Елена Караваева, 18.06.2015 0

Эссе "Что дает педагогу опыт общения с духовной музыкой"


Духовная музыка. Нет ничего более простого и сложного в этом словосочетании. Простое, так как главные ее качества — спокойствие, величественная простота, мудрое бесстрастие. Сложное, потому что в ней выражены глубокие мысли о человеческой жизни и смерти, о жизни земной и вечной. В такой музыке все просто: божественная идея Истины, Добра и Красоты, высокая нравственность, доносящая в своих звуках эти божественные истины. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Она несет в себе любовь и сострадание к миру и человеку, чувство красоты и гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплину мыслей и чувств. Но (!) — это особый мир образов и мышления, в основе которого лежит передача всей полноты и глубины текста (вспомним: "Вначале было Слово…"). Минимальны оттенки, ведь слова не надуманы, не заучены, а сами рождаются изнутри: "Господи, помилуй мя, грешнаго…" Через духовную музыку происходит передача духовного опыта человечества, формируется способность ориентироваться в мире духовных ценностей, осуществлять свободный выбор жизненного пути. Кроме того, только через воспитание духовности и возможно развитие творческой индивидуальности личности (так называемой Божественной искры).

Говоря об опыте общения с духовной музыкой, невозможно не коснуться самого определения духовности. Проявление духовности в этом мире как сознания, созерцания имеет расхождения с церковными представлениями. Педагогическая наука ищет духовность в человеке, а религия — в Божественном откровении. Мне представляется более значимым определение духовности как практической деятельности, направленной, прежде всего, на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма (В.П. Зинченко — анализ работ А.А. Ухтомского). К вечным ценностям русского народа чаще всего относят мягкость, скромность, всепрощение, целомудрие, осмысление жизни.

Духовная музыка (богослужебные песнопения) — вечный источник. К нему снова и снова обращаются прихожане и музыканты, воспринимая молитву как часть своей жизни, так как молитва несет отблеск небесной гармонии. Вот потому-то духовная музыка как неотъемлемая часть культуры и истории России возрождается в настоящее время на всех уровнях — и слушательского, и исполнительского, и композиторского мастерства. Православная музыка подсознательно формирует взгляды и идеалы человека, учит его воспринимать и оценивать мир в гармонии. А со временем эти взгляды и идеалы преобразуются в убеждения и становятся частью мировоззрения. Помимо этого, духовная музыка, пронизанная глубочайшим смыслом и красотой, расширяет круг наших познаний, тем самым способствуя достижению более высокого уровня развития творческого потенциала педагога.

Наиболее полное свое раскрытие духовная музыка получает в храме. По мнению П. Флоренского, духовная музыка — это синтез музыкальной культуры и богословия. И действительно, только в храме мы можем воспринять во всей полноте этот особый вид синкретизма (музыка включена в ритуал, происходит слуховое восприятие глубины божественных текстов и напевов, ощущаются обонятельные реакции на запах ладана и елея, тем самым происходит воздействие на все органы чувств человека).

Общение с духовной музыкой легче всего происходит через исполнительскую деятельность. Во-первых, потому, что это самый доступный вид деятельности на уроке, вызывающий у детей безусловное приятие. Во-вторых, именно хоровое пение обладает древнейшими традициями коллективного исполнительства. В-третьих, (и это особенно важно!) исполнение духовной музыки приобщает нас к основным общечеловеческим ценностям — любви, надежде, вере, добру, состраданию, чувству долга, бескорыстию, самопожертвованию. А поскольку музыка — искусство, отражающее нашу действительность в художественных образах, духовных изначально, то только она способна "проникать в глубины духовной жизни человека" (Л.С. Выготский). То есть "внешне петь, а на самом деле обучать свои души". (Св. Василий Великий; цит. по — Д.В. Разумовский прот. Церковное пение в России, т.1, с. 26).

Благодаря опыту общения с духовной музыкой педагог специфически воспринимает мир, основанный на православных ценностях, понимает закономерности становления духовной культуры личности (средствами искусства), передает детям традиционный исторический и свой опыт, способствующий духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, осознает ценности своей профессии. А еще развивается сам, что ведет в конечном итоге к процессу самосозидания, без которого невозможно самосовершенствование. 

Об авторе: Караваева Елена Геннадьевна, учитель музыки, МБОУ СОШ№35 им. В.П. Дубины, г. Волжский, Волгоградская область.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?