Быть учителем: о храбрости и искусстве


Александр Васильевич Суворов уж точно не был лишен храбрости. В своих заметках и книгах он не раз воспевал это чувство, а его знаменитое «Вперед! И орлы полетели!» убеждает нас, что он был не из тех, кто так просто сворачивает с пути. Однако, храбрость я вижу как понятие неоднозначное. Храбрость Суворова холодная, выверенная, основанная на его опыте и знаниях, «умная» храбрость, за которую хочется уважать. Но есть храбрость дикая и безоглядная, неразумная, она идет от глупости и слепоты, а зачастую, как не парадоксально, от лени. Поленившись овладеть мастерством, я смело иду в бой, закрыв глаза и выставив вперед штыки. Но разве я храбр? 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Храбрость в военном деле понятие наиважнейшее. Но Александр Васильевич отчего-то говорит и об искусстве, причем и первенство отдает именно ему. Ясно, что говорит он о воинском искусстве — умении не только просчитывать ходы, но тонко чувствовать, почти как художник вымеряя перспективу, подбирая оттенки. Ведением битвы, следовательно, правит не только и не столько разум, а нутро, то самое, что движет скульптором или композитором, когда они подбирают следующий элемент в свое произведение.

Любой вид человеческой деятельности можно превратить в искусство. Искусство — как полет над повседневностью, как выражение себя через свои произведения. В таком случае, отчего не назвать профессию учителя искусством? Учитель ежедневно творит, создает и проявляет свою суть через свои уроки. Учитель рисует и лепит фигуру идеального человека в лице своих учеников.

Что же есть искусство? Может, быть, это способность создавать что-то новое, следуя собственному вкусу и понятию о прекрасном? Может быть, искусство — попытка всякого, приобщенного к нему, убежать от будничной реальности, воплотить идеальный, лишенный привычной неуклюжести мир? Одно мне ясно точно: искусство — это всегда красота. Не в том смысле, что искусство приносит лишь эстетическое наслаждение, а скорее в том, что оно всегда воплощение человека. А человек, на мой взгляд, — самое прекрасное произведение природы.

Нам кажется, что художник, создавший прекрасную картину, к примеру, Рафаэль и его «Мадонна с младенцем», — счастливец, награжденный Божьим даром не только видеть прекрасное, но и мастерски переносить его на холст. Микеланджело говорил, что для создания своих скульптур он только брал камень и отсекал от него лишнее. Дали «видел» сюжеты своих картин во сне. Ослепленные завистью, мы можем подумать, что жизнь несправедлива, выбрав не нас, чтобы щедро одарить талантом. Думать так бессмысленно и даже кощунственно. Потому что в каждом человеке искусства сидит ремесленник, методично отрабатывающий навыки и приемы, обтесывающий миллионы камней, чтобы в итоге иметь умение и храбрость создать своего «Давида».

Я не верю в гениев от рождения. Вернее, я верю в то, что каждый из нас и есть этот гений. Но нам кажется, что их единицы только потому, что абсолютному большинству не хватает упрямства, усердия, терпения, одним словом внутреннего огня, чтобы сжечь в себе ремесленника и переродиться в художника. Художник без ремесла — «медь звенящая», он пускает искры, издает выкрики вдохновения, но никогда в нем не горит ровное пламя и не льется песня.

Я считаю, что любое дело должно начинаться с ремесла, а заканчиваться искусством и не прав тот, кто старается перепрыгнуть ступень.

Учитель, как художник — обладатель набора инструментов, ученики — произведения, им созданные. Я считаю, что каждый учитель должен владеть всеми своими инструментами идеально, он должен оттачивать свое мастерство ежедневно и со всей душой, вкладывая себя в каждый штрих. Он должен пробовать снова и снова, находя именно тот, единственно верный угол наклона кисти, который приведет к созданию идеального оттенка цвета. Он должен стать абсолютно уверен, что знает, какой метод приведет к образу, созданному пока только в его голове.

Чтобы стать настоящим учителем, придется быть расчетливо-храбрым художником-ремесленником. Проще говоря, быть учителем — значит воплощать в себе невозможное.

Об авторе: Зайнуллина Гузель Сайриновна, преподаватель отдельной дисциплины иностранный язык (английский), Федеральное государственное казенное образовательное учреждение "Тюменское президентское кадетское училище".


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: