Статья: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом"


 «Тема обобщенного педагогического опыта»

Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Игры - занятия со строительным материалом являются одним из специфических видов предметной деятельности детей раннего возраста, где  развивается представление о цвете, о форме, величине, улучшается ориентация в пространстве, что на данном этапе возрастном этапе составляет основу сенсорного развития.

3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

На протяжении многих лет я работаю воспитателем в группе детей раннего возраста. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Выбор мною темы: «Игры занятия со строительным материалом, как средство обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста»  не случаен, так как именно период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала. Действуя с ними, малыши узнают цвет, форму предметов, их величины, приобретают элементарные пространственные представления. Я учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. Конструктивная деятельность детей проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.

В реализуемой в нашем ДОУ «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.  Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. играм занятиям со строительным материалом отводится значительное место в работе с детьми групп раннего возраста.

На основе анализа психолого – педагогической  литературы, публикаций Интернет - ресурсов, передового педагогического опыта,  я  предположила, что развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, а именно в возрасте от 1 до 2 лет, будет успешным, если:

1.Будет подобран эффективный комплекс игр - занятий со строительным материалом;

2.Будут созданы условия для  использования игр - занятий со строительным материалом в комплексе с задачами по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Со своим опытом по данной теме   я выступала на педагогическом совете ДОУ.

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Главным условием полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется он анализ и синтез).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб,  призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д.

Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку)  ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста прослеживается и в решении вопросов личностного развития детей в процессе организации его чувственного опыта в играх – занятиях со строительным материалом.

 «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования вопроса  обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в играх – занятиях со строительным материалом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий связанных с темой моего педагогического опыта, таких как конструирование – это создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Их определение  представлено на слайде.

В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.

Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие. Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа. На такое понимание конструирования мы опирались в своем исследовании на примере организации работы по обучению конструированию из строительного материала детей раннего возраста. 

Но, несмотря на очевидное влияние игр со строительным материалом на обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста, мной выявлено противоречие между:

  1. Необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста игр – занятий со строительным материалом  и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения,
  2. Необходимостью обогащения сенсорного опыта средствами игр – занятий со строительным материалом  в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

Отсюда вытекает цель и задачи работы.                                                                                                                                                                                                                                                   

 «Цель и задачи педагогической деятельности»

Цель и задачи представлены на слайде.

Цель: Создание условий для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом.

  1. Обогащать  сенсорный  опыт  путем выделения формы, цвета и величины предметов.
  2. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные  ощущения, микро и макромоторику воспитанников (крупная и мелкая моторика);
  3. Учить способам конструирования – прикладыванию, накладыванию. 
  4. Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
  5. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению пол
  6. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

А мне хотелось бы остановиться на планируемых результатах.

Я считаю, что при целенаправленном введении в  образовательный процесс  игр – занятий со строительным материалом у детей раннего возраста, произойдет:

  1. Накопление сенсорного опыта.
  2. Расширение представлений об окружаемом мире.
  3. Развитие мелкой и крупной моторики.
  4. Развитие собственно конструктивных способностей, технических умений и навыков работы с деталями конструктора.
  5. Становление и развитие речи.
  6. Повысится  уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.

7 слайд «Ведущая педагогическая идея»

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У детей раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям.

Поэтому ведущая  педагогическая  идея  заключается в обогащении сенсорного опыта детей  в играх - занятиях со строительным материалом (настольным, напольным)

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Игры-занятия со строительным материалом  это такой вид деятельности, где сам материал без предварительного обучения не способен подвести детей к самостоятельному достижению цели – возведению построек.

В играх - занятиях используются такие методы, как:

  • Наглядные: показ образца с объяснением последовательности действий, пример, наблюдение, рассматривание об­разца постройки, выполненного воспитателем, показ способов конструирова­ния.
  • Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
  • Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу выполнение действий рукой ребенка, а затем по словесной инструкции.
  • Словесные: поощрение, беседа, объяснение, художественное слово. На занятиях пред­полагается пополне­ние активного словаря названиями строительных деталей и частей по­строек, поэтому при их проведении педагоги должны максимально акти­визировать речь детей.
  • Игровые приёмы обучения в конструктивной деятельности направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии, это: проблемные игровые ситуации, обыгрывание построек.

Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяю неоднократно. Обучение конструированию происходит не только в непосредственно организованной образовательной деятельности, но в самостоятельной деятельности детей. Например,  на занятии дети учились конструировать стол и стул для медвежонка,  затем мы наблюдаем в процессе свободной игровой деятельности как дети конструируют стол и стул для куколки и  соблюдают  порядок постройки.

Работу условно разделила на два этапа (1,0 – 1,6 года и 1,7 – 2,0 года)

Задачи  первого полугодия  (1,0-1,6) представлены на слайде.

На данном этапе я постепенно подводила  детей к решению конструктивных задач: класть кубики или кирпичики друг на друга (башня), располагать их рядом (дорожка), в разных пространственных отношениях (диван).

Темы игр – занятий:

- Дорожка для куклы Кати                 

- Поезд                                                   

- Дом

- Дорожка и дом

- Машина

- Лесенка

- Забор

- Забор высокий и низкий

- Стул

- Стол

- Диван

- Кровать

Формируя сенсорный опыт детей,  решаем такие задачи, как

  1. Выполнение простейших действий с предметами (вынимать, вкладывать).
  2. Знакомство с большими и маленькими игрушками, их группировка.
  3. Накопление цветовых представлений (красный, жёлтый,  синий, зелёный, оранжевый). Эти задачи решаем, организовывая не только дидактические игры по сенсорному развитию, которые представлены на слайде, но и создавая различные игровые ситуации, например, обыгрывая потешку “Сорока-белобока”, детям предлагаем подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т.д.). А обыгрывая потешку “Курочка-рябушечка”, дети подбираем ведерко курочке по цвету и величине.

На этом этапе для  обыгрывания постройки предлагаю соразмерную ей сюжетную игрушку, при завершении постройки, чтобы она не отвлекала их от процесса.

Содержание работы во втором полугодии  (1 г. 6 мес. до 2 лет) заключается в том, что малышей учим делать постройки из разных форм (дом, ворота).

Задачи этого этапа  представлены на слайде.
- Ставить вертикально в ряд кирпичики, вначале на длинное ребро, а затем на короткое;
- Используя кубик и кирпичик, делать по показу простейшие постройки, делать перекрытие на устойчивой основе.

-Различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), сортировать предметы по цвету;

-Различать и сортировать предметы по величине (большой – маленький) и форме (кубик, шарик и т.п.).

Темы игр – занятий:

 «Скамейка для кошечки»                         

«Ворота»                                                     

«Ворота для машины»

«Башня»

«Лесенка из кубиков»

«Лесенка из кирпичиков»

«Дом с окошком»

«Дом с окошком и дверью»

«Машина едет по дорожке»

«Кроватка для зайчика»

«Узкая дорожка зеленого цвета»  

В каждой  игре - занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, при  конструировании  «Машина едет по дороге» развиваем умение сравнивать предметы по длине и ширине, используем игру «Длинный – короткий» или «Расположи ленты по длине». Для обыгрывания постройки детям предлагаю соразмерную ей сюжетную игрушку в начале занятия, давая задание построить, например, дом для матрешки.

Формируя сенсорный опыт детей, благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни. Например,  при постройке ворот обращали внимание на размер – "Эти ворота высокие, а эти узкие". При обыгрывании построек  мы с детьми убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит.

Группировка предметов по форме.                                                            

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.

Группирование однородных предметов по величине.

Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.

Раскладывание однородных предметов  более близкой формы на две группы.

Размещение круглых и овальных вкладышей разной величины в отверстия соответствующей формы.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать  последовательность, так как она учитывает нарастание степени трудности конструктивных задач, которые ставятся перед ребенком.

1.   Показываем, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть. Свои действия поясняем словами.

2.   После общего показа и объяснения воспитатель предлагаем  выполнить постройку под непосредственным руководством каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.

3.   В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

 «Педагогические условия эффективного развития»

Для своевременного и полноценного обогащения   сенсорного опыта детей раннего возраста  в строительных играх – занятиях в детском саду необходимо соблюдение  специальных  педагогических  условий:

1.Организации   деятельности  детей заключается в первую очередь в создании  разнообразной  игровой  среды, обеспечивающей  ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. В группе для организации образовательной деятельности и самостоятельной деятельности  имеется конструктор  деревянный и пластмассовый настольный, различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева);  игрушки для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров.

Взаимодействие с родителями воспитанников - необходимое условие . Исходя из особенностей раннего возраста и низкой компетенции родителей по вопросам конструирования,  мной были проведены ряд консультаций  с целью повышения интереса к данному виду деятельности. В своей работе с родителями я использовала наглядные методы: информация была размещена  в приёмных, в папках – передвижках.  Вот примерная тематика:

  • Разбирая….  строим!
  • Какие нужны игрушки и строительный материал?
  • Как и почему надо учить ребенка конструировать?
  • Что строить будем?

Мной организовывались фотовыставки «Что мы строим», «Вот какие башенки!»

А также практические методы раскрывающие родителям, какие постройки можно построить вместе с детьми, как их обыграть и т.д. В приложении №2 представлены рекомендации родителям по использованию игровых приемов и художественного слова  в домашних условиях.

«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Игры – занятия со строительным материалом  обеспечивает не только использование игрушечных строительных материалов в качестве средства для сооружения построек  и формирование элементарных навыков конструирования, но и обогащает сенсорный опыт и расширяет ориентировки детей раннего возраста в ближайшем окружении.

В ходе работы раскрыты возможности строительных игр как средства обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.

Обоснованы педагогические условия применения строительных игр, способствующих  сенсорному  развитию воспитанников

Привлечено внимание родителей к вопросу сенсорного  развития детей раннего возраста в строительных играх- занятиях.

Степень новизны заключается в разработке авторского перспективного плана игр - занятий  с использованием игровых приемов, который содержит тематику игровых и сюжетных занятий и конспектов непосредственно образовательной деятельности, картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, в соответствии с возрастными особенностями.

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

По итогам работы нами была проведена сравнительная диагностика. В основу положены критерии карты нервно - психического развития детей.

При анализе динамики развития детей нами было уделено внимание следующим качественным показателям:  сенсорное развитие, конструктивная деятельность, они представлены на слайде.

Действия с предметами

  • Строит башню из 3-4 кубиков 
  • Воспроизводит из кубиков несложные постройки      

Сенсорное развитие

  • Находит игрушку такого же цвета по просьбе взрослого
  • Различает 3-4 основные цвета
  • Находит кубик, мячик по просьбе взрослого
  • Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по одному признаку 
  • Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по величине на две группы
  • Ориентируется в двух разных величинах (большой -   маленький)
  • Находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»                                     

В результате проделанной работы по обогащению  сенсорного опыта детей раннего возраста в строительных играх прослеживается положительная динамика:

 – дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; – с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; – способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия; – умеют выполнять простейший сенсорный анализ;

- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в  конструктивной деятельности.

Работа по обогащению сенсорного опыта детей раннего возраста в играх – занятиях со строительным материалом показала, что достигнуты ожидаемые результаты и к концу второго года жизни дети:

  1. Понимают, что детали конструктора различаются по форме, цвету, размеру, назначению (крыша, стена и т.п.);
  2. Запоминают и уверенно различают образы различной формы (кубик, кирпичик, цилиндр и т.п.);
  3. Сооружают разнообразные постройки и играют с ними (строят мостики, домики, башни, улицы города и т.п.).
  4. Уверенно различают четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), сортируют предметы по цвету;
  5. Различают и сортируют предметы по величине (большой – маленький) и форме (кубик, шарик и т.п.).

«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

  1. На сайте МБДОУ «Детский сад №101» персональная страница «Консультация для родителей».

Полный текст материала Статья: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шеина Валентина Анатольевна  Кошка6950
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №101" г. Дзержинск Нижегородской области
09.11.2015 0 3681 192
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0