Надежда Шумило, 29.06.2015 1

Эссе "Размышления об образовании"


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» толкует образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. А целью основного общего образования становится формирование гармонично развитой личности, вооруженной необходимыми знаниями, умениями и навыками для профессиональной деятельности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Каждый год выпускники школ, успешно сдав ЕГЭ, поступают в выбранные ими вузы. Чиновники Министерства образования отчитываются о том, что процедура единого экзамена становится более совершенной, фиксируется меньше нарушений, а средний балл, полученный на экзаменах по основным предметам, растет.

Однако учителя, преподающие русский язык и литературу старшеклассникам, бьют тревогу: подростки, юноши и девушки, за редким исключением, почти не читают книг. Интернет, социальные сети, просмотр художественных фильмов и телепередач заменили им общение с книгой. Произведения, изучаемые на уроках, не осмысливаются глубоко, не волнуют душу и сердце. Когда ученики рассуждают о героях прочитанных книг, нельзя не поразиться бедности их сферы чувств, узости кругозора, примитивности мышления. Не покидает чувство, что такое нечитающее поколение лишает себя чего-то важного, что неизбежно влияет на формирование характера, становление личности и что уже никогда потом не может быть восполнено.

Складывается парадоксальная ситуация: овладев основами наук, выдержав экзамен в тестовой форме, выпускник школы при этом остается глух к вершинным достижениям отечественной культуры, не умеет ценить хорошую книгу, не посвящает свободное время чтению для собственного удовольствия. Вряд ли такого человека можно назвать гармоничной личностью, образованным человеком в полном смысле этого слова.

Такая ситуация не только вызывает удивление, недоумение, но и таит в себе опасность, ведь те, кому сегодня пятнадцать-семнадцать лет, через семь-десять лет, овладев профессией, станут молодыми специалистами, наиболее перспективными сотрудниками в своей отрасли, теми, кто создает будущее нашей страны. Свое отношение к книге, к чтению они передадут следующему поколению — своим детям. И возможно, когда-то в прежде самой читающей стране читающий человек будет редкостью…

В чем же причина такой ситуации и может ли школьная система образования исправить ее, противостоять тому потоку бездуховности, наглой сытости, тупого самодовольства, который несется на юного гражданина с экрана телевизора и компьютера?

Думается, что сделать это будет очень сложно.

Ведь чтобы приучить ребенка к чтению, родители, школа должны показать ему другой мир, который откроется с любимых страниц, иную реальность, так не похожую на все, что его окружает. Безусловно, в семье, где родители не читают, не говорят о прочитанном, трудно вырастить ребенка, увлеченного книгой. Помочь маленькому человеку на крыльях воображения унестись в фантастические миры, восхититься необыкновенной меткостью и емкостью художественного слова, объяснить непонятное, а то и просто вместе поплакать над страницами книги — все это возможно, если рядом внимательный и чуткий наставник, собеседник, учитель и друг. Прекрасно, если таким человеком становится учитель литературы. Но и вся система образования и воспитания в школе должна быть нацелена на формирование интереса к чтению, стремление к познанию нового за рамками программы. Внушить подростку и юноше потребность в саморазвитии, в постоянном самосовершенствовании, пополнении знаний — вот что должно стать задачей образования. На это обращал внимание и выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» [2]

Хочется верить, что наше школьное образование и все наше общество вернется к осознанию роли чтения, роли книг в формировании всесторонне развитой личности. И только такие молодые люди, для которых образование не скучный процесс, заканчивающийся получением диплома, а естественная потребность, желание учиться, станут творцами будущего процветания нашей страны.

Списоки спользованных источников

  1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации www.docs.cntd.ru
  2. PH International www.ph-int.org

Об авторе: Шумило Надежда Леонидовна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов"

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Светл@н@2858 • 22:38, 28.09.2015
Согласна с автором эссе. Подлинная литература способна развить личность читателя. Тест позволяет лишь продемтнстрировать сиюминутный результат, тогда как книга воспитывает и развивает.
[Материал]