Эссе учителя: "Годы поисков, раздумий, открытий"


Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность».


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Вот уже тридцать четыре года я работаю в школе. Все пришлось испытать за эти годы: радости и огорчения, победы и огорчения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда приходилось начинать все сначала, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем. Победа ребенка становится и моей победой, его радость — моей радостью.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный опыт, его знания позволяют вести за собой учеников. Учить трудиться, думать, созидать, творить. Я строю работу так, что ученик всегда выступает в соавторстве со мной: спорит, делится своим мнением, выступает, отстаивает свою точку зрения.

Моя работа базируется на духовных ценностях народа. Приобщение к культуре дает осознание своего «я». А человек, знающий родной язык, культуру, никогда не будет пренебрегать культурой другого народа.

Моим копьем, копьем педагога-филолога, классного руководителя, является СЛОВО. Слово разжигает фантазию, зовет к познанию тайн бытия, бередит дух исследователя: оно утешает и вдохновляет, рассказывает о первой любви и человеческих страстях от библейских времен до наших дней. К духовной пище детей надо специально приучать, открывая двери в сокровищницы литературы и искусства. Мои педагогические аксиомы просты: чтобы ребенок стал умным и образованным, прежде всего, забочусь о его духовном и телесном здоровье; чтобы ребенок любил учиться — делаю учение веселым и радостным; чтобы ребенок вырос сильной личностью — стараюсь сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.

Для меня главное, чтобы ребенок, уходя домой, желал встретиться со мной вновь. Я хочу и делаю так, чтобы мои ученики время от времени оказывались под сильным впечатлением книги, поступка, события.

Мы живем в удивительное время, можно сказать, в эпоху революционных перемен. Хорошо известно: кто владеет информацией, тот владеет миром. Еще древние подчеркивали, что «знание — сила», но только сейчас можно почувствовать истинность этого высказывания во всем, что нас окружает.

Отношения с учениками — приоритетны в моей работе. Нельзя оценивать детей только по их отметкам и отношению к предмету. Если ребенку не интересен мой предмет, это не значит, что ребенок плохой. Просто нужны другие формы работы с ним.

Думаю, что сейчас особенно актуальна идея учения без принуждения. Самоанализ, на мой взгляд, просто необходим. Как, впрочем, и сотрудничество с родителями, которое дает весьма положительные результаты.

Безусловно, уважение, понимание, гарантия защищенности, признание личности ребенка обеспечивают эффективность педагогического процесса. У учителя всегда должно оставаться пространство для творчества.

Традиционная педагогика умирает, и внутри нее рождается новая, увлекательная: личностно-ориентированная педагогика и психосберегающие технологии — вот то, что, по моему глубокому убеждению, должно стать обязательным в любой школе и для каждого учителя. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения модульной технологии. Система зачетов, разработанная мной по всем темам курса, дает возможность ученикам выразить себя в речи, позволяет вступать в дискуссию и отстаивать свое мнение. И меня радует, что ребята не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют друг с другом, видят во мне источник опыта, знаний. И так день за днем веду своих воспитанников по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, открытости, любви.

Я люблю свой учительский труд. Мне знакомо ощущение глубокого внутреннего счастья от осознания необходимости тем, кто сидит передо мной в классе. Именно они важнее всего в моей жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца. Их взгляды.

Считаю, что сегодня российской школе нужны яркие новаторские идеи, нужны педагоги, способные вывести отечественное образование на качественно новый уровень.

Школа — это все-таки дом, из которого не хочется уходить, по которому вечерами скучаешь и о котором у тебя остаются самые теплые воспоминания.

Очень часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».

Сейчас по-новому читаются строки их поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»:

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.

Мы, педагоги, в ответе за детей, которым предстоит наследовать Россию. Мы в ответе за нравственность населения нашего Отечества.

Об авторе: Порватова Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа № 2073.

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 12:55, 05.05.2016
Галина Сергеевна, спасибо за публикацию эссе. Мне кажется, что Вам стоит познакомить читателей нашего сайта с системой зачетов, о которой Вы пишете. Наверняка, это огромный труд, уже апробированный, который можно использовать и другим учителям.