Галина Скибицкая, 11.09.2017 0

Эссе "Я — педагог" (эссе учителя физики)


Учитель, да я учитель физики, уже с 1961 года! Смею надеяться, что и педагог. Миссия учителя — учить и воспитывать средствами урока, быть примером заинтересованности своей работой. Ученики должны видеть, что учителю самому это интересно, для этого излагать доступно, иллюстрировать яркими образами, привлекать исторический материал.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Педагог — это человек осуществляющий просветительную, гуманитарную, воспитательную функцию как в процессе своей работы и общения с молодежью, так и в рамках преподавания своего предмета.

Просветительная, гуманитарная составляющая физики состоит в том, чтобы донести и убедить учащихся в универсальности законов природы, воспитать в них убеждения и научное понимание этих законов, а значит, стремление стойко противостоять невежеству. Можно рассматривать проблемы жизни общества с точки зрения физики. Педагог — это и наставник в том числе, воспитатель нравственных качеств. Стимулируя изучение учениками в своей проектной деятельности жизнь и труды М.В. Ломоносова, неизбежно формирую у них такие качества личности как целеустремленность, упорство, патриотизм.

Педагог чаще всего решает воспитательные задачи. Предмет физики позволяет воспитывать убеждения, умение анализировать ошибки и не отчаиваться в случае неудачи. Отрицательный результат — это тоже результат, не тупик, а возможно и начало нового пути. Как педагог никогда не упускаю возможности акцентировать внимание аудитории на тех допущениях, которые возникали в науке. Например, известный опыт Майкельсона-Морли с отрицательным результатом: независимость скорости света от направления его распространения относительно Земли — вдоль направления движения Земли или перпендикулярно этому направлению, привел к новому пониманию, а именно «Теории относительности».

Любое открытие в науке — это опора на предшественников, гениальные догадки и коллективное творчество. Если обучение происходит интересно, в коллективе царит творческая атмосфера, то ученики также откликаются интересом к предмету, и как следствие этого интереса — хорошие результаты обучения, а также выбор дальнейшего пути в обучении и в профессии.

Физика — главная интеллектообразующая наука, она формирует мировоззрение, расширяет кругозор, развивает определенный склад мышления.

Когда меня спрашивают: «Что я преподаю?» и слышат в ответ, что я учитель физики, постоянно уважительное восклицание: «О-о-о!!». Это говорит о том, что учить физику было трудно, хотя и интересно, однако невольно у человека представление о природе сформировано физикой и именно физика приобщила молодого человека к миру научного знания и к ценностям культуры.

Как педагог постоянно стремлюсь создать на своих уроках среду, насыщенную информацией, в которой происходит концентрация основных идей изучаемой темы. Методика современного обучения способствует достижению развития ума собственными усилиями, настойчивой работой мысли и преодоления лености ума.

Образование сегодня определяется федеральным образовательным стандартом (ФГОС). Учитель, если он еще и педагог, стремится не сообщать готовые знания, а стимулировать ученика к узнаванию нового, учитель на уроке должен быть координатором деятельности. Физика — наука экспериментальная, а значит опыты, демонстрации, приборы, лабораторные занятия являются главными компонентами в преподавании. Стремлюсь к тому, чтобы ученик получил удовольствие от проведения опыта и главного в его исследовании — вывода.

Личностные убеждения складываются после больших душевных усилий. Часто в этом помогает сама наука, обсуждение разных точек зрения на один и тот же объект. Дискуссия по поводу: «Что же все-таки такое свет?». Поток частиц или волна? Анализ этого объекта — света, закономерностей его проявления дает толчок к пониманию возможностей разностороннего толкования и критическому осмыслению разных точек зрения.

Учитель успешно справляется с решением этих задач только тогда, когда ученику на уроке не скучно, а для этого использую все средства, привлекающие внимание. Их много и все большую значимость в современной системе образования приобретают компьютерные технологии. Это метод и способ донесения информации до ученика, и способ взаимодействия с учеником.

Современные дети — это дети, черпающие информацию чаще из интернета, чем из учебников, это дети много времени проводящие у экранов телевизоров и за компьютером. Поэтому школа, педагог должны быть на уровне современных требований и использовать возможности ИКТ.

За время работы с использованием ИКТ поняла, что ученики сами могут, конечно, под моим руководством, сделать презентацию темы по физике, презентацию по итогам экскурсии или к докладу, к внеклассному мероприятию, снять видео опыта, сделать грамотно презентацию своего проекта.

В моем портфолио накоплено большое число таких работ, практически к каждому уроку, и интерес учеников к ним не ослабевает. Настойчиво предлагают свои услуги по созданию новых презентаций. Конечно, главная роль в этом — это роль учителя, так как именно учитель разрабатывает слайды, дает рекомендации, что поместить на слайд. Часто совместно с учеником, сидя за компьютером, решаем, как лучше расположить материал, что добавить, как привлечь внимание (выделить анимацией, шрифтом, подчеркнуть звуковым сопровождением).

Подобные уроки, то есть уроки, где используются видео, неизменно вызывают интерес, запоминаются лучше. И, как следствие, вызывают интерес к науке. Разработки презентаций к моим урокам физики с видеофрагментами опытов, которые не всегда есть возможность показать в школе, систематически применяю в преподавании. Одно дело продиктовать правило, другое — увидеть текст на экране, тут же его отработать, стимулируя понимание и запоминание. В компьютерные презентации тем по физике включаю вопросы, контролирующие понимание, тренирующие память, развивающие мышление. Все это направлено к одной цели — учить интересно!

Убеждена, что наглядный опыт лучше компьютерного изображения, так как процесс происходит здесь и сейчас. Виртуальное пространство — одно, а реальная жизнь — другое, навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для ученика дело сложное, а значит кабинет, приборы, условия для работы должны способствовать восприятию предмета. Кабинет физики уже сам по себе своей насыщенностью приборами, оформлением создает мотивацию для возникновения интереса к науке, и я как педагог всегда создавала достаточную материальную базу кабинета физики, что, безусловно, стимулирует интерес к урокам.

Главные мысли:

а) Учитель должен быть в курсе современных тенденций в образовании и преподавании предмета. Конкретно: если общество меняется, то меняется и технология работы, например — всепроникающая компьютеризация школьного преподавания. Учитель не должен отставать от новых идей, тем более что ученики владеют компьютером и когда они видят, что и учитель использует компьютер в своей работе, а также имеют возможность применить свои умения пользователя компьютера, то это поднимает авторитет учителя.

б) Выпускники не раз говорили, что физика расширила их кругозор. И это еще один аргумент в пользу того, что учить надо интересно, несмотря на резкое сокращение времени на предмет физики. Мировоззрение надо формировать, подчеркивать значимость науки, а это и влечет за собой уплотнение способов подачи информации и методов закрепления материала.

в) Специфика предмета — практическое применение знаний. Физика — основа научно-технического прогресса, фундамент всех наук о природе. Методы работы, материал для урока отбираю так, чтобы доступно убедить учащихся в том, что без физики нет и прогресса в развитии.

  • Задачи с техническим содержанием. Задача по физике трудна тем, что требует перебора подходов, вариантов решения, не давая никаких гарантий правильности выбранного пути. Такое размышление, движение на ощупь для многих учащихся — не самый привычный путь, им хочется уверенности в правильности своего решения. Навык осмысленного, подготовленного риска — вот что дает решение задач по физике душам учеников.
  • Как педагогу мне непрерывно приходится совершенствовать свое преподавательское мастерство, создавая ситуацию успеха у учащихся, а значит, и влияя на их души и развивая общечеловеческие черты личности, например, не быть равнодушными к вопросам экологии, что, безусловно, важно для всего общества. Знания по моему предмету в плане экологических проблем помогают сформировать не только понимание этих вопросов, но и привычки цивилизованного человека. Для воспитания молодого поколения в этом плане использую внеклассные мероприятия. Физические вечера, игры, конкурсы, на которых ученик может показать свое умение по физике в конкретной теме, убедиться в своей эрудиции по этой теме и почувствовать уверенность в себе.
  • Современные идеи. Нано-технологии. Робототехника и ее перспективы (Что это? Где это можно использовать?).
  • Мобильные телефоны (Как это согласуется с темой электромагнитны еволны?) Педагог, должен быть в курсе современных достижений науки.

г) Воспитание ученика. Не только образование, но и личность! Какие же качества личности формируются на уроках физики?

Уроки строю так, чтобы было любопытство. Надо не погасить искру интереса у младших школьников. Воображение (А что, если исчезнет, то или иное явление природы? Например 3 «Нет электроэнергии. К чему это приведет?» или: «Исчезла инерция! Как это изменит природу?») Математический склад ума. Постоянно подчеркиваю роль математики в преподавании предмета. Для физико-математического вечера был осуществлен проект в виде компьютерной презентации о связи математики и физики.

Настойчивость. Ставлю ученика в ситуацию, когда он добивается результата.

Решил задачу, вывел формулу, правильно объяснил явление. Работая над методической темой «Роль алгоритма в решении задач по физике», составила обобщающую таблицу для разных типов задач. По этой таблице можно проследить путь к решению, а это достижение успеха и вызывает чувство удовлетворения, то есть воспитывает упорство.

Завершая все эти свои мысли, хочу сказать, что на всю жизнь мы запоминаем своего учителя. Это тот человек, который всегда перед глазами. Его стиль, его одежда, его юмор, его высказывания под пристальным вниманием учеников и, в конце концов, именно этот человек является для них примером, то есть в основном смысле педагогом. Часто они стремятся ему подражать. Если я помню до сих пор своих учителей математики и физики, то это и значит, что это были личности. Это те люди, которые и явились стимулом в выборе профессии. Как интересно было на уроках физики, как интенсивно работала мысль на уроках математики, а результат выбор профессии. Миссия педагога заключается еще и в том, чтобы дети видели в тебе личность. Личность, достойную подражания, — как работает, как говорит и сколько знает! Когда дети говорят мне, что вы и так все знаете, то это комплимент, но эти слова и обязывают быть всегда на таком уровне.

Объясняя на уроке физики современную картину мира, невозможно не высказать свое отношение к глобальным вызовам современности. Недостаток углеводородного сырья, а в связи с этим и конфликты между странами и экономиками. Достижения в создании новых видов оружия, в частности успехи нашей страны и ученых в освоении атомного оружия, ракетной техники и как следствие финал Второй мировой войны. Успехи нашей родины в освоении космоса всегда подчеркиваю, это и естественно связь с физикой. Считаю: все эти моменты в моей работе позволяют мне думать, что я не только учитель физики, но и педагог.

Педагог учит самостоятельно добывать знания, использовать их в теории, на практике. Для этого использую проектную деятельность учеников и неуклонно разрабатываю вмести с ними проекты по своему предмету. Эти разработки систематически обсуждаются на внеклассных занятиях по физике и школьных конференциях. Темы выбирают ученики, разрабатывают свой проект под моим руководством (выбор литературы, источников информации, исследования в рамках проекта, анализ результатов). Вот некоторые примеры тем тем проектов по физике:

  • Физика и оружие Победы.
  • Автомобиль и экология среды.
  • Российские электротехники.

Педагог в современном понимании и проявляет свою эрудицию в проектной деятельности. Все это активизирует ученика, а значит, не только развивает его, но и воспитывает.

18 августа 2017 года

Об авторе: Скибицкая Галина Михайловна, учитель физики, ГБОУ гимназии 524 Санкт Петербурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?