Анна Амелькина, 10.10.2017 0

Эссе «Я — педагог» (эссе учителя музыки и математики)


«Я горжусь…», «мечтала с детства…», «не вижу для себя иного предназначения…», — вот стандартный «ванильный» набор для эссе такой тематики. Помилуй Бог, никого из авторов-коллег, высказавшихся подобным образом, даже заочно не хотела бы обидеть, — у каждого своя уникальная история.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

«В любой профессии есть маленький секрет. 
Есть и в моей. 
Вернее, я подозреваю, 
Что есть. 
И с каждым часом, с каждым днем 
К заветной тайне я все ближе подбираюсь...» [1].
И. Тимошенко

«Я горжусь…», «мечтала с детства…», «не вижу для себя иного предназначения…», — вот стандартный «ванильный» набор для эссе такой тематики. Помилуй Бог, никого из авторов-коллег, высказавшихся подобным образом, даже заочно не хотела бы обидеть, — у каждого своя уникальная история.

И вроде все благопристойно, и далее (по закону жанра) надо бы ввернуть пару-тройку подходящих высказываний о значимости учительской профессии из уст мудрецов разных эпох. Да, и не забыть бы подыскать неизбитую цитату о роли педагога в современном обществе…

…Школьное утро очередного понедельника начинается как обычно: спешу в свой класс, попутно захватив учебный журнал, проверяю, на месте ли дежурные по этажу, подхватываю с пола кем-то оброненный фантик от конфеты (а как же, личный пример в поведении педагога дорогого стоит!).

В общем, все, как всегда. Шумные пятиклашки, классным руководителем коих являюсь всего пару месяцев, возбужденно галдя, пытаются одновременно поведать мне новости прошедших выходных. Успеваю ответить всем, и, наконец, стайка девчонок рассеивается, но, чувствую, у моих обычно серьезных «мужичков» — мальчишек приготовлено что-то из ряда вон выходящее.

«Анна Федоровна, Анна Федоровна! Мы такую игру нашли в Интернете…Такую!!!» Смотрю на экран смартфона и… Кошмар какой-то! Игра называется «10 способов убить своего учителя». Беру себя в руки, прошу детей заняться самостоятельной работой, не могу дождаться перемены и прямо на уроке ищу в сети информацию об игре.

Прочитанное повергло меня в шок: создатели продукта предлагают всем желающим пользователям попробовать (спасибо, что хоть виртуально!) самые разные способы издевательств над учителями: зарезать, облить кислотой, сжечь. Причем это еще самые безобидные из предложенных экзекуций, а, тем временем, игра стремительно набирает популярность в социальных сетях!

В полном смятении пытаюсь осмыслить, что происходит, откуда эти чудовищные, уродливые изменения по отношению к столь уважаемой ранее профессии? Что делать мне? Как вообще все это объяснить детям, да и нужно ли? Может, каждый ребенок сам должен разобраться в том, кем для них в жизни являются учителя — ненавистными «урокодателями», заслуживающими лишь презрения, оскорблений, унижений со стороны учеников, их родителей или все же людьми, благодарность и уважение к которым зарождаются еще в школьном детстве и остаются в сердце навсегда?..

Вопрос выбора профессии никогда и не стоял передо мной, все определилось как-то просто и естественно: мама и отец, Лукьяновы Лариса Васильевна и Федор Павлович, были талантливыми и творческими учителями. Оба — отличники народного просвещения РСФСР, глубоко и искренне уважаемые как в нашем селе, так и за его пределами люди, главной ценностью которых были дети. И к нам, своим пятерым детям, да и к чужим ребятишкам родители относились одинаково душевно, но, в то же время, и требовательно. Не помню, чтобы мама или отец бросались красивыми словами о выбранной профессии, но вся их жизнь являлась именно СЛУЖЕНИЕМ горячо любимому делу, избранному из многих не менее достойных один раз и на всю жизнь. Трудно сосчитать, скольких детишек родители очаровали своей обожаемой математикой, да так, что впоследствии некоторые из их выпускников решили стать именно учителями математики. Только в нашем районе это — Шеметова Татьяна Николаевна, Назимко Лариса Ивановна и я, Амелькина Анна Федоровна.

Свою профессию родители не просто любили, они жили ею. Вспоминаю, как мама в реанимации тяжело приходила в себя после сложной операции. Пытаюсь ее разговорить, как велел врач-анестезиолог, но ничего не получается, понимаю, что уходит драгоценное время, очень важное при выходе больного из наркоза, и тут… Непроизвольно начинаю задавать вопросы из области математики и, о чудо, мама пришла в себя, начала отвечать мне. Реабилитация затем проходила успешно, а в ходе нее решались, конечно, любимые задачки и математические головоломки!

А скольких девчонок на своих уроках труда мама обучила шитью, вязанию крючком и на спицах, искусству макраме…

С раннего детства я уяснила, что труд учителя, особенно учителя математики, внешне неярок и очень нелегок, но меня это не пугало. Часто спрашивала отца, почему именно такой путь избрал, а он только отшучивался, цитируя Асадова:

«Да, легко живет, наверно, тот,
Кто всерьез не любит никого.
Тот, кто никому не отдает
Ни души, ни сердца своего…» [2]

Мягко и ненавязчиво отец сумел убедить своих учеников, зачем же им понадобится в жизни эта трудная, на первый взгляд, скучная математика. А вот зачем: настойчивость, терпение, способность к многовариантному подходу в решении, казалось бы, самых безнадежных проблем, вдумчивое отношение к любой, даже, на первый взгляд, невыполнимой задаче…

Именно эти личностные качества, так пригодившиеся мне во «взрослой» жизни, отец очень терпеливо «взлелеивал» у ребят на своих уроках физики и математики, а я и сейчас, проработав более двадцати лет, пытаюсь представить, как бы поступил отец в той или иной ситуации, что посоветовал…

До последнего дня своей жизни папа очень много читал, любил поэзию, прекрасно играл на домре и гармони. Всему тому, что умел сам, щедро делился со своими учениками, а человеком был удивительно скромным и непритязательным. «Знаешь, дочь, — говорил мне иногда, — ты трудись спокойно и добросовестно, глубоко вникай в то, за что взялась, всегда будь занята делом. Вот колосья в поле: один пустой, все голову вверх старается выше всех поднять. А полный колос стоит спокойно, склонившись под тяжестью полновесных зерен. Но только он, а не пустышка, по-настоящему нужен людям…».

Это я запомнила на всю жизнь.

Мастерство многих моих педагогов, высокопрофессиональных, но, в то же время, скромных и деликатных людей, всегда служило ориентиром в судьбе и определяло мой профессиональный путь. И ни один из дорогих моему сердцу учителей не оказывал только «образовательные услуги»…

Мои пятиклашки давно уже справились с работой и молча, как-то испытующе, очень выжидательно смотрели на меня. Весь класс, похоже, в курсе ситуации. Поняла, что к математике мы на уроке уже не вернемся, поэтому просто рассказала о своих любимых учителях, о том, что сейчас чувствую. С горечью предположила, что, может когда-то, в школьном детстве, у создателя игры была ссора с учителем, возможно, с ОЧЕНЬ ЛЮБИМЫМ учителем. Попыталась объяснить, что иногда сильная боль порождает не уступающую по силе жестокость, и что нужно и важно учиться прощать, а в душе стараться хранить лишь то, что дорого, то, от чего хочется жить…

Ушли задумчивые, непривычно серьезные… Запретами делу не поможешь, надеюсь, что разберутся ребята и в хорошем, и в плохом. А я буду рядом, когда это понадобится. Бережность и искренность в отношениях с детьми —вот основное для меня в профессиональной судьбе. Я стала замечать, что с годами математическая составляющая в моем исполнении все больше и больше переплетается с личностной. И какие бы эфемерные установки не давались учителю в современных реалиях, для себя я все давно определила.

Позади практически четверть века в профессии. Часто думаю о том, как незаметно пролетели эти годы. Значит, с выбором не ошиблась, чувствую любовь и признательность своих ребят, уважение их родителей, чувствую, как тепло моему сердцу. Чего еще желать? Не откажу себе в удовольствии процитировать строки Александра Дольского, одного из моих любимых бардов. И пусть это стихотворение не на школьную тематику, но, кажется, более точно о том, что чувствую и ради кого остаюсь верна избранному пути, и не скажешь:

«Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу.
Не худшая все-таки участь…
Мне кажется — я их чему-то учу,
А это они меня учат…

В них память веков и любви моей суть,
И свет уж другого столетья.
И каждый найдет свой особенный путь.
Ох, весело буду стареть я…». [3]

P.S. Похоже, для себя мне все-таки удалось открыть тот самый «маленький секрет» любимой профессии… А, может, кто знает, и ее огромную «заветную тайну»?

Список источников

[1] И. Тимошенко, учитель, г. Ярославль, из комментариев в группе ВК «Подслушано у учителей» https://vk.com/secrets_of_teachers

[2] Э. Асадов, отрывок из стихотворения «Разные натуры» https://45parallel.net/eduard_asadov/raznye_natury.html

[3] А. Дольский, отрывок из стихотворения «Три сына» http://www.bards.ru/archives/part.php?id=48267

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?