Зарема Короева, 17.06.2015 2882 17

О бедной училке замолвите слово…


Работать учителем в школе очень тяжело. Не всякому по плечу. Нагрузки нешуточные. Чтобы их выдерживать, нужно иметь стальные нервы, титаническое терпение и верблюжью выносливость. Слабым в этой профессии делать нечего. Поэтому в школе работают только женщины.


Обсудить статью (уже 17 коммент.)
Опубликовать свой материал

Мужчина, случайно оказавшийся в школе, скорее исключение, подтверждающее правило, поэтому исследователи таких феноменов обычно пишут о них статьи под заголовками:«Мужчина учитель — мужчина ли?», «Мужчина в школе: быть или не быть?», «Учитель-мужчина: неудачник или герой-одиночка?»Учитель — существительное мужского рода в единственном числе»…

Как-то незаметно профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, и количество учителей-мужчин в школе продолжает неуклонно стремиться к нулю. Оттого-то уже многие годы отечественное образование прочно лежит на хрупких женских плечах. Один учитель даже сравнил этот досадный перекос с Пизанской башней: «Как ошибка в проекте одной итальянской башни с неприличным названием может уронить это сооружение рано или поздно, так и кривобокое образование способно завалиться набок, оголив фундамент-общество. Школа — модель жизни. Коль модель перекошена, у детей меняется восприятие и реального мира». То есть нехватка мужского воспитания в школе может привести к тому, что наши мальчики мужчинами так и не станут, потому что многие дети и дома-то растут в неполных семьях. Там тоже командуют мамы и бабушки, и в результате мальчики с детства прочно усваивают женский стиль поведения. И армия тут же не поможет, потому что в армию человек приходит взрослым и сформировавшимся.

И никому еще неизвестно, как аукнется со временем тот факт, что перекос в школе не только гендерный, но еще и возрастной, потому что средний возраст школьного учителя сегодня 52 года. И если ничего не изменится — будет только увеличиваться.

А что может измениться, и с чего это умная и талантливая молодежь пойдет работать в школу, если в рейтинге профессий учитель давно и прочно находится на последнем месте. Вот данные Всероссийского центра изучения общественного мнения на этот счет:

Выгодные профессии

Престижные профессии

  1. Политик 4,492.
  2. Предприниматель, бизнесмен 4,243.
  3. Работник государственных органов, администрации 4,124.
  4. Журналист 3,535.
  5. Полицейский 3,076.
  6. Священнослужитель 3,077.
  7. Ученый 3,01.
  8. Врач 2,84.
  9. Военнослужащий 2,72.
  10. Учитель 2,27.
  1. Политик 4,032.
  2.  Предприниматель, бизнесмен 3,943.
  3.  Работник государственных органов, администрации 3,924.
  4. Священнослужитель 3,605.
  5. Журналист 3,536.
  6. Ученый 3,497.
  7. Врач 3,49.
  8. Военнослужащий 3,09
  9. Полицейский 3,06.
  10. Учитель 2,83

Как видите, в пединститут сегодня идут те, кто заранее смирился с невыгодностью и непрестижностью своей будущей профессии, то есть не самые лучшие выпускники и выпускницы. Так что кадровые перспективы на обозримое будущее у школы не самые радужные, а потому пожилая учительница еще долго-долго будет ее лицом.

Так почему же все-таки мужчины в школу не идут, а женщины в ней упорно работают, причем до самого преклонного возраста? Дело тут не только в маленькой зарплате. Женщина лучше выживает в этой профессии просто потому, что она более терпелива, более склонна к компромиссам и больше, чем мужчина, боится потерять работу. А уж если у нее в этой школе дети учатся, то из нее вообще веревки вить можно. На абсурд и несправедливость школьной жизни женщины реагируют примерно одинаково: в учительской пошумят, обидами своими поделятся друг с другом, а потом чуть пониже согнутся и потащат воз своей неблагодарной работы дальше. Поэтому, что у нас нынче с образованием ни вытворяют — никаких протестных акций учителей (учительниц то бишь) нигде не слышно. Они никогда не митинговали, касками не стучали, хотя бывали времена, в кои им зарплату не платили по нескольку месяцев, а на период летних каникул еще приходилось и подработку искать.

Мужчина в эту систему хуже вписывается. Потому что он не будет молча мириться с несправедливостью, не будет вопреки здравому смыслу вести 3 журнала (бумажный, электронный и свой собственный, который и есть самый правильный), не будет оттирать с парт неприличные слова и выражения жидкостью для снятия лака, не будет работать во время отпуска в школьном лагере, не будет бесплатно вести уроки ОБЖ, и много чего еще делать не будет... И пока школа не изменится, вряд ли мужчины захотят в ней работать.

Давайте посмотрим вблизи, кто же эти титаниды, удерживающие на своих немолодых женских плечах махину нашего образования? Какими они представляются обществу? Заглянем в Интернет:

«Учительница — компас, активирующий магниты интереса, знаний и мудрости в учениках. Она похожа на свечу — сгорает сама, чтобы осветить путь другим. Звучит красиво… Только такие сравнения давно перестали быть актуальными. Портрет учительницы начала XXI века — резкая и черствая женщина за пределами бальзаковского возраста, стремящаяся лишь к тому, чтобы не сорвать показатели успеваемости».

Или вот такой аспект:

«Интервью позволили выяснить, что нередко небольшая численность книг в библиотеках учителей связана не столько с их низкими культурными потребностями, сколько с низким доходом. Значительная часть учителей хотела бы, но не может позволить себе приобретать книги.

В ходе опроса также задавался вопрос о частоте посещений театров, музеев, выставок, концертов или хотя бы кинотеатров. Анализ ответов приводит к печальному выводу, что значительную часть респондентов нельзя назвать завсегдатаями учреждений культуры. В частности, ни разу за последние 12 месяцев не были в театре 34,8% учителей и 25,8% директоров».

Картинка вырисовывается, прямо скажем, не очень симпатичная. Но самое грустное, что она ничего не преувеличивает. Я, например, даже телевизор не смотрю, у меня его и нет вовсе. А даже если бы и был? Когда его смотреть??? Школа работает в две смены (это до 18 часов), и так — 6 дней в неделю. Вечером пришла с работы — пиши планы и проверяй тетради, пока не упадешь. Утром собралась — ушла в школу… И так весь учебный год. Сытый голодного не разумеет, не работавший в таком режиме, никогда не поймет. Когда читать, ходить в театр, если в парикмахерскую сходить некогда? Как быть доброй и веселой, если ты отвечаешь за:

  • успеваемость учеников, независимо от их способностей и желания учиться (лечить человека насильно еще можно, а вот учить — плохо получается);
  • за результаты ГИА и ЕГЭ и за объективность их проведения (где-нибудь еще наказывают за списывание не ученика, а учителя?);
  • за внешний вид учащихся, чтобы они ходили в форме (а дети упорно не понимают — зачем?);
  • за сохранность мебели в кабинете (ломают и разрисовывают);
  • за проведение внеклассных мероприятий (купи шарики и сшей костюмы);
  • за участие детей в различных конкурсах и олимпиадах (желательно с хорошими результатами);
  • за дисциплину в классе из 30 и более человек (где двое — трое пришли учиться, а остальные — поиграть в телефоне и поговорить с товарищами. Одна девица на моем уроке даже пыталась ногти красить);
  • за дисциплину в школе во время дежурства (то еще удовольствие);
  • pа проведение открытых уроков, семинаров и всяких школьных мероприятий;
  • pа проведение классных часов и родительских собраний (а плату за классное руководство отменили);
  • pа своевременное заполнение электронного журнала (на уроке-то всегда некогда).

И так далее, и так далее…

А в сутках всего 24 часа …

А еще надо в магазин и на рынок, что-то готовить, стирать-убирать…

У нас ведь каждый в своей жизни проходит через школу, а многие по нескольку раз (с детьми и внуками), поэтому абсолютно ВСЕ лучше самого учителя знают, что он должен делать, и как он должен себя вести. И если кто-то школой недоволен, то недоволен в первую очередь учителем, люди ведь не замечают самой системы, заложником которой учитель и является. А система наша работает, как в сказке Одоевского: царевна Пружинка толкает в бок валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки бьют по колокольчикам. Так вот, в этой системе учитель — это колокольчик, его бьют — он звенит, но от него ничего не зависит.

А почему женщина в школе становится «резкой и черствой», если приходит доброй и улыбчивой? Видимо потому, что срабатывают такие факторы, как деформация профессией и профессиональное выгорание. Вот цитата из психологического исследования:

«Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания».

А в одном мужском журнале давали такие советы молодым людям, на случай, если «Ты познакомился с учительницей»:

«Не пугайся, если в какой-нибудь из вечеров она ни с того ни с сего не захочет с тобой разговаривать. Вот ты — когда ты последний раз безумолку вещал в продолжение 45 минут? Причем так, чтобы тебя услышали и поняли полтора десятка балбесов? И так шесть раз подряд — в течение шести уроков? В общем, предупреждаем: бывает, учительница так устает, что ей просто лень раскрывать рот. Тут ничего личного, и тебе придется это принять. Кстати, проблема с голосовыми связками — сестра ее профессии. Сюда же добавим риск заработать варикозное расширение вен (много стоит у доски) и часто рваные колготки (виновата старая школьная мебель).

Если ты вдруг не в курсе, то знай: как характер человека предопределяет выбор профессии, так и требования профессии постепенно становятся чертами характера. Учительницы со временем привыкают все контролировать: в школе она проверяет сменку, дневник, домашнее задание — дома она проверяет, вынес ли ты мусор, надел ли теплые носки, вернулся ли вовремя с работы. В ее манере делать замечания и поучать. И пусть тебя не удивляет ее высокомерие: она же самая умная в классе — и за пределами школы она тоже иногда априори мнит себя высшим разумом».

Собственно говоря, эта профессия еще в девятнадцатом веке считалась трудной (хотя были розги, а любого нерадивого можно было просто выгнать). Это признавалось даже государственными чиновниками, и срок выслуги пенсии в министерстве народного просвещения был 25 лет, в то время как во всех других ведомствах — 35 лет.

Вкусив прелестей учительской профессии, Василий Розанов так писал о своих коллегах более ста лет назад:

«Учитель угрюмо кладет деньги в банк, болезненно привязываясь мечтою к мысли, что когда обеспечит, наконец, себя, то станет и свободен, и независим. Но гораздо ранее, на пятнадцатом, на восемнадцатом году службы, обычная неврастения постигает его; отложенное — берется обратно, переносится к докторам; и когда вожделенная минута двадцатипятилетия (и пенсии) настает, — тот, кто столько ее ждал, не нуждается ни в чем более, кроме сиделки, компресса на голову, склянки с микстурой, — которые недолго еще будут облегчать последние его страдания».

Грустно, что с годами ничего не меняется. И в смысле отношения к профессии (мы теперь услуги оказываем. Образовательные). И в смысле нещадной эксплуатации (нагрузка учителя почти всегда полторы и больше ставки — результат оптимизации).

А чтобы уж всем было понятно, что проблемы школьного учителя не сегодня возникли, и что они в нашем государстве «ныне и присно и во веки веков», позволю себе еще одну цитату из В. Розанова:

«Уже на 12-м-14-м, реже на 16-м-18-м году своей деятельности, учителя становятся инвалидами, нуждающимися скорее в заботах о себе, нежели сколько-нибудь способными еще в течение 8-12 лет оказывать беспрерывное, ежеминутное и самое утонченное внимание к нуждам сотен и сотен образующихся юных существ. Общества покровительства животных, благодетельные попечители о тюрьмах — да вот перед вами братья ваши, лучшие из вас, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие. О, конечно, нет никаких внешних атрибутов страдания на них — кроме одного, впрочем, но зато общего, лежащего уже на всех: выражения их лица, их движений, манеры держать себя и говорить».

Хочет ли еще кто-нибудь кинуть камень в эту женщину, тянущую воз Российского образования, как тот бурлак на Волге?

У каждого учителя аргументов, чтобы уйти из школы, более чем достаточно, и многие действительно уходят. Но многие, несмотря ни на что, остаются. На вопрос:«Что вас удерживает в школе?», в учительских блогах можно найти разные ответы:

  • любовь к детям;
  • "работа очень нравится";
  • "люблю творчество";
  • "быть учителем — это интересно";
  • "люблю учить детей учиться";
  • "без школы прожить не могу";
  • "не представляю себя в другой профессии";
  • "осознаю значимость профессии";
  • "учусь вместе со своими учениками";
  • "не осмеливаюсь что-то менять";
  • "работа рядом с домом";
  • "хорошая нагрузка (как следствие — з/п устраивает)";
  • "отпуск большой и только летом";
  • "нет другой работы".

И еще можно добавить разных вариантов объяснения этого феномена, но мне думается, главное объяснение все же в том, что для всякой женщины основная ценность — это семья. А школа — это всегда большая семья, пусть не всегда дружная, не всегда успешная, с очень разными детками, с трудностями и радостями, но она своя, родная. И ради этого можно многое претерпеть. А если кто бывал в компании, где собралось более одного учителя, может подтвердить, что разговор у учителей всегда неизбежно переходит на школу, даже если договаривались тему эту не поднимать. Многие учительницы, дожидаясь пенсии, обещают сразу по ее получении из школы уйти, а потом не уходят, потому что боятся остаться без этой семьи, такой проблемной, такой хлопотной, но такой любимой.

Мнения учителей никто не спрашивает ни при составлении учебников, ни при внедрении ЕГЭ. Дело учителя — исполнять, что придумают «наверху». Учителя, как, впрочем, и дети — заложники Системы. В нашей школе как-то состоялась встреча с очередным Министром, и я спросила его, имея ввиду реформы:

— Как можно улучшить образование, одновременно сокращая финансирование, увеличивая количество детей в классе и заставляя учителя работать на полторы -две ставки?

Не думаю, чтобы те, от кого зависят все эти реформы, не понимали очевидных вещей. Все они прекрасно понимают, но, несмотря на возмущения общества, гнут свою линию. Лучше всех о сложившейся в образовании ситуации сказал писатель В. Непомнящий:

«Школьники, студенты, учителя, ученые, деятели культуры и искусства, отцы и матери, — объединяйтесь! Отечество в опасности».

Об авторе: Короева Зарема Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Беслана" Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 тигр1015 • 22:33, 20.10.2015
Педагогом использовано неординарное, интригующее начало эссе, цель которого - показать, что мужчины - это редкость школы. Автором работы подняты актуальные проблемы, имеющие место чуть ли не в каждой второй школе, особенно села или деревни : нехватка мужского учительского персонала, мужского воспитания учащихся, особенно мальчиков; способность к выживаемости женщины из-за терпеливости, умения приходить к компромиссу, но в то же время это приводит к деформации профессией или профессиональному выгоранию. которые может вынести только ЖЕНЩИНА. Уместно приведены цитаты из психологических исследований, из мужского журнала, высказывания В.Розанова, которые являются весомыми аргументами, раскрывающими тему эссе.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
16 Светл@н@2858 • 22:29, 28.09.2015
Большое спасибо за честный и открытый разговор о современном учителе. Рада тому, что в образовании работаю такие умные и неравнодушные люди, как автор этого эссе.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
11 Savlar • 22:59, 23.09.2015
Только вчера я "отсидела" на очередном совещании, которое съело 2 часа моего личного времени, ничего не дав мне, кроме осознания того, что я недостойна тех денег, что мне выплачивает государство. Опять там не выполнили, а здесь надо было сделать так... Несколько десятков учителей устало сидели за партами и равнодушно слушали выступающих заместителей... Нас в очередной раз убедительно попросили выполнить за ответственного за "параграф" его работу, так как ему это сделать трудно, а , "если каждый классный руководитель сделает это для своего класса..." Но денег нам за это не заплатят, как всегда...
По поводу двух ставок. В прошлом году нам объясняли отсутствие денег на выплату за качество (пресловутые баллы) именно тем, что мы "набрали" по полторы-две ставки. Это даже обсуждать трудно.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Екатерина_Пашкова • 23:08, 23.09.2015
Вот как раз о педсоветах тоже: http://pedsovet.su/publ/67-1-0-5395
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
13 Savlar • 23:27, 24.09.2015
Да, я уже читала эту статью. Всегда раздражает то, что нам постоянно говорят об уважении к ученику, о положительных эмоциях на уроках, о поддержке любого ребёнка - талантливого и не очень. А сами напрочь забывают элементарные законы психологии и общения. Просто им так удобно. Так удобно системе. Ведь проще просидеть целый урок на стуле, нудно пережёвывая текст на уроке английского, ругая "нерадивых учеников" за то, что они не хотят ничего делать. Так и здесь - проще нажать, дожать. На всех уровнях.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Екатерина_Пашкова • 23:35, 24.09.2015
Согласна.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
10 vadim1966 • 22:06, 23.09.2015
Хочется добавить. Не пенсионный возраст надо повышать, а зарплату учителю
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
9 vadim1966 • 22:01, 23.09.2015
Работа – выстрел! Чувствуется, что наболело. Хлестко, но справедливо. «Нашему брату» - мужчине-учителю, конечно, перепало, но особо не возразишь. Тенденция, увы, очевидна.
И с выводом: «Деградация общества», и с призывом: «Отечество в опасности!» полностью согласен.
Уважаемая Зарема Александровна, огромное спасибо Вам! Здоровья и терпения.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 lanbren • 20:12, 23.09.2015
Спасибо, Зарема Александровна. Читая Ваше эссе, сменила целый ряд чувств. Сначала снисходительность (к мужчинам, не способным нести на своих плечах учительскую ношу), потом солидарность с Вами в вопросе о престижности профессии и молодых кадрах, далее последовала тоска от описания наших будней с постоянными нагрузками под самую завязку(захотелось бежать из школы), посмеялась над цитатой из мужского журнала (даже захотелось скопировать). В самом конце захотелось ещё повоевать!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
7 ElenG • 17:11, 23.09.2015
Зарема Александровна, спасибо за Ваши из души рвущиеся размышления о нашем образовании. В Вашей работе слышится одновременно гордость за учителя и боль за его положение в обществе. Будем стойкими и верными своей профессии, ведь в школе остаются только преданные своему делу учителя... простите, учительницы! heart heart heart
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 У4илка3488 • 23:02, 20.08.2015
Очень актуально и, по-моему, злободневно не один десяток лет. Как я всегда говорю - работа мне нравится, мне зарплата не нравится. Спасибо автору!
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
4 МамусяКрасатуся • 01:03, 22.06.2015
Да всё это так. Подпишусь почти под каждым словом. Система душит человека в учителе. И настоящих учителей почти не осталось. Мы погибаем нравственно и даже физически.
Вернулась я в школу после долгого перерыва ради собственных детей. Чтобы отдать их в надёжные руки: в следующем году трое из них - первоклассники. А в школах сейчас ... да, в большинстве своём больные старушки да перебегающие из школы в школу несколько молодых девиц, часто весьма безграмотных, ибо они уже - часть нового образовательного "продукта". Детей своих приучаю к мысли о том, что знания придётся добывать по большей части самостоятельно, ибо когда они будут в средней школе, больных, но толковых бабулек уже не останется в силу объективных причин, а на "новое" поколение надежды мало. Утешаю себя единственно тем, что в начальной школе у нас относительная стабильность да у меня всё-таки два пед.образования...
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
3 Вован9826 • 23:53, 20.06.2015
Для того что бы работа в школе не была "каторгой" в эту профессию нужно приходить в зрелом возрасте, хотя бы после 30, а лучше после 35.
Во первых, что может дать молодой учитель после ВУЗа ? Только то, чему его научили там, а как учат ТАМ, последние 20 лет знают все, только $. Чтобы быть учить , нужно иметь знания, а для того что бы быть Педагогом, нужно иметь: знания, опыт, силу воли, желание и харизму. Если этого нет, горе детям и горе учителю. Если вы знаете свой предмет на отлично, но в глазах учеников вы "лох" ни кто вас и слушать не станет. Вы должны быть "круче всех" и тогда и урок как праздник. Как шутил герой фильма "Брат" Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Savlar • 09:03, 25.09.2015
Интересно, а что делать до зрелого возраста? Спорное утверждение. Мы растём постоянно, развиваемся, получаем новые навыки и умения. Этот процесс нельзя ограничивать - бессмысленно. Так в 35 начинать с нового листа в детском коллективе практически невозможно за редким исключением - без прививки не выжить. Да и детям нравятся молодые, модные, красивые, стройные, новые и энергичные - вопрос в подготовке кадров, а не в возрасте. Допускать до работы необходимо подготовленных спецов,это правило, которое не выполняется у нас часто во многих сферах деятельности.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 schkoda1967 • 14:59, 20.06.2015
Уважаемая Зарема Александровна! Восхищённо аплодирую Вашему эссе! Каждая строчка отозвалась болью в сердце, настолько всё честно и прямо, настолько всё жизненно. Сначала вроде обидно царапнуло "...а потом чуть пониже согнутся и потащат воз своей неблагодарной работы дальше", а потом, гордыню свою смирив, согласилась. И сгибались, и сгибаемся... и согнёмся ещё, куда деваться?
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 11:50, 17.06.2015
Спасибо за эссе! И цитаты интересные подобраны.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Вован9826 • 12:07, 28.06.2015
Цитаты хорошие, а остальное эмоции и не реализованные желания. Можно только соболезновать человеку.