Драматизация сказки в средней группе ДОУ: рекомендации воспитателю


Под драматизацией понимают метод обучения, при котором в условиях приятной, интересной атмосферы педагог совместно с детьми создает собственную театральную постановку. Особенно актуален этот метод при работе с детьми дошкольного возраста, главной деятельностью которых является игра. Для драматизации в детском саду можно использовать сказки. Они подходят для всех возрастных категорий дошкольников. Сказочные ситуации и поведение героев дети проецируют на реальную действительность. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Психо-физиологические основы к драматизации

Подготовка к инсценировке сказок в разных группах детского сада будет различаться. Это зависит от особенностей развития детей.

Так, в средней группе во время драматизации большее внимание стоит уделить двигательной активности. При работе с детьми 4-5 лет не следует перегружать сценарий драматизации длинными репликами персонажей. Детям средней группы необходимо умеренное сочетание речевой и двигательной деятельности. Инсценировка может включать в себя подвижные игры, танцевальные движения под музыку, хороводы.

У дошкольников происходит активное формирование личности. Несмотря на достаточно выраженную самостоятельность ребенка, он пока еще не может четко разграничивать положительные и отрицательные последствия своих поступков. В этом он ориентируется на окружающих его людей. Нравственные основы развиваются при анализе ребенком действий и поступков взрослых. В возрасте 4-5 лет дети начинают стремиться  к общению со сверстниками. Удовольствие доставляют парные или коллективные игры.

Таким образом, физиологические и психологические особенности детей позволяют успешно использовать драматизацию сказок в средней группе ДОУ.

Сказки для инсценировок в средней группе

Выбор сказок для драматизации в средней группе достаточно широк. Лучше отдавать предпочтение текстам с большим количеством персонажей. Это позволит максимально охватить всю группу и оптимально разделить сказку на небольшие реплики.

Какие сказки можно инсценировать?

Картотека драматизаций для средней группы может включать русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Зимовье зверей» и другие. Они отличаются простым языком и поучительны. Авторские сказки, как, например, «Под грибом» В. Сутеева или «Красная шапочка» Ш. Перро также воспринимаются с энтузиазмом.

Можно подготовить драматизацию по любой сказке, однако также важно, чтобы выбор пал на ту сказку, которая наиболее интересна детям. Конечно, не следует забывать о дидактической составляющей: сказка должна учить добру, справедливости, показывать ситуации, которые дети смогут проецировать на реальную жизнь. Сценарий драматизации и подробный ее ход должен быть отражен в конспекте воспитателя.

Остановимся подробнее на некоторых сказках, уделив особое внимание процессу подготовки к драматизации.

Драматизация сказки «Теремок» в средней группе

Наиболее любима воспитателями и детьми сказка «Теремок». Она выигрышна как в плане содержания, так и в форме подачи текста. Саму сказку можно предложить детям в стихах или в прозе. Первый вариант для инсценировки в средней группе будет удачнее, поскольку дети этого возраста лучше запоминают тексты с ритмической организацией.

Предварительная работа должна быть сосредоточена на описании сюжета, последовательности событий сказки, анализе персонажей. Подготовка может включать несколько основных этапов:

  • Подведение детей к сказке. Настроиться на нужную тему помогут музыка (звуки природы, пение птиц), рисунки поля и цветов, поделки из бумаги или модели из пластилина, макет теремка.
  • Преподнесение сказки детям можно осуществить в разных вариантах: прочтение сказки воспитателем, аудиозапись (лучше выбрать с участием нескольких актеров, чтобы показать характер и эмоции всех персонажей) или показ мультфильма на основе красочных иллюстраций Ю. Васнецова («Союзмультфильм», Москва, 1971 г.).
  • Обсуждение сказки следует сопровождать наглядными материалами. Так, например, вспоминая, действующих персонажей, можно использовать иллюстрации к сказке, игрушечные фигурки животных, кукольный театр, маски животных. Можно предложить детям надеть маски и изобразить мышку, зайчика, медведя, показать, как они подходят к теремку, как говорят и т.д.

Запомнить сюжет поможет совместное раскрашивание картинок, четко отображающих последовательность событий в сказке. Обсудив сюжет, персонажей и проанализировав их характерные черты, можно попробовать сделать коллективную постановку, но пока с помощью кукольного театра или пальчиковых кукол.

  • Распределение ролей. В процессе обсуждения будет видно, какая роль более подходит конкретному ребенку.
  • Подготовка декораций (теремок, костюмы с масками, деревья, лавочки, деревянные расписные ложки, посуда). В этом обязательно должны участвовать дети, под руководством воспитателя они уже могут многое смастерить сами. Желательно привлечь к процессу и родителей.

Начало и конец работы лучше проводить с использованием движений под музыку, танца или хоровода.

Дальнейшие репетиции и непосредственно драматизация сказки будут носить индивидуальный характер, поскольку все это зависит от особенностей конкретных детей и воспитателя.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка» в средней группе ДОУ

Интересно, творчески и познавательно можно обыграть русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Инсценировку этой сказки лучше проводить в конце зимы или начале весны. Это позволит привнести в подготовительные занятия и в драматизацию природные атрибуты и декорации, например, сосульки, веточки с набухающими почками и прочее.

  • Введение детей в сказку. Подготовку к драматизации можно начать с сопоставления зимы и весны, предложить ребятам вспомнить эти времена года. Соответствующее настроение зададут музыкальные зарисовки на тему зимы и весны, под которые также можно организовать простые танцевальные движения.

Подобранные иллюстрации к сказке помогут детям отгадать, с какой сказкой они будут работать.

  • Обсуждение сказки. Сказка «Заюшкина избушка» уже хорошо знакома детям, поэтому можно вспомнить ее сюжет, задавая вопросы. При этом вопросы могут быть как информационного, так и эмоционального характера. Например: Кто приходил  выгонять лису? Как они это делали, что говорили, как себя вели? Как отвечала лиса каждому из персонажей? Покажи действия персонажей.
  • Закрепление сюжета сказки. Проверить, правильно ли ребята восстановили события сказки и описали характеры героев, можно прослушав аудиозапись.
  • Распределение ролей.
  • Разыгрывание сказки с помощью кукольного театра.

Конечно, подготовка к драматизации сказки занимает много времени и требует качественной работы, однако без этого этапа не обойтись. Инсценировка позволит развивать познавательную, двигательную и творческую потребности ребят средней группы с учетом их возрастных особенностей. 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: