Песни и пение на уроках на уроках английского языка: советы учителя и примеры работы с текстами песен


Музыка — один из самых эффективных способов воздействия на эмоции школьников, ведь они воспринимают пение не как учебный процесс, а как игру или даже отдых. Такая деятельность не только полностью меняет атмосферу урока, но и способствует неосознанному запоминанию новых слов и выражения. Мы даем  рекомендации учителю по организации пения на уроках иностранного языка.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Пение на английском может использоваться в качестве:

  • фонетической зарядки в начале урока;
  • способа закрепления лексического или грамматического материала;
  • стимула для развития речевых умений;
  • средства для снятия напряжения учеников и восстановления работоспособности.

Школьники часто напевают песни на английском, даже не понимая слов. Между тем, знание значений слов позволило бы им не только «блеснуть» перед своими друзьями, но и улучшить знания в английском языке.

Зарубежные песни являются отличным способом для заучивания и отработки речевых клише и грамматических конструкций. Это могут быть как несложные фразы по типу "What is your name?" и "How do you do?", так и сложные конструкции с неправильными глаголами, прилагательными, числительными и т.д. К примеру, песни "As sly as a fox" и "Logical song" содержат в себе более 20 прилагательных каждая, к тому же, в них нет сложных грамматических структур, что делает их просто идеальным материалом для использования на уроке английского.

Песня на английском "My eyes can see" расскажет учащимся о частях тела и органах обоняния на английском языке. Песни, в которых изучение лексического материала идет через движения, например "Head and shoulders, knees and toes" или "If you happy and you know it", не только упрощают процесс запоминания новых слов, но и помогают выучить глаголы движения. Кроме того, информация, полученная из песен, способствует:

  • закреплению грамматики и повторению времен. К примеру, в песне " встречается глагол «to be»;
  • формированию произносительных навыков;
  • улучшению навыков аудирования и чтения;
  • развитию памяти, поскольку песни заучиваются наизусть;

Критерии, на которые стоит опираться при выборе песен на уроках английского:

  • Языковая доступность, т.е. присутствие в тексте знакомых слов и выражений. Небольшое количество нового языкового материала.
  • Небольшой объем песни.
  • Содержание.
  • Соответствие возрасту и интересам учеников.

Если прежде песни на уроках иностранного языка не практиковались, данный вид деятельности можно начать с выяснения отношения учащихся к пению и музыке в целом. Работа над песней может длиться на протяжении нескольких уроков и условно делится на следующие аспекты:

  • грамматический;
  • фонетический;
  • технический (способы запоминания содержания песни);
  • лексический;
  • социокультурный.

В среднем, на одном уроке, на отработку песни на английском следует отводить не более 10 минут. Процесс работы над каждой отдельной песней выглядит следующим образом:

  • Предтекстовый этап. Построение ассоциативных представлений по названию и содержанию песни.
  • Первое прослушивание. Проверка высказанных предположений о содержании песни.
  • Работа над фонетической стороной речи. Отработка звуков, слов и словосочетаний. Отработка мелодики и ударения во фразах. Отработка четкого произношения путем повторения слов за диктором и вместе с диктором.
  • Работа над грамматикой. Примером отработки грамматики может служить упражнение на заполнение пропусков или употребление глаголов в правильной форме в тексте песни на английском языке. Проверка правильности выполнения задания путем прослушивания песни. Помимо глаголов, можно составить упражнения на отработку всех типов вопроса в английском языке, употребление предлогов, степеней сравнения прилагательных и др.
  • Работа с содержанием песни. Ответы на вопросы учителя по содержанию песни.
  • Послетекстовый этап. Пение английской песни без диктора. Развитие навыка говорения: описание учащимися места действия песни, сюжета и др.
  • Задания на запоминание слов песни. Для многих школьников, запоминание слов на иностранном языке является серьезной проблемой, поэтому данному этапу стоит уделить особое внимание. Лучше всего в запоминании новых слов поможет повтор слов за диктором и проговаривание вместе с ним. Кроме этого, существуют и другие действенные способы запоминания текста английской песни:
  • "Complete the phrase" — на доске записано начало фразы из песни, задача учеников — по памяти закончить ее.
  • "Snowball" — каждый ученик повторяет предыдущую фразу и произносит свою.
  • "Chain" — каждый ученик произносит по одной строчке куплета и так до конца песни.
  • "Order the lines" — учитель делит класс на две команды и выдает каждой команде конверт с разрезанной на строчки песней. Задача каждой команды — как можно быстрее собрать текст песни на английском языке.
  • Заучивание слов песни и самостоятельное исполнение. Для большей вовлеченности учащихся, можно устроить конкурс на лучшее исполнение.

Как выбрать песни для урока английского языка?

Не каждая песня подойдет для урока английского. Большая часть современных английских песен содержит сленговые слова и обороты. В частности, это касается рэпа, соответственно лексика из таких песен не пригодна для обогащения словарного запаса учеников. Поэтому, при выборе песни для урока английского языка, нужно обращать внимание на следующие направления:

  • джаз;
  • блюз;
  • фолк;
  • кантри;
  • оперы;
  • мюзиклы.

Песни с сольными исполнителями наиболее подходят для использования на уроке, они не затрудняют восприятие на слух и ученикам будет проще повторять слова.

Упражнения и приемы использования песен на уроке английского

Существует множество упражнений, направленных на отработку лексического, грамматического или фонетического материала, полученного из песни. Наиболее распространенные упражнения:

  • Песенный диктант. Учитель диктует ученикам текст простой, популярной песни, после чего ученикам раздаются слова для сравнения своего варианта с оригинальным текстом. Незнакомые слова отрабатываются и повторяются за учителем.
  • Fill in the gaps. Учитель раздает детям текст песни, в котором отдельные слова заменены на картинки. Задача учеников — пропеть песню, произнося все слова. Это упражнение можно дать нескольким ученикам или выполнять целым классом. Отличным материалом для такого задания является песня "Old McDonald had a farm".
  • Missing words. Одна из самых распространенных игр с песнями на уроках английского — учитель записывает на доске один из куплетов песни и дает первому ученику его пропеть. После этого, учитель стирает любое слово или словосочетание и следующий ученик пропевает куплет. Для каждого следующего ученика слов на доске будет оставаться все меньше и меньше. Последний ученик поет куплет с минимальным количеством слов в каждой строчке, либо вовсе без слов. Этот метод отлично работает для заучивания фраз и целых предложений.
  • Split song. Данное задание следует выполнять в парах. Учитель готовит заранее две разные копии выбранной песни. В первом варианте отсутствуют нечетные строчки, во втором — четные. После первого прослушивания песни, учащиеся отвечают на общие вопросы по содержанию, затем делятся на пары и получают свои варианты песни на английском. Во время второго прослушивания ученикам необходимо заполнить пропуски в своем варианте песни. После этого, ученики сверяют свои варианты с оригинальным текстом.
  • Spot the mistake. Учитель изменяет слова песни, умышленно допуская в них ошибки, которые нужно исправить ученикам. Например, believe — beleive, bright –—brigth и т.д. Более сильным школьникам можно дать дополнительные задания, например, выбрать противоположные значения для существительных (прилагательных или глаголов).

Песни на английском повышают активность учащихся на уроке иностранного языка и превращают изучение лексики и грамматики в увлекательный процесс.

Еще одна причина, почему нужно использовать песни и пение на уроках иностранного языка

Пение не уроке английского также способствует развитию социокультурной компетенции школьников. Факты, содержащиеся в зарубежных песнях, приобщают учащихся к культуре страны изучаемого языка и стимулируют интерес к всестороннему развитию. К таким фактам относятся:

  • географические;
  • политические;
  • культурные;
  • факты повседневной жизни.

Так, к примеру, в песне "Californication" отражена популяризация американской культуры, в песне "Englishman in New York" — привычка англичан пить чай в одно и то же время после полудня, а песня "Sixpence" расскажет учащимся о денежной единице Великобритании. Тексты английских песен богаты фактической информацией, она будет запоминаться детьми легко и надолго. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: