Статья "Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства"


Изобразительное искусство – неисчерпаемый арсенал средств для эстетического воспитания детей дошкольного возраста.  Дети 4-6 лет вполне способны воспринять понятие жанра в изобразительном искусстве:

  • пейзаж повествует о красоте родной природы и о том, какой ее видит художник;
  • портрет знакомит с характером, душевным состоянием героя и отношением к нему автора;
  • натюрморт показывает хорошо знакомые предметы в неожиданном ракурсе, композиции и колорите – глазами художника.

Педагог на занятиях по эстетическому воспитанию знакомит детей с произведениями изобразительного искусства, рассказывает о художниках, о выразительных средствах и материалах, которые ими используются. Такие занятия способны обогатить внутренний мир детей, подхлестнуть интерес к творческому процессу. Занятия по эстетическому воспитанию способствуют:

  • формированию эмоциональной культуры дошкольников;
  • приобретению знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • расширению кругозора в области отечественного и мирового искусства;
  • пробуждению интереса к художественному творчеству и самовыражению;
  • знакомству с музеями.

Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы, работа по которым ведется по принципу «от простого к сложному»: дети осваивают знания и изобразительные навыки постепенно.

Годовой перспективный план предусматривает различные формы работы:

  • знакомство с выставками;
  • ознакомительные уроки по изобразительному искусству;
  • занятия по отдельным видам изобразительного творчества: лепке, рисованию.

Выставки организуют в коридоре детского сада, музыкальном зале или в группе, чтобы произведения изучаемого вида искусства были перед глазами детей. Ознакомительные уроки по искусству уместно проводить непосредственно в выставочном пространстве, чтобы дети учились правильно относиться к произведениям живописи, понимали их ценность, уникальность, уважали труд художника-творца. Тогда и свою творческую деятельность дети будут воспринимать по-другому: не как бездумное следование образцу, а как сознательное волевое усилие по передаче зрительного образа и впечатления о нем различными выразительными средствами.

Во время ознакомительных занятий по искусству воспитатель применяет методические приемы, развивающие у детей художественное восприятие:

1. Беседа по картине. Включает несколько групп вопросов, побуждающих детей к размышлению о картине, ее сюжете, эмоциональному отклику на нее. Примеры вопросов:

  • О чем это произведение?
  • Что вы видите на картине?
  • Какое название подходит этой картине?
  • Нравится ли вам картина?

Ответы детей, наличие или отсутствие у них интереса к изучаемому произведению позволят диагностировать уровень их эстетического, эмоционального развития и спланировать тактику и методику дальнейших занятий.

2.Следующая группа вопросов касается дифференцирования детьми выразительных средств, использованных художником. Педагог с помощью наводящих вопросов  формирует у детей начальные познания в области композиции, колористики. Примеры вопросов:

  • Какое время суток изобразил художник?
  • Пасмурный или солнечный день изобразил художник?
  • Какие предметы  находятся ближе, а какие дальше?

Творчески одаренные дети уже в дошкольном возрасте способны дать правильные ответы на поставленные вопросы.

3. Беседа о художнике. Педагог рассказывает о времени, в которое жил и творил художник, его биографию, демонстрирует репродукции произведений, написанных им в течение жизни.

Предварительно можно рассказать о профессии художника, о том, что для работы художнику необходима мастерская, мольберты, краски, кисти и т.п.

1. Рассказ о картине. Для более полного эстетического восприятия картины детьми педагог сопровождает свой рассказ чтением стихов, использует музыкальное сопровождение.

2. Размышление-фантазирование: педагог побуждает детей порассуждать о событиях, предшествовавших и последующих изображенному на картине событию.

3. Размышление о картине с закрытыми глазами. Прием применяется при работе с детьми, у которых уже сформирован навык зрительного восприятия картины, для развития у них образной памяти.

5. Прием вхождения в картину. Предполагает предварительное ознакомление детей с картиной в течение 1-2 уроков. Педагог предлагает детям поразмышлять о персонажах, изображенных художником, представить себя на их месте, описать свои чувства и переживания. В конце занятия дети могут изобразить себя и своих сверстников в роли персонажей картины.

Если при показе картины используется музыкальное сопровождение, оно должно соответствовать настроению картины, способствовать лучшему усвоению художественного образа.

На практических занятиях по художественному творчеству, прежде чем обучать детей композиционным приемам, педагог должен показать, как изобразить тот или иной предмет, чтобы дети приобрели необходимые изобразительные навыки. Затем педагог показывает детям, как лучше расположить предметы на листе бумаги, чтобы верно передать композицию предметов в пространстве (например, натюрморт).

На занятиях по искусству в детском саду применяются и игровые методы обучения: игра-путешествие, настольные игры с заданиями по изобразительным видам искусства, игра «Угадай картину» (ребенок описывает знакомое произведение искусства, остальные отгадывают, о чем речь).

Изобразительный материал выбирается педагогом с учетом его доступности для детей дошкольного возраста. Картина должна быть:

  • написана в стиле реализма;
  • проста по сюжету;
  • выразительные средства не должны быть сложными для детского восприятия.

На ознакомительных занятиях дети усваивают основные жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, получают начальные знания в области композиции и колористики художественных произведений.

Программа каждого занятия включает:

  • содержание урока (цели и задачи, которые решает педагог в ходе занятия);
  • художественный материал (репродукции, муз. произведения);
  • материалы для художественного творчества детей;
  • описание хода урока;
  • список вопросов для детей;
  • примеры заданий для выполнения детьми;
  • методические рекомендации педагогу по работе с детьми.

Ознакомление детей с изобразительным искусством, его жанрами, выразительными средствами, обучение дошкольников художественному творчеству обогащает внутренний мир детей, развивает у них чувство прекрасного, повышает их культурный уровень и улучшает коммуникативные навыки. На следующем этапе обучения, в школе, дети смогут опереться на полученные знания и умения и продолжат свое знакомство с историей мирового искусства. Для творчески одаренных детей занятия по изобразительному искусству в детском саду станут своеобразным трамплином, с которого стартует их индивидуальный творческий путь к новым достижениям и победам.


Полный текст материала Статья "Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фёдорова Ольга Александровна  Публикатор
педагог дополнительного образования, МАДОУ "Детский сад № 370" г. Пермь
10.10.2016 0 390 46
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0