Статья "Работа с песней при обучении английскому языку в начальной школе с использованием ЭОР"


В современных условиях применение информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении английскому языку является  актуальным. Это стимулирует познавательный интерес и исследовательскую деятельность учащихся.

На уроках в начальной школе мы начали использовать в работе следующий программный продукт – учебное пособие «Английский язык. Начальная школа. Уроки, игры, песни». (ООО «Кирилл и Мефодий» Москва, 2010.12). Занятия проводились  в компьютерном классе, при этом осуществлялась реализация модели «1 ученик – 1 компьютер».

Первые результаты использования песни из данного  мультимедийного пособия представлены в данной работе.

Использование песни при обучении английскому языку  повышает эффективность,  наглядность и результативность урока.  Песня вызывает у детей чувство радости, способствует  позитивному настрою учащихся   на урок.

Задачи, на решение которых направлена работа с песней.

Включая песню в учебный процесс, мы решаем ряд задач, определенных Государственными образовательными стандартами начального  общего образования:

  • формирование представления об английском языке как средстве общения;
  • расширение лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие личностных качеств ученика, его внимания, мышления, памяти и воображения;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие эмоциональной сферы ученика.

Работа с песней на уроке включает в себя несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Цель: отбор песни.

Отбирая песенный материал для урока, важно учитывать, чтобы  песня  соотносилась с темой урока в соответствии с программой и выбранным УМК. Песню выбираем актуальную, обладающую определенной языковой ценностью и доступностью с точки зрения языковых средств, имеющую художественно-эстетическую значимость и учитывающую интересы детей младшего школьного возраста.

2 . Работа с песней.

Цель: эмоциональная подготовка учащихся к восприятию песни.

2.1.Знакомство с песней.

Урок с использованием песни  имеет четко выраженную коммуникативную направленность.

Знакомство с песней  обычно начинаем с названия. На основе названия песни дети учатся прогнозировать ее содержание, активизируют свои знания  по данной теме, высказывают  предположения по содержанию песни на доступном для них уровне, отвечают на вопросы.

Например, в 3-м классе при изучении темы «Рождество» перед разучиванием песни «We Wish You a Merry Christmas» дети составляют схему «солнышко»:

Далее они  рассказывают, что им известно о Рождестве, отвечают на вопросы по теме, высказывают свое  личное мнение и т.д.

Затем ученики садятся за компьютеры и знакомятся с иллюстрациями по теме песни. Иллюстрации эмоционально настраивают детей на тему, звучащую в песне. Часто они снабжены надписями (слово или фраза). Надевая наушники, дети слушают слово или фразу на английском языке и читают  перевод. Это пополняет словарный запас и помогает правильно произносить слова. Иллюстрации способствуют лучшему запоминанию слов. Например, в теме «Рождество» представлены иллюстрации «Веселое рождество», «Дата празднования Рождества в Великобритании», «Дед Мороз».

2.2. Фонетическая разминка.

Цель: формирование фонетических навыков.

Учащиеся выполняют фонетическую разминку на произношение трудных звуков и слов, которые встретятся в песне. Звуки и слова демонстрируются учителем на доске. Песенный материал диска позволяет строить работу со звуками дифференцированно. Даже малыши, которые еще не умеют читать, распознают и повторяют услышанные звуки. Например, в песенке «Old MaсDonald Нad a Farm» дети учатся правильно произносить  гласные звуки. Песня «In the Forest» помогает отрабатывать согласные звуки.  

2.3. Введение новых лексических единиц.

Цель: расширение словарного запаса.

Введение новых лексических единиц  происходит перед знакомством с песней.

Незнакомые  слова из песен и их перевод демонстрируются  на доске и проговариваются учащимися хором, а затем по очереди. Если слов много или они представляют некоторую сложность, ученикам предлагается индивидуальный раздаточный материал с лексическими заданиями (сопоставить слово с его значением, найти «половинки» слов и т.д.). Ряд песен имеет интерактивные задания, которые позволяют вводить новые лексические единицы. Интерактивы способствуют первичному закреплению материала и проверке усвоения нового материала.

2.4. Развитие умений чтения и аудирования.

Цель: выразительно читать вслух и про себя тексты песни понимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи.После этого учащиеся знакомятся непосредственно с песней: надевают наушники, слушают и поют ее вместе с диктором. Учитель  корректирует артикуляцию, ритм и интонацию в индивидуальном порядке. Нажав на знак «Т», дети могут увидеть текст песни. Затем материал выносится с помощью мультимедийного проектора на экран, и ученики поют хором и по очереди, например, один куплет - девочки, другой - мальчики.

2.5. Перевод песни.

Цель: знакомство с  художественным переводом.

 В силу особенностей развития  у младших школьников преобладает подстрочный перевод, но тем ценнее каждая строка, имеющая законченный, «красивый» вид.  Дети делают подстрочный перевод на листах бумаги и видят, что песня получилась какая-то «некрасивая», «неуклюжая». Тогда учитель представляет им некоторые приемы художественного перевода текста песни: перестановка, добавление, замена и опущение. При этом  необходимо выполнить одно условие: сохранить стиль и первоначальную идею автора текста песни. И вот начинается творчество! Ребята придумывают новые слова, подбирают синонимы, рифмы, метафоры. Не всегда все получается сразу, можно дать задание на дом.  Устраивается конкурс на лучший перевод. Затем ученики сравнивают свой перевод с переводом, данным в учебном пособии,  и обсуждают его.

3. Работа с интерактивами и тренажерами.

Цель: Закрепление и контроль изученного материала.

С целью закрепления материала и контроля результатов ребята приступают к работе с интерактивами и тренажерами. Ученики на компьютерах,  объединенных в сеть, под руководством учителя выполняют интерактивные задания. В отличие от интерактива, в тренажерах содержатся задания, которые проверяются с помощью компьютера.

 Самостоятельная работа учеников с интерактивами и тренажерами обладает высокой эффективностью и результативностью.  Дети работают в  комфортной психологической атмосфере – они не боятся ошибиться, т.к. в любое время могут вернуться и выполнить задание снова. Обучение становится более эффективным за счет включения в работу детей всех каналов восприятия – аудиального, визуального и кинестетического (развитие моторики и тактильного восприятия при работе с клавиатурой). Ученик работает в оптимальном для себя темпе. Так достигается индивидуализация обучения.

Например, после разучивания песни «We Wish You A Merry Christmas» ученики выполняют задание – «вставь пропущенные буквы в текст поздравительной открытки»

 А при изучении темы «Семья» во 2 и 3 классе в песенке о семье Лили дети работают с тренажерами «подбери слова к картинкам», «составь пары слов» и «семейное дерево» – закончи предложения» для первичного закрепления лексики (название членов семьи). Для дальнейшего закрепления и контроля материала ученики выполняют ряд заданий: «вставь пропущенные буквы в слова», «заполни пропуски в высказываниях и диалогах», «составь предложения и вопросы»

 В качестве домашнего задания детям предлагается нарисовать родословное дерево своей семьи, составить диалог и рассказ о своей семье.

Работа с песней не является единственным  компонентом урока. В зависимости от сложности песни, уровня подготовки учащихся, насыщенности урока,  количества часов, отведенных на тему,  работа с песней в рамках предложенной технологии может осуществляться как на одном уроке, так и в течение нескольких уроков.

После разучивания песни и выполнения заданий дети продолжают изучение данной темы в соответствии с программой обучения.

Результаты работы

Опыт работы над песней с данным учебным пособием в компьютерном классе показал, что предложенная модель может успешно использоваться, способствуя достижению следующих результатов:

1.Развитие коммуникативных способностей учащихся:

- Развитие фонетических навыков. Ученики учились правильно произносить и различать на слух все звуки, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в предложениях.

 - Развитие навыков чтения и аудирования.

- Усвоение грамматических конструкций также происходило более эффективно. Например, в 3-м классе изучение формы прошедшего времени глагола «to be» was /were мы начинали с песенки «I was happy».Дети слушали песню в наушниках, пели ее самостоятельно, просматривали текст песни,  нажав на  знак «Т», Затем песня выводилась на экран, и ученики пели ее хором. После этого они сами формулировали правило.

Аналогично происходило введение временной формы «Present Continuous» в песне «Disco time». После того как дети поработали над песней, они выполняли задания по тексту. Например, работая в парах или группах, ученики собирали текст песни из разрезанных кусочков. Выполняя это задание на время, ребята очень старались, помогали друг другу, и дух здорового соперничества только способствовал достижению результата.

- Развитие речевой деятельности. При разучивании песни развивалась память детей. Они запоминали речевые клише и на их основе строили свои собственные высказывания, учились задавать вопросы по содержанию песен и давать краткие и развернутые ответы на них. Ряд песен содержит такие разговорные клише и позволяет весело и эффективно запоминать их.

2) расширение общего лингвистического кругозора учащихся. Дети пополняли свой словарный запас, активизировали его, что создавало положительную мотивацию при изучении языка и способствовало развитию личности ребенка.

3) формирование социокультурной компетенции учащихся  также происходило при работе над песней. Знакомство с праздниками Великобритании и характерными для них традициями и обычаями  осуществлялось  в песнях «We wish you a Merry Christmas»,  «Christmas carol», «Silent  Night» и«Jingle Bells». Они создавали неповторимое настроение Рождества и были исполнены ребятами на  новогодних концертах.

Песня «Stars and Stripes» познакомила детей с американской символикой (государственным флагом).

Ученики постарше с интересом слушали и подпевали «And I Love her», знакомясь с творчеством легендарной группы " The BEATLES”.

4) развитие познавательной сферы детей – ученики осваивали  приемы работы с текстом, развивали  умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний,   учились осуществлять самоконтроль и самооценку;

5) обучение универсальным  учебным действиям – школьники самостоятельно выполняли задания с использованием компьютера, овладевали умением координированной работы с разными компонентами УМК (диском, учебником, рабочей тетрадью и т.д.).

6) Развитие эмоциональной сферы – в эстетическом плане у  обучающихся   развивалось чувство прекрасного в процессе работы с песней. Песни помогали осуществлять эмоциональную разгрузку учащихся. Например, песни с веселыми танцевальными мелодиями и забавными танцующими человечками «Friends», «When I dance». «Numbers», « The circle game» и др. позволяли проводить физкультминутки на уроках. Ритмичные  движения и танцы под музыку снимали усталость и очень нравились детям. Иногда, наоборот, детям полезно было послушать и пропеть спокойную песню, например, «Summer time» с ее колыбельным настроем помогала ученикам отдохнуть. Такие паузы повышали продуктивность и результативность урока. Уроки становились более яркими, интересными, насыщенными; у детей повышалась мотивация к обучению.


Полный текст материала Статья "Работа с песней при обучении английскому языку в начальной школе с использованием ЭОР" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агапитова Ирина Николаевна  Публикатор
учитель английского языка, ГБОУ гимназия №278 имени Б.Б. Голицына
18.06.2016 0 369 64
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0