Очерк о молодом учителе "Призвание" (о Синегубовой Белле Ивановне)


Маленькое село. Новое двухэтажное здание средней школы. Еще не скрипит пол, свежа краска на стенах, ровная штукатурка и белоснежные двери в классы. Дверь открывается, и двенадцать пар пытливых глаз внимательно всматриваются в лицо новому учителю: что за человек? Сможет ли он ответить на все каверзные вопросы? Выдержит ли напор нашего интеллекта? А интеллект, поверьте мне на слово, был. Да еще какой! Счастлив тот учитель, который в начале своего педагогического пути получил вот такой класс в подарок! Знакомлюсь. Оказывается, мое имя знают. Представляются сами: Ирина, Владик, Таня… И вот нетрадиционное — Белла. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

— Ого! Как у Лермонтова! — не могу сдержать улыбки.

— Нет, у Лермонтова с одной «л», а в моем имени таких букв две.

Что можно сказать, когда в голосе «пятиклашки» звучит такая уверенность в знаниях творчества Лермонтова? Обезоруживающая улыбка девочки — и знакомство состоялось.

Я преподавала в этом классе изобразительное искусство. Мы учились доверять бумаге свои мысли, чувства, мечты, секреты. Никого не волновало, есть ли у тебя талант живописца или нет. Главное — самовыражение. Этому тоже научил меня этот замечательный класс. Неординарность, способность мыслить креативно, не бояться отличаться от других отличали нескольких самых ярких звездочек среди своих одноклассников. Среди них была и Беллочка. Так называла ее мама, так стали называть ее и педагоги. Такое имя очень подходило этой светленькой, тоненькой девчушке с огромными голубыми глазами, которые хотели запечатлеть вокруг себя все, что окружает нас на данный момент. Это впечатление не было обманчивым. Ребенок старался напитаться всем, что было нужно его развивающемуся разуму. Интересовало все: музыка, литература, психология, политика, философия. Скорее даже, трудно было найти то, что Беллочку не интересовало. Она занималась в музыкальной школе, училась танцам, посещала все существующие кружки и казалась неутомимой. Маленькая и хрупкая, она заражала нас неудержимой энергией созидания; ее детский голосок, ставящий в тупик взрослого человека после заданного проблемного вопроса, заставлял задуматься о смысле бытия.

— Дочка моя будет дипломатом, — говорил отец, с любовью глядя на подрастающее чудо. Но ошибался.

 Программа по изобразительному искусству предусматривала тему урока «Моя будущая профессия». Подошло время и для нее. Ребята стараются, грызут карандаши, мажутся красками: нельзя ударить в грязь лицом, ведь все они — водители большегрузов, летчики, модели, актрисы, врачи. Рисунки сданы. На рисунке Беллы я вижу классную комнату, парты с сидящими за ними детьми, а в центре — учитель. Он такой, какого она привыкла видеть сама: добрая и строгая женщина в очках, с гладкой прической, в скромном платье, объясняет новый материал. Это была мечта. Мечта стать педагогом. Белла еще не знала, как она будет отличаться от созданного ею самой образа: юная, креативная, яркая и удивительно работоспособная — именно такой я вижу ее каждый день, приходя на работу в школу.

Я смею думать, что в выборе профессии Беллой и я сыграла какую-то роль. С шестого класса я преподавала в ее классе не только изобразительное искусство, но и русский язык и литературу. Уже тогда было видно, как интересен мир книг для этой девочки. На фоне нового, практически не читающего поколения Белла и ее подруги выглядели самородками, способными в дальнейшем стать произведением искусства. Так, впрочем, и получилось. Интеллект, жажда познания, стремление разобраться в окружающем мире и совершать открытия позволили детям развиться и стать талантливыми молодыми людьми. Природные способности, подстрекаемые интересом и сопровождаемые огромной работой, позволили сформироваться самостоятельной, творческой личности, а доброе сердце и воспитанная с детства женская заботливость стали основой выбранной профессии. По окончании школы Белла поступает в Мичуринский педагогический институт на филологический факультет с дополнительной специальностью — история.

Итак, студент-филолог Синегубова Белла…

По мнению окружающих, учеба в пединституте — одно удовольствие: почитывай себе книги, никаких чертежей, проектов, лабораторных. Тем более, на филфаке. Это очень поверхностное суждение. Чтобы стать учителем, нужно иметь в своей душе потенциал для самоотдачи, нужно сломать в себе огромное количество стереотипов, разобраться в биологии и психологии, освоить методы и приемы педагогики, выбрать для себя наиболее подходящие. А для филолога и историка — впереди непочатый край человеческой мудрости — книг. Мало быть начитанным, необходимо уметь анализировать, извлекать то, что кроется порой между строк. Это сложно. Но ужасно интересно. Ведь впереди столько нового! Именно так и учится будущий педагог Белла Ивановна. Чтение, исследование, консультации, выводы, удовольствие от победы в решении проблемы. Все пять лет на «отлично». Принцип «все делать на совесть» помогает и в учебе. Но простая «зубрежка» не удовлетворит настоящего исследователя. Личное портфолио набирает вес: многочисленные грамоты за участие и победы в студенческих научно-практических конференциях, за активное участие в конкурсах презентаций и многое другое. И вот Фамилия Синегубовой появляется в сборнике научных статей института. Любопытно: что интересует современное студенчество? Что становится объектом исследования? Название статьи Беллы «Лексикографический «портрет» слова «сердце» вновь пробуждает в моей памяти ту самую, нежную и ласковую, девчушку, которая вместе с подругами любила поговорить со мной на уроках литературы о любви. И вот в новом сборнике — очередная статья Синегубовой — «Слово сердце в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Кому, как не девушке понять всю наполняемость этого прекрасного слова. Женственность… Она, слава Богу, осталась самым главным отличительным признаком этой работящей студентки-отличницы. Бросается она в глаза и теперь, когда Белла Ивановна стала дипломированным, строгим и знающим педагогом.

Неудивительно, что молодые учителя возвращаются для работы в свои школы. Нежелание прощаться с теми стенами, где прошло детство, где было определено будущее, понятно. Да и коллектив до боли знаком: те же учителя истории и литературы, которые так помогли подготовиться к поступлению и дали большой запас знаний и любви к родному краю, учитель музыки, которая развивала природный талант Беллочки на уроках и кружках, те же классы, спортзал и столовая, где прошло столько замечательных минут детства, где болтали с подругами, обижались на невнимание мальчиков, порой плакали из-за несправедливости старших. Все родное, а дома и стены помогают. И вот с опорой на эти стены и начинается трудовая деятельность Синегубовой Беллы Ивановны.

Наверное, каждый понимает, как тяжело учиться и работать одновременно. Вопрос только в том, кому это необходимо, а кому нет. В семье Беллы родители-пенсионеры, хотя и работающие; достаток невысок, но для дочки всего хватает. Поэтому материальный вопрос перед выпускницей вуза не стоит. Учись, развивайся, работы на твоем веку хватит. Но в родной школе проблемы с кадрами: нет историка, психолога. Кому-то надо выручать. Девушка не может не откликнуться на просьбу поработать во время учебы. Ответственность, умение понять и помочь привели Беллу Ивановну в наш коллектив, так нуждавшийся в молодых кадрах. Появление молодого педагога — это всегда ощущение свежего ветра в привычном и устоявшемся. Яркая и смелая, веселая и громкая, Белла быстро овладела душами педагогов и, самое главное, детей. Забавные ямочки на щеках, обезоруживающая улыбка и заливистый смех — привет из детства, обеспечивший такую быструю привязанность детей к молодому учителю. Строгость и справедливость, добропорядочность и воспитанность лишь добавили симпатии к девушке в глазах зрелых педагогов. Осталось лишь доказать: «Я достойный продолжатель вашего дела». Вообще-то, доказывать никому ничего было не надо. Слишком хорошо все знали способности и трудолюбие своей ученицы.

Однако без сюрпризов не обошлось. Когда коллектив школы трагически потерял свою коллегу — психолога, встал вопрос о приглашении нового специалиста, так как современная подростковая среда немыслима без психологических проблем. Поддержка, сопровождение образовательного и воспитательного процесса необходима. Искать долго не пришлось — оказывается, Белла Ивановна во время учебы получила еще одну специальность — психолог. Удивление? Нет, скорее, изумление. Как при таком плотном графике можно находить время и для дополнительного образования? Со стороны девушки — исчерпывающее объяснение: «Каждый учитель должен быть психологом. Тогда мы сможем избежать непонимания». Опытные педагоги получили очередной урок.

Надо сказать, Белла Ивановна была замечательным психологом: работала с малышами и детьми старших классов, занималась адаптацией и контролем тревожности. Вела исследовательскую деятельность, проводила мониторинги, решала спорные вопросы, возникающие в так называемом «трудном возрасте». А возраст у детей всегда «трудный». Поэтому работа сама находила нашего молодого специалиста. Психология школьника была для Беллы Ивановны не просто сферой деятельности. Как и любое творческое занятие, она стала увлечением. Наверное, на волне такого вот союза творчества и трудолюбия была одержана победа ученицей Синегубовой Беллы Ивановны на всероссийском конкурсе эссе на тему «Роль девушек и женщин в современном обществе». Да что победа! Работа психологом дала осознание молодому педагогу, насколько сложен мир ребенка, как труден путь к его любви, как хрупки взаимоотношения подростка и окружающего мира. Именно эту хрупкую связь и должен хранить педагог, какие бы проблемы не возникали на его пути.

Год работы психологом — это серьезный фундамент для будущих побед в педагогике. Год поисков решений, опытов и выводов. Год самоанализа и самоотдачи. Это как в армии. Научился — и в бой. А бой еще впереди. Но, теперь уже учитель истории, Белла Ивановна всегда во всеоружии. Психология не единственная изюминка в работе этого учителя. Умение креативно мыслить позволило Белле Ивановне легко понять требования новых образовательных стандартов.

— Универсальные умения и действия? Пожалуйста. Я без них и не представляю современного образования. Новые формы и технологии? Это же естественно. Дети меняются год от года. Их уже традиционным не заинтересуешь. Методы проектов? Проблемного обучения? Конечно, нужны. Это же интересно, повышает мотивацию. Да и для учителя полезно. Вновь начинаешь себя чувствовать исследователем. Так вот все понятно, естественно, и никакого непонимания.

Почему людям, далеким от работы в школе, кажется, что учить других легко? Им ничего не стоит порекомендовать педагогу, что он должен делать, а что нет. И многие думают, что знают, как нужно учить. Мы, педагоги, проработавшие много лет в школе, тоже грешим этим: нам кажется, что поучить молодежь работать — это естественно. Но как приятно столкнуться с тем, что поучиться придется тебе, опытному учителю, отработавшему с детьми более двадцати лет. Да и у кого? У собственной ученицы!

Нет, Белла Ивановна никоим образом не посягала на авторитет своих старых педагогов. Наоборот! Спрашивать, советоваться, признаваться в ошибках новый учитель не стеснялся: уважение к наставнику, его престиж были непререкаемы. Ее преимущества были совсем в другом: в удивительной мобильности, гибкости, непрекращающейся жажде знаний и неудовлетворенности собой. Умение находить общий язык с детьми поражало: проблемы с дисциплиной не возникло, привлечение к проектной и исследовательской деятельности подростков стопроцентное, внеклассная работа на высоте. Видимо, дети интуитивно признали в ней своего, ровесника, друга, просто хорошо знающего предмет и желающего поделиться с ними своими знаниями. Товарищ — вот главное слово для нее. С ней можно поделиться своим мнением в сети, зайти на страничку, оставить добрый комментарий, похвастаться своими достижениями. Она увидит, ведь она из новой, молодежной среды.

Понятно, что для молодого поколения освоение ИКТ не является проблемой. И тут, наверное, каждый из учителей — «старичков» отметит с иронией, что им, молодежи, все бы с гаджетами играть. Не играть! Работать! Много и плодотворно — такой должна быть цель молодых учителей. Такая она и у Беллы Ивановны. Но юность, оказывается, всеобъемлюща: в ней совмещаются компьютеры, которыми мастерски владеет учитель, — и традиционный кружок народной песни в местном клубе, который не обходится без красавицы Беллочки. Сайты и блоги сети Интернет — и библиотека с ее пыльными, часто забытыми изданиями. Поездки в столицу на молодежные форумы — и крохотный местный краеведческий музей, в котором трудится приятельница, такой же молодой учитель-филолог. И, конечно же, желание знать свой предмет, передать эти знания кому-то — самое главное, что должно формировать личность учителя — есть у Беллы Ивановны. Иначе бы не было в ее портфолио сертификатов, полученных за подготовку призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников, полученных в 2014 году. В том году, когда наша Белла стала мамой. Женственность, которая всегда была отличительной чертой этого человека, лишь достигла своего апогея. Но знание педагогики не подводит и в отпуске: улыбающийся годовалый малыш на вопрос, сколько тебе лет, с улыбкой вытягивает вверх свой пухлый пальчик и улыбается обезоруживающей маминой улыбкой.

Расти малыш! Будь так же любим окружающими, как твоя мама.

Об авторе: Сапрыкина Елена Константиновна, Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Избердеевской средней общеобразовательной школы имени  героя Советского Союза В.В. Кораблина в с. Дубовое.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: