Ольга Артюшина, 01.08.2017 0

Эссе "Аристократизм как критерий качества образования"


Кого можно считать культурным человеком? Того, кто обладает определенной суммой знаний и умений? Или, может быть, того, кто хорошо знаком с правилами этикета и умело пользуется ими в жизни? С.И. Ожегов трактует: «Находящийся на высоком уровне общественного и умственного развития». [1]


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В последнее время стало совершенно очевидным, что само понятие «культурность» в современном мире становится похожим на архаизм. Человек с подобным стилем поведения напоминает некий музейный экспонат. И это не может радовать. Однако есть люди, которые всеми силами стремятся воспитать, поддержать, сохранить в нашем обществе культурные ценности. Имя им — учителя.

С очень давних времен люди выстраивали свои отношения. Складывали их, не опираясь на громкие термины «культура» и «культурность». Шло время. Многое менялось. Но неизменным оставалось одно – желание встречать на своем пути приятных, воспитанных, образованных членов общества. И как здорово, если такие люди встречаются на нашем пути довольно рано — с первым школьным звонком.

Однако, следует задаться вопросом — почему же современному учителю с каждым годом все труднее решать задачу воспитания ученика как личности, подкованной не только в области знаний, но и владеющей нормами достойного поведения? Или, может быть, мы сами, учителя, что-то упускаем в образовании наших детей, подчиняясь тому, что скрывается за современным словом «качество»?

Последние годы перед школой стоят глобальные задачи: вооружить учеников определенным количеством знаний, добиться усвоения заданного числа практических навыков. Менее значимой целью является воспитание человека как личности. Учителя борются за качество знаний. Качество образования мы часто сводим исключительно к качеству обучения. Но подчас не понимаем, что умелый и мобильный мерзавец во много раз опаснее, чем «рядовой» среднестатистический выпускник.

Цифры, факты, благополучные оценки… За чередой подобных показателей забываем о том, что мы воспитываем не только для хороших отметок, ради отличных результатов. Мы растим человека, а значит должны помнить, что учим не «для» и не «ради».

Помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого и знающего, существует еще одна не менее важная задача — воспитание человека духовного. А для этого сам воспитатель должен быть воспитан. И не просто воспитан, а, по моему мнению, аристократичен.

Предполагаю, что многие коллеги со мной не согласятся, поскольку в современных условиях это покажется абсурдным, вычурным. Нет, аристократизм — это не «голубая кровь» и аксессуары красивой жизни. Это простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, отсутствие снобизма, а также чувство дистанции. Я твердо убеждена, что настоящий учитель должен обладать именно этими качествами. Он уважает достоинство другого человека, при этом сохраняя и свое собственное в различных ситуациях. Такой педагог воспитывает и манерой поведения, и стилем общения, и внешним видом. Дети любят его за эрудицию, самообладание, вежливость, художественный вкус.

Много лет назад, когда я только начинала осознавать себя в профессии, мне посчастливилось прочитать книгу замечательного человека, великого, на мой взгляд, аристократа, Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Как же я была потрясена! Человек с порой трагическими событиями в своей судьбе не растратил себя как личность, не ожесточился! «Добрым» и «прекрасным» он всю свою жизнь делился с окружающими. Именно этого ждут от учителя его подопечные. Эта книга послужила мне профессиональным ориентиром. А сам Дмитрий Сергеевич стал для меня воплощением не только человеческой, но и педагогической культуры.

В.А. Сухомлинский писал: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка». [2] А это помогает понять состояние пока еще не взрослого человека и при необходимости помочь ему. Именно аристократизм дает право педагогу подчинить свою жизнь и работу лозунгу «Делая лучше себя, ты делаешь лучше миру».

Я часто думаю о том, что педагогический труд всегда был тяжел. А в настоящее время и подавно. Положение учителя сейчас не завидно. Но тем ярче на фоне равнодушного отношения общества к проблемам школы заметны настоящие педагоги, которые искренне преданы своему делу, и несмотря ни на какие трудности продолжают достойно трудиться. Не это ли проявление истинного аристократизма?

Аристократизм учителя, вопреки всем привходящим обстоятельствам, — залог подлинного качества жизни и образования.

Мне кажется, что между понятиями «аристократизм» и «культура» можно смело поставить знак равенства. И это не только из-за близкого лексического значения. В каждое название закрался слог «ра». Именно так у древних именовался Бог Солнца. Хочется верить, что «солнечные», улыбчивые, оптимистично настроенные учителя помогут сохранить отечественную школу и ее лучшие традиции. Я очень надеюсь, что учителей и учеников будущего объединит одно общее качество — аристократизм духа!

Список литературы

  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
  2. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям».          

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?