русском народном стиле.
  2. Продолжать знакомить детей с различными жанрами народного творчества,  народными обрядами, народным календарём.
  3. Формировать навыки создания выразительных образов с помощью слова,  жестов, движений, учить импровизировать.
  4. Развивать творческую активность, творческие способности, фантазию.
  5. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству и умение подмечать поэзию   окружающей природы.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Продолжать развивать образное восприятие, умение анализировать, сопоставлять услышанное со своими знаниями.
  2. Развивать внимание, мышление, воображение, вербальные способности.
  3. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений фольклора.

Образовательная область «Речевое  развитие»:

  1. Учить детей высказывать свои суждения о природных явлениях, народных обычаях и обрядах.
  2. Обогащать и расширять словарный запас детей.
  3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

  1. Развивать умение делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
  2. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательная область «Физическое развитие»:

1. Совершенствовать умение координировать речь с движениями (игры «Просо» и «Заря – зарница»)

2. Развивать общую и мелкую моторику.

Методы и приёмы:

Наглядно – слуховые:

  • Внесение народной музыки в исполнении хоров, оркестров народных инструментов.

Наглядно – зрительные:

  • Внесение картинок обрядов, изображение Ярилы – Солнца: (применение ИТК), показ музыкальных свистулек, рожков, дудок.

Словесные:

  • Словесная инструкция
  • Использование художественного слова
  • Решение проблемных ситуаций

Практические:

  • Музыкальные игры.
  • Подражание голосом, мимикой.
  • Движение под музыку.

Материалы, оборудование:  русские народные костюмы, иллюстрации с изображением народных праздников (Колядки, Масленица, Жаворонки, Семик, Иван Купала, Осенины), картинки с изображением Ярило Солнца, музыкальные инструменты (свистульки), аудиозапись песен – веснянок и народных мелодий.

Предварительная работа:

Рассказ о народном календаре, разучивание игр, знакомство с различными движениями в хороводе.

Ход занятия:

Дети, одетые в народные костюмы под народную музыку входят в  зал, украшенный в народном стиле. Звучит попевка «Здравствуйте».

Муз. руководитель. Сегодня,  как вы уже поняли у нас с вами необычное занятие. Я хочу перенести вас на много – много веков назад, в старину. Когда жизнь, быт наших предков непосредственно зависели от собранного урожая. Собрали большой урожай, будет безбедное житье до следующего урожая. Ребята, а как вы думаете, от чего зависит богатый урожай?

Ответы детей. От дождя, солнца, земли.

Муз. рук. Поэтому наши предки поклонялись  земле, которая растит урожай, воде, дождю, которые урожай поливают, и. конечно же,  солнцу,  которое согревает землю,  и даёт урожаю созреть.

Знаете, что солнце наши предки называли Ярило и изображали красивым голубоглазым  юношей, с развивающими светлыми волосами, скачущим на коне  (слайд). Днём Ярилы у древних славян считался 15 апреля. В этот день люди обращались к божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Они говорили:

« Боже Ярило, Солнце наше ясное, ты по небу на коне белом скачешь, весну на землю рода Православного приносишь» (слайд). Вот и сегодня мы с вами попробуем создать атмосферу народного праздника встреча весны.

 Вы любите праздники? А какие вы народные праздники знаете?  

Ответы детей

Муз. рук.  Давайте, попробуем угадать, какие народные праздники изображены на картинках (ИКТ).

Рассматривание картинок, ответы детей. (Рождество, Масленица, Жаворонки, Семик, Кузьминки, Купала).

Муз. рук. Как вы думаете, как или  чем мы можем позвать  весну?

Ответы детей. Правильно, песней. Песни, которыми звали или закликали весну, называли заклички (короткие песенки, с обращением к весне). Давайте, послушаем несколько закличек,  и вы мне скажите, о чём в них поётся.

Слушание 2 – 3 веснянок.

Ответы детей о том, что они услышали.

Муз. рук. Ребята, а давайте попробуем сами сочинить закличку. В начале заклички нужно обратиться к весне по - доброму, по – хорошему, чтоб ей понравилось и захотелось к нам придти.

Дети Весна – красна, Весна – красавица, Весна – добрая, Весна – милая.

Выбирается один из ответов.

Муз. рук. Дальше надо спросить на чём весна пришла?

Ответы детей На лёгком ветерке, на красивой веточке, на быстром коне, на крыльях птиц, на почках деревьях. (можно дополнить на сохе, бороне, на пшеничном пирожке)

Выбирается понравившийся ответ.

Муз.рук. Теперь спросим, что весна нам принесла

Ответы детей Тёплое лето, счастье, радость, богатый урожай, хлеба, фруктов, овощей, яркое солнышко…

Выбираются несколько самых интересных ответов.

Муз.рук. А теперь, мы с вами эту закличку исполним. (Повторяются слова заклички)

Только заклички не проговаривали, а пропевали.

Исполняется сочинённая закличка.

Весна – красная, весна – добрая, весна – милая,

На чём пришла?

На жёрдочке, на пшеничном колоске, на ржаном пирожке, на лёгком ветерке, на быстром ручейке.

Что ты нам принесла?

Зелёную травку, тёплое лето, жаркое солнце, красивые цветочки

Муз. рук. А чем ещё можно позвать весну. Правильно музыкальными  инструментами. Я приготовила вам свистульки. Посмотрите, из чего изготовлены свистульки?

Ответы детей  Из глины, дерева, пластмассы.

Муз. рук. В виде кого изготавливались свистульки?

Ответы детей Свистульки были в виде  рыб,  животных, птиц.

Муз. рук. Правильно, но лучше всего издавали звуки свистульки в виде птиц, а если брали дерево, то в основном липу. Их использовали, как инструменты для вызывания дождя, жары, ветра и отпугивания нечистой силы. А мы их используем  для  призыва к нам весны – красны.

Дети свистят в свистульки.

Муз. рук. А ещё чем можно позвать к нам весну? Правильно танцами, плясками. Раньше, как только подсохнет возвышенность в деревне, выходят девушки и парни хороводы водить. А старшее поколение рассаживаются чуть поодаль и наблюдают, как водят хороводы да игры играет молодёжь. (Дети встают в хоровод.)

Ребята, на что похож наш хоровод?

Ответ детей  На солнце.

Муз. рук. Правильно на солнце, как поклонение небесному светилу. В хороводе могут участвовать множество народу, без ограничения. А ещё после вождения хороводов люди отмечают невероятный подъём сил и настроения. Как вы думаете, почему?

Ответы детей

Муз. рук. Правильно, все, кто встаёт с тобой в хоровод, близки тебе по духу, можно почувствовать сплочённость всех людей и их мощную поддержку. Итак, сейчас мы будем водить хоровод, слушайте внимательно и перестраивайтесь в соответствии с моими командами.

Дети под народную музыку водят хоровод и делают перестроения корзиночкой. цепочкой, змейкой, ручейком, каруселью, в несколько хороводов. Заканчивается хоровод сторона на сторону.

Муз. рук. А дальше, конечно же, проводились игры.

Игра «Просо»

Игра «Заря – зарница» ( перед игрой считалочкой выбирается водящий).


Полный текст материала Музыкальное занятие "Встреча весны. Подражание народному"; старшие группы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хамзаева Татьяна Анатольевна  Публикатор
музыкальный руководитель, МБУ детский сад № 84 "Пингвин"
07.09.2015 0 1058 138

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0