Эссе "Размышления об образовании"


Просто удивительно, как быстро летит время! Еще вчера, сидя за школьной партой, в сочинении на свободную тему мечтала о том, что обязательно стану учителем, а уже сегодня склоняюсь над колясками своих бывших учеников, которые стали совершенно неожиданно для меня мамами и папами. Вчерашние Лены, Вики, Маши, Виталики и Коли сегодня живут своей, взрослой, жизнью, у каждого разной и непохожей, но тебе хорошо от того, что ты проживала вместе с ними их детский отрезок времени, что мы вместе радовались общим успехам, огорчались неудачам, проявляли неравнодушие к окружающим и жили активной школьной жизнью.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

И сегодня, глядя на них, моих недавних выпускников, размышляешь над тем, что есть хорошего в том школьном механизме, частью которого мы, ученики, учителя и родители, являемся.

В современной системе образования печалит уменьшение количества часов, отведенных на изучение русского языка, и излишняя научность некоторых тем. А как показывает практика, научиться писать грамотно и правильно излагать свои мысли — дело очень непростое. Наши нечитающие дети в последние годы на уроках стали читать на целый час в неделю меньше, потому что сократилось количество уроков литературы. А дома они почти не читают. Вот и приходится не анализировать произведения на уроках, а читать его, в пятых-шестых классах иногда по слогам.

Ох, уж этот ЕГЭ! Сколько копий было сломано и еще затупится в борьбе за поиск ответа на вопрос: во зло или во благо ученикам единый государственный экзамен! На мой взгляд, ответ неоднозначен: с одной стороны, ЕГЭ дает всем равные возможности при поступлении в высшие учебные заведения и избавляет от дополнительной сдачи экзаменов. Вроде УРА! А если ребенок по складу ума не может писать тесты, а наоборот, мыслит неординарно. Где в ЕГЭ можно проявить свое творчество, если даже сочинение на максимум баллов можно написать по шаблону? И зачастую, хороший результат ребят на этом экзамене — заслуга не только учителя, а еще и репетитора, который буквально натаскивает на тесты (извините, но есть у нас, учителей, такое общепринятое выражение).

С другой стороны, есть и позитивные стороны в современном образовании.

Сколько мы с ребятами за годы совместной школьной жизни написали сочинений, творческих работ, сколько нарисовали картин и картинок, а уж научных и краеведческих работ выполнено сколько! Современное школьное образование дает возможность каждому участвовать в конкурсном движении: не получается писать грамотно — участвуй в заочных творческих письменных конкурсах; хорошо рисуешь и красками можешь выразить свои мысли и чувства — бери кисточки или баллончики с краской и участвуй в конкурсах рисунков. И твое яркое и необычное восприятие мира увидят все жители города, проезжая мимо забора, раскрашенного тобою в рамках городского конкурса граффити, или театралы, прогуливаясь в фойе театра, будут наслаждаться твоими картинами на выставке в местном ТЮЗе.

А участие в добровольческом движении! Ведь только в последние годы оно стало активно развиваться. Мы понимаем, что добровольчество — это возможность проявить себя как доброго, неравнодушного к проблемам других людей человека. И что самое главное — сделать свои добрые дела постоянными: ты радуешься, когда вместе с детьми, участвуя в аукционе, собираешь деньги на лечение детей, больных онкозаболеваниями. А как светятся глаза бабушек и дедушек, когда к ним в дом приходят ребята, готовые и в магазин сходить, и полы помыть, и даже немудреный обед сварить!

Я не говорю, что этого не было раньше. Это было, но как-то делалось из-под палки: это я про свое школьное время, проходившее в 80-е годы прошлого века.

И, несмотря на все изменения, происходящие сейчас в школе, одно остается неизменно: в твоих руках детские души, которые как сосуды с плещущейся водой. И если учителя и родители не будут вливать в них чистую воду, кто-нибудь наполнит их грязной водичкой, которую предстоит нам, взрослым, выпить спустя много лет. Вот в этом ты чувствуешь огромную ответственность за то, кто выйдет из стен школы: интересный и неравнодушный к окружающему человек или тот, кто принесет боль и страдания людям. Вот эта ответственность учителя перед обществом была и будет всегда. И пока есть неравнодушные учителя, до тех пор и будет жить образование. А реформы… Мы возьмем из них разумное и вечное и претворим в жизнь.

И, к сожалению, только время покажет, что есть современная система образования: деструкция или прогресс. Поймем это, когда наши дети, наши выросшие в новой системе образования дети, будут заботиться о нас так же, как мы о них заботимся сейчас. А мы любим своих детей! И очень надеемся, что это взаимно.

Об авторе: Шевченко Эльвира Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120" г.Перми, МАОУ "СОШ № 120" г. Перми.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 тигр1015 • 22:05, 20.10.2015
В работе поднимается актуальная проблема, раскрывающая негативные и позитивные стороны образования. Манера повествования непринужденная, располагающая к беседе. Автор работы считает, что неизменным всегда является то, что в руках педагога детские души. За результаты своей работы он несет постоянную ответственность. Речь автора характеризуется эмоциональностью, последовательностью, логичностью, образностью. К сожалению, как говорит автор работы, «только время покажет, что есть система образования: деструкция или прогресс». Стиль работы выдержан автором, язык повествования прост, эмоционален и лаконичен.
avatar
1 Julija1981 • 21:47, 01.10.2015
Браво автору! Актуальная, злободневная тема! О наболевшем! Солидарна с Вами, коллега!