Никита Никифоров, 06.06.2017 8

«Страну поменяли, рынок поменяли, про систему образования подзабыли» — эссе о структурных проблемах образования в России


Несколько дней назад на одном из крупнейших русскоязычных интернет-форумов вновь заговорили об образовании: почему у детей нет цельной карты мира и почему их интересует «готовое решение»: какие кнопки нажимать вместо почему именно эти кнопки. Дискуссия интересная, жаркая. Pedsovet.su связался с одним из участников обсуждения и публикует его эссе.


Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал

В образовании структурные проблемы

  1. Устаревшие учебные планы и база, буквально советского образца. Чуть получше ситуация на IT-специальностях — образца 2000-х годов.
  2. Преподавательский состав, оторванный от реальности. Либо предпенсионного возраста и советской закалки (что с одной стороны «плюс», но в нынешних реалиях, скорее, «минус»), либо продукты нынешней образовательной системы — выпускники педвузов. В большинстве своем эти люди «преподают учебник», а не готовят рыночных специалистов.
  3. Современная система высшего образования превращена в коммерческую сеть по продаже/выдаче «справок об адекватности» (хотя позиционирует себя как сеть образовательных учреждений, выпускающих рыночных специалистов, что не соответствует действительности).
  4. Произошло сращивание власти и ректората. По крайней мере, в регионах. Как следствие — верхушка назначается из «угодных», жирует на бюджете и спихивает обязанности на подчиненных — профессорский состав, работающий почти без выходных за 35 000 руб./мес. «Климат в научном коллективе», думаю, ясен.

Более подробно о внутривузовской «канители» можно прочесть открытом письме министру образования от действующего молодого профессора главного саратовского вуза http://www.vzsar.ru/blogs/3360

Что касается современных студентов

  1. Информационный перегруз, полная неопределенность касаемо «завтрашнего дня», отсутствие цельной картины мира, клиповое сознание.
  2. Тотальное желание всего, сразу и легким путем. Тотальное неуважение к труду, почет и уважение «родителям» — поколениям 90-2000-х, которые «дербанили куски пирога», «мутили бизнес», «поднимали бабос», «делили откаты» и т.д. Если перед глазами был пример родителей-трудяг (инженеров, тех же учителей, врачей и т.д.), то еще хуже — в сознании горит красный индикатор «НЕ ВАРИАНТ!». Отсюда, соответственно, скептицизм к образовательной системе и непризнание авторитета преподавателей («Если ты такой умный, то почему такой бедный?»). Плюс эффект инстаграма, в котором либо у тебя баварские тачки/дубаи-мальдивы/хештеговые рестораны и лайки-лайки-лайки, либо ты перхоть. Пять минут обзора зарплат и вакансий по «своей» специальности, и студент понимает, что он в будущем «перхоть», что, конечно же, «не вариант». Вариант «стать специалистом, потом 10 лет пахать "перхотью", чтобы стать высокооплачиваемым профессионалом и заработать инстаграмные прелести трудом» — не вариант, слишком долго, трудно, зыбко.
  3. Подавляющее большинство поступает абы куда, потому что так надо. Потому что поступают все, потому что родители сказали «надо», потому что общество посмотрит косо, если нет диплома — «справки об адекватности», потому что даже «оператором ПК» не устроишься без хоть какого-нибудь диплома, потому что иначе в армию заберут, потому что это возможность продлить юношество еще на четыре года и т.д. Стоит ли говорить, насколько сознательным является выбор «дела жизни» в 17 лет под таким давлением?
  4. Студенты, попадающие под 1, 2, 3 пункты (а таких большинство) учатся крайне паршиво. Вернее, если чему и учатся, так оттачиванию навыков обмана. Учатся грамотно прогуливать пары, списывать, подгонять результаты, выдавать чужой труд за свой, лебезить перед преподавателями, давать взятки, находить «решал» и т.д. Затрачивают огромное количество энергии и усилий, лишь бы не напрягать мозги и не учить то, что их разум отвергает как «бесполезное, бесперспективное, неоплачиваемое». Сегодня «списать/купить/пробить экзамен/зачет/диплом» считается круче и престижнее, чем выучить и честно сдать. Выучить и продемонстрировать усвоенный материал — да так каждый дурак сможет. А вот взятка — это адреналин и действительно нужный навык в этой стране.
  5. Те немногие, кто поступал с конкретной целью (а не потому что «так надо»), кто горит желанием выпуститься рыночным специалистом, в течение первых двух курсов понимают, что все это образование — беспонт, и спецов из них не делает. И сосредотачиваются на самообразовании/реальной практике за копейки, чтобы к выпуску представлять из себя хоть что-то большее, чем «молодой, амбициозный, с дипломом». Естественно, такое смещение приоритетов сказывается на учебном процессе.

В большинстве случаев все это заканчивается благополучным выпуском и трудоустройством «куда возьмут, и чтобы на жизнь хватало». Как правило, это оказывается какая-нибудь «менеджерская» офисная должность, не имеющая ничего общего со специальностью. Суровая реальность — человек учится 15 лет, чтобы стать менеджером по продажам. «Замутить что-то свое» оказываются способны 3-5% мечтающих об этом на студенческих вписках.

Получается система тотальной лжи

  1. Вуз лжет, что дает современное образование и выпускает специалистов.
  2. Студенты лгут, что учатся.
  3. «Фейковые специалисты» идут «работать» к работодателю. И «работают», точнее, опять лгут, просиживая по половине рабочего дня в одноклассниках/столовой/курилке.
  4. Работодатель делает вид, что платит им зарплату (средняя з/п в РФ 600$, что в большинстве регионов очень круто). Т.е. тоже лжет, потому как ничего более не остается — такие нынче работники.
  5. Государство лжет с экранов про передовое и современное образование, про лучших в мире специалистов, про насыщенный и эффективный рынок труда и пр.

Страну поменяли, рынок поменяли, про систему образования подзабыли.

P.S. В военных вузах ситуация полегче. Туда поступают с конкретной целью связать жизнь с армией, минимум залетных, там ясные перспективы, цельная картина мира, пот/кровь/мозоли/преодоление себя. Плюс повышенное внимание и финансирование со стороны власти в последнее десятилетие.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
8 flehroyall • 00:39, 27.06.2017
А Что же делать, кому делать, как делать?//
avatar
7 yandinara • 10:29, 11.06.2017
Очень любопытно читать анализ того, кто, скорее всего понятия не имеет о программах «советского образца».
Да будет вам известно, что программы советского образца (особенно до 80-х годов) давали концептуальное образование, которое могло быть адаптировано во многих сферах и отраслях. Качество усвоения любого материала в результате было учеников намного выше. Был сформирован механизм понимания. Методики обучения советского образца создавали такие условия, в которых относительно нормально осваивали программу достаточно слабые ученики. У меня есть возможность сравнивать и современная «5» едва ли тянет на советскую «3». Современные программы не имеют никакого отношения к советским. Неоспоримый факт, что в те времена наша страна была самой читающей. До сих пор то поколение читает и читает много.
Главной проблемой воспитательного процесса в образовании - это его бюрократизация. Заниматься детьми почти некогда, надо делать кучу бумажной работы, особенно классным руководителям. И это за 1800рубей в месяц. В советское время такого не было.
Главным критерием оценки является результат. Хотите узнать, как работала советская школа, поезжайте в Финляндию. Их система образования построена по советскому образцу.
avatar
5 Семеро_смелых • 20:29, 10.06.2017
Вот только педагогов "предпенсионного возраста и советской закалки" оставьте в покое! Во всех отраслях таким путем от мастерства и специалистов избавились, и кто от этого выиграл?!?
avatar
4 isaevanataliy2018 • 18:38, 10.06.2017
Знаете, что я Вам скажу на весь этот треп. Радуйтесь, что бабки пенсионерки еще работают. Смены уже нам нет кому сейчас 40-45 лет, а будут столько требовать и платить пенсионеры уйдут, а молодые вообще не придут. Поверьте не далек тот час, когда один учитель в городе( а не в деревне как сейчас ) будет вести по 5 предметов. Вот тогда наше правительство получит и качество образования, будут им и ЕГЭ и ОГЭ все им будет!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 ninapudikova30r • 13:22, 09.06.2017
К сожалению, оставленные здесь мнения и комментарии интересуют только нас, тех, кто это пишет и читает! А властям - глубоко безразлично, или, наоборот, удобно иметь в управлении слабообразованный электорат. Прошли ГИА в 9 классах. Готовые ответы появились в инете за пару дней до экзамена. И как теперь мотивировать будующих десятиклассников к настоящей учёбе?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Семеро_смелых • 20:48, 10.06.2017
Читают! А потом "отстреливают" по одному!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 mikushonov • 08:07, 09.06.2017
Это понимают очень многие, в том числе и власти предержащие, с этим согласна армия рядовых, но честных преподавателей. Осталось только воскликнуть: "Но надо скорее работать, скорее делать что-нибудь.."
avatar
1 кусудама9936 • 17:22, 07.06.2017
Это точно - тотальная ложь! Кто это остановит?