Михаил Ганюшин, 11.10.2017 0

Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности: из опыта работы учителя истории сельской школы


Одной из приоритетных задач современного образовательного процесса становится духовно-нравственное воспитание, и это не случайно. Общество потребления с его сугубо материальными ценностями нависает над каждым человеком и кажется неизбежным и неотвратимым. Но это не так, и не должно быть так, такая ситуация требует исправления. Школа является важнейшим инструментом формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Решение проблем духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно проведенных уроках или классных часах, но и в создании духовной атмосферы в детском коллективе, которая бы способствовала духовному становлению учащихся, пробуждала в них желание делать добро, помогать ближним.

Для учителя решение задач воспитания наиболее эффективно в условиях применения новых образовательных технологий — системно-деятельностного подхода, проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий. В рамках новых подходов можно и нужно акцентировать внимание учащихся на важнейших моральных категориях. Успех в этом направлении возможен тогда, когда учитель работает в системе на уроке и во внеурочной деятельности.

Данную ситуацию можно проиллюстрировать и конкретным примером. Урок «Князь Владимир. Крещение Руси», 6 класс — организуем небольшую исследовательскую деятельность, разбиваем учащихся по группам, распределяем роли, определяем цели для каждой группы, ставим общую задачу — как изменился князь Владимир и русское общество в целом после принятия христианства. Используя текст учебника, фрагменты «Повести временных лет», учащиеся находят ответ на поставленный вопрос, наглядно представляют его с помощью интерактивной доски.

В качестве завершающего вывода звучит цитата из «Повести временных лет»: «Будучи любителем книжного чтения, услышал он (Владимир) однажды Евангелие: "Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут". Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. И повелел снарядить телеги, и развозить по городу, раздавая больным и нищим все необходимое». Вот он пример нравственного становления личности — дети самостоятельно проследили духовный путь Владимира.

Важен, однако, не только сам вопрос, но и правильно организованный поиск его решения — как помогают учащиеся друг другу, стараясь поддержать тех, кто в чем-то отстает, как они переживают за тех, кто представляет ответы каждой группы для всего класса. Единение учащихся в такие моменты стоит тех усилий, которые прилагает учитель в воспитании своих подопечных.

Реализация такого подхода в том или ином формате возможна на каждом уроке. История нашего государства богата на нравственные примеры, подвиги на каждом этапе своего существования, и здесь широкое поле для созидательной деятельности учителя.

Отдельно хотелось бы остановиться на некоторых аспектах внеурочной деятельности. Доброй традицией стало участие детей нашей школы в муниципальных Рождественских чтениях. Тематика таких работ как «Церковное прославление Александра Невского», «Образ Сергия Радонежского в творчестве М.В. Нестерова», «Истоки русского христианства» и другие способствует духовному возрастанию подростков, формированию нравственных ценностей. В подготовке проектов, рефератов, презентаций для учащихся актуально не только содержание, но и сам процесс подготовки, который проходит в атмосфере сотрудничества, взаимной поддержки.

Проектно-исследовательская деятельность, направленная на изучение истории родного края, оказывает положительное влияние на подростков, способствует преодолению духовной черствости, равнодушия, формирует уважительное отношение к духовным основам нашей страны в целом, и малой родины в частности. При работе над проектом у учащихся воспитываются навыки взаимопомощи, соучастия в добрых делах. Реализуя проектную деятельность, школьники выходят на социально значимый уровень.

Работая над исследовательскими проектами «Храмы, расположенные на территории Ичалковской сельской администрации», учащиеся не только восстанавливают историю этих храмов, но и обращают внимание общественности на духовно-нравственные скрепы, характерные для сельских жителей: милосердие, сострадание, соработничество в добрых делах.

Любопытные сведения нашли учащиеся, собирая информацию о ичалковской церкви. Малоизвестный эпизод из истории села так описывает в своей книге уроженец села Ичалки В.В. Кованов (впоследствии хирург с мировой известностью): «В знойный полдень, в поле, где убирали рожь, вдруг донеслись частые удары колокола Троицкой церкви. С Глиняной горы село было видно как на ладони: горели тесно прижатые друг к другу избушки на Ичалковском порядке, в центре села. Услышав набат, все побросали серпы и кто бегом, кто верхом на лошади бросились в село всем миром тушить пожар…». Как важны эти слова сейчас для всех нас — всем миром…

В заключение хотелось бы сказать, что в настоящее время положительные отметки в дневнике, грамоты и дипломы победителей конкурсов играют очень большую роль в жизни детей, но главное, наверное, заключается не в этом — главное в том, что каждое маленькое детское сердце становится чище, ярче, оно как светильник озаряющий светом добра наш мир.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?