Анна Ильина, 01.02.2016 392 0

Опыт формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка


На своих уроках я большое внимание уделяю стремлению учащихся общаться на иностранном языке, а в дальнейшем и добиваться взаимопонимания с носителями языка. Желание изучать иностранный язык у ребенка, на мой взгляд, зависит от некоторых факторов. Это и доброжелательная ситуация на уроке и доверительные отношения между учащимися и учителем.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В работе я использую различные коммуникативные задания (диалоги, коммуникативные игры, метод проектов). Конечно же, каждый учащийся должен уметь представить себя, рассказать о себе устно определенную информацию. Здесь я использую задания «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему...». Во 2-ых классах учащиеся в 3-их или 4-ых разыгрывают различные диалоги. Тема "Знакомство", "Животные", "Числительные" во 2-ом классе заканчивается подведением итогов. Ребята, поработав в парах (небольших группах), сообщают классу, с кем пообщались, что нового узнали о собеседнике.

В условиях введения ФГОС второго поколения очень важна коллективная работа учащихся. При такой работе использую опорные схемы, таблицы. При изучении темы «Погода» (4 класс) учащиеся составляют диалоги, используя различные ситуации («Погода в России», «Одежда для погоды»). В 8 классе при изучении темы «СМИ» задаю вопрос: «Какое самое популярное СМИ сегодня?». Учащиеся работают самостоятельно, записывают свои ответы. Затем в группах стараются найти общее решение, затем дети, чьи мнения совпали, собираются в отдельные группы и продумывают как можно больше вариантов в защиту своего ответа.

Не всегда хватает 40-45 минут для того, чтобы опросить учащихся. Здесь на помощь приходит метод интервью. Например, при изучении темы «Праздники» в 6 классе. До интервью составляется анкета (можно в виде таблицы): имя, любимый праздник, почему. В учебниках "Enjoy English" М.З. Биболетовой есть готовые таблицы с вопросами. Узнав, интересующую информацию, учащиеся делают выводы, кто какие праздники предпочитает и почему. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность. Так при изучении темы «Знакомство» в 6 классе использую игру «Who is the winner?». Каждая группа (команда) пишет как можно больше слов, обозначающих положительные качества личности, становится победителем та группа, которая правильно написала большее число лексических единиц.

В 8 классе мы изучали тему «Космос». Каждый ученик выбрал себе известного астронавта, о котором знал много фактов и мог рассказать о нем. Остальные задавали ему вопросы, получая ответы на вопросы, учащиеся угадывали астронавта. Данные упражнения способствуют закреплению лексико-грамматического материала и приближают коммуникацию на уроке к условиям реального общения.

Формированию коммуникативных компетенций способствуют также и следующие упражнения, используемые мной на уроках:

  • указать главную мысль текста, свое отношение к проблеме, которая отражена в этом тексте;
  • охарактеризовать героев текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнениями одноклассников;
  • составить собственные высказывания, исходя из прочитанного или услышанного.

Чтобы ученик умел общаться с одноклассниками, умел составлять и задавать вопросы, умел находить нужную информацию в интернете, использую метод учебных проектов. Метод проектов дает возможность учащимся поставить цель, выбрать способ действия, учит распределять обязанности, участвовать в решении проблемы, подводить итоги, т.е. работать в команде.

В 6 классе изучали тему «Образование». Обсуждали и сравнивали систему образования в Великобритании и России. По окончании защищали мини-проекты «Какой я вижу систему образования в России в будущем?».

Хотелось бы отметить, что эффективность использования коммуникативных заданий есть. Во-первых, повышается качество знаний, успеваемость. А во-вторых, у учащихся все больше и больше проявляется интерес к английскому языку и желание его изучать.

Об авторе: Ильина Анна Викторовна, учитель английского языка,  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя общеобразовательная школа № 78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева".


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: