Использование музейных материалов в учебном процессе. Воспитание толерантности на уроках английского языка в условиях ФГОС


Основной отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Особое внимание ФГОС уделяет духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы обучающихся, повышения гуманистического содержания обучения. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

Изучение предмета «Иностранный язык» должно обеспечить:

  • сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности;
  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
  • свободное использование словарного запаса;
  • сформированность умения написания текстов по различной проблематике и по изученной проблематике, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
  • сформированность устойчивого интереса к чтению как способа познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Результаты изучения предмета «Иностранный язык» должны отражать:

  • сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации;
  • владение знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
  • достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющим общаться с носителями иностранного языка, представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения;
  • формированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и возможности осуществлять реальное общение. В настоящее время такое общение стало возможным и актуальным. Многие люди нашей страны имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны как в деловых целях, так и для отдыха и общаться с людьми разных национальностей, узнавать разные традиции и обычаи. Чтобы иметь возможность и способность вести беседу с представителями чужой культуры, необходимо знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны, своего родного края. Если человек затрудняется рассказать о своей стране, родном городе, диалога двух культур не произойдет. Исходя из этого, возникает необходимость изучения на уроках иностранного языка истории и культуры родного края.

Ресурсом духовно-нравственного развития и воспитания личности безусловно является школьный музей. Использование музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными и запоминающимися. При этом повышается мотивация обучающихся к учебной деятельности. Легче усваивается предлагаемый материал.

Воспитательные возможности уроков иностранного языка, а в частности, английского языка заключены уже в предметном содержании. Среди тем для изучения предмета выделяются такие темы, как:

  • «Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций».
  • «Школьное         образование,      школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками».
  • «Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру».

На уроках английского языка нами изучаются также темы, касающиеся нашей страны, нашего родного края:

  • «Географическое положение, климат нашего региона».
  • «Традиции и обычаи народов, проживающих в Кемеровской области».
  • «Выдающиеся люди моего родного края».

Данные темы представлены в соответствующих разделах школьной программы. Так, например, изучая состав населения Соединенного Королевства, обучающиеся говорят и о составе населения нашего города и музейная экспозиция «Многонациональный Новокузнецк» помогает наглядно познакомиться с информацией о численности того или иного народа, проживающего в Новокузнецке.

Изучая праздники Великобритании, ученики рассказывают и о наших традициях, знакомятся с национальными праздниками наших народов.

Так, на уроке английского языка произошло знакомство с киргизским праздником Нооруз, который празднуется 21-го марта. Это день весеннего равноденствия. Месяц март киргизы называли Нооруз. Если в этот день рождались мальчики, их называли, по традиции, Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль.

Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком.
В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон — белую скатерть с различными яствами. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми. Когда Нооруз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
Обучающиеся переводили на английский язык рецепт приготовления киргизских лепешек — Каттама: в тесто добавляется порезанный лук, лепешки жарятся на сковороде.

А киргизский чай Аткан заваривают с молоком 1:1, затем добавляют сливочное масло, сметану, соль и доводят до кипения.

Желающие могли также подержать в руках киргизские банкноты и примерить национальный киргизский головной убор Ак Калпак (музейные экспонаты). Калпак — это традиционный головной убор мужчин, прошитый черными или красными линиями и узорами, изготовленный из войлока, носимый с прошлых веков кочевым киргизским народом. Именно этот калпак — главный элемент одежды, показывающий социальный уровень человека, который его носит.

Kalpak is a traditional male headdress, stitched black or red lines and patterns made ​​of white felt, worn with past centuries the nomadic Kyrgyz people. It is the main item of clothing that shows a person's social level, which it is.

Готовя сообщения об известных людях, дети учатся читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации, одновременно применяя речевые умения и навыки в устной и письменной речи. Дети учатся по достоинству ценить, любить и уважать других людей. У подростков развиваются познавательные интересы в изучении духовной культуры своего и других народов, формируются нравственные ориентиры. Подобные уроки еще более ценны тем, что многонациональным является не только город, многонациональна и сама школа.

Узнавая чужую культуру, обучающиеся учатся толерантности — уважительному отношению к людям различных национальностей. В настоящее время политических конфликтов эта тема особенно актуальна.

Ребята не просто рассказывают о чем-то, они высказывают свое мнение, свое отношение к вопросу. «Именно эта личностная заостренность,  — утверждает Пассов Е.И., — и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие». На уроках дети учатся высказывать свое мнение, аргументируя его или подтверждая материалом текста. В помощь обучающимся предлагаются выражения: I think… In my opinion… To my mind… It seems to me that… I agree/don’t agree with… because… On one hand… but on the other hand… I don’t really have any strong opinions about… I don’t think it’s…

Дети осознают важность политической корректности в отношении людей других национальностей. Для обсуждения предлагаются вопросы: What’s wrong with us? Why do conflicts happen? What can different conflicts lead to? Is it possible to prevent all conflicts? Can we learn to live in peace?

Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами и, главное: изучение иностранного языка формирует обучающегося как здоровую нравственную личность. Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социально-активной личности: происходит формирование взглядов на мир обучающегося, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизм и гуманизм. При использовании всех возможностей можно развить у обучающихся чувство прекрасного, научить ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство родной природы. И школьный музей — это огромный и эффективный образовательный ресурс, который можно и нужно задействовать в учебно-педагогической деятельности. Таким образом обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования, в соответствии с требованиями ФГОС.

Об авторе: Ланшакова Светлана Владимировна, учитель иностранного языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12», г. Новокузнецк.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: