Ольга Артюшина, 01.08.2017 0

Эссе "Аристократизм как критерий качества образования"


Кого можно считать культурным человеком? Того, кто обладает определенной суммой знаний и умений? Или, может быть, того, кто хорошо знаком с правилами этикета и умело пользуется ими в жизни? С.И. Ожегов трактует: «Находящийся на высоком уровне общественного и умственного развития». [1]


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В последнее время стало совершенно очевидным, что само понятие «культурность» в современном мире становится похожим на архаизм. Человек с подобным стилем поведения напоминает некий музейный экспонат. И это не может радовать. Однако есть люди, которые всеми силами стремятся воспитать, поддержать, сохранить в нашем обществе культурные ценности. Имя им — учителя.

С очень давних времен люди выстраивали свои отношения. Складывали их, не опираясь на громкие термины «культура» и «культурность». Шло время. Многое менялось. Но неизменным оставалось одно – желание встречать на своем пути приятных, воспитанных, образованных членов общества. И как здорово, если такие люди встречаются на нашем пути довольно рано — с первым школьным звонком.

Однако, следует задаться вопросом — почему же современному учителю с каждым годом все труднее решать задачу воспитания ученика как личности, подкованной не только в области знаний, но и владеющей нормами достойного поведения? Или, может быть, мы сами, учителя, что-то упускаем в образовании наших детей, подчиняясь тому, что скрывается за современным словом «качество»?

Последние годы перед школой стоят глобальные задачи: вооружить учеников определенным количеством знаний, добиться усвоения заданного числа практических навыков. Менее значимой целью является воспитание человека как личности. Учителя борются за качество знаний. Качество образования мы часто сводим исключительно к качеству обучения. Но подчас не понимаем, что умелый и мобильный мерзавец во много раз опаснее, чем «рядовой» среднестатистический выпускник.

Цифры, факты, благополучные оценки… За чередой подобных показателей забываем о том, что мы воспитываем не только для хороших отметок, ради отличных результатов. Мы растим человека, а значит должны помнить, что учим не «для» и не «ради».

Помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого и знающего, существует еще одна не менее важная задача — воспитание человека духовного. А для этого сам воспитатель должен быть воспитан. И не просто воспитан, а, по моему мнению, аристократичен.

Предполагаю, что многие коллеги со мной не согласятся, поскольку в современных условиях это покажется абсурдным, вычурным. Нет, аристократизм — это не «голубая кровь» и аксессуары красивой жизни. Это простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, отсутствие снобизма, а также чувство дистанции. Я твердо убеждена, что настоящий учитель должен обладать именно этими качествами. Он уважает достоинство другого человека, при этом сохраняя и свое собственное в различных ситуациях. Такой педагог воспитывает и манерой поведения, и стилем общения, и внешним видом. Дети любят его за эрудицию, самообладание, вежливость, художественный вкус.

Много лет назад, когда я только начинала осознавать себя в профессии, мне посчастливилось прочитать книгу замечательного человека, великого, на мой взгляд, аристократа, Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Как же я была потрясена! Человек с порой трагическими событиями в своей судьбе не растратил себя как личность, не ожесточился! «Добрым» и «прекрасным» он всю свою жизнь делился с окружающими. Именно этого ждут от учителя его подопечные. Эта книга послужила мне профессиональным ориентиром. А сам Дмитрий Сергеевич стал для меня воплощением не только человеческой, но и педагогической культуры.

В.А. Сухомлинский писал: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка». [2] А это помогает понять состояние пока еще не взрослого человека и при необходимости помочь ему. Именно аристократизм дает право педагогу подчинить свою жизнь и работу лозунгу «Делая лучше себя, ты делаешь лучше миру».

Я часто думаю о том, что педагогический труд всегда был тяжел. А в настоящее время и подавно. Положение учителя сейчас не завидно. Но тем ярче на фоне равнодушного отношения общества к проблемам школы заметны настоящие педагоги, которые искренне преданы своему делу, и несмотря ни на какие трудности продолжают достойно трудиться. Не это ли проявление истинного аристократизма?

Аристократизм учителя, вопреки всем привходящим обстоятельствам, — залог подлинного качества жизни и образования.

Мне кажется, что между понятиями «аристократизм» и «культура» можно смело поставить знак равенства. И это не только из-за близкого лексического значения. В каждое название закрался слог «ра». Именно так у древних именовался Бог Солнца. Хочется верить, что «солнечные», улыбчивые, оптимистично настроенные учителя помогут сохранить отечественную школу и ее лучшие традиции. Я очень надеюсь, что учителей и учеников будущего объединит одно общее качество — аристократизм духа!

Список литературы

  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
  2. А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям».          


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.