Екатерина Голендухина, 12.10.2017 0

Эссе «Литература в моей жизни»


Литература. Короткое, но столь емкое слово. И как определить, какое же место занимает литература в моей жизни? И можно ли это чем-либо измерить?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Если скажу, что литература определяет всю мою жизнь, слукавлю, ибо есть родные, друзья, есть быт в конце концов. Но! с детства росла среди книг, причем не только художественных, и свою жизнь без книг не мыслю, не представляю. Мой папа обожал, а точнее сказать уважал книги. Не имея высшего образования, он обладал энциклопедическими знаниями, причем в разных областях. И он всегда стремился приобрести книги — от художественных изданий (ой, как я любила «читать» русские народные сказки на немецком языке, не зная и русскую грамоту, потому что книга была нереально, сказочно оформлена!) до пособий для школьников по историям-биологиям, различные «Занимательные алгебры-физики». И когда, уже будучи учителем литературы, читала воспоминания А.Т. Твардовского о своем отце, о том, как тот из любой поездки привозил книгу как самый дорогой подарок для всей семьи, думала о своем папе. У нас было много редких по тем временам изданий (многие навсегда остались у желающих их почитать и не желающих почему-то все это потом вернуть обратно).

А еще вспоминается, как папа зачитывал какие-то фрагменты, а то и целые тексты вслух (в основном, конечно, зимними вечерами) — некоторые только для мамы, а некоторые и для всей семьи. Мне, дошкольнице, особо нравилось в его исполнении чтение «Конька-горбунка», хотя и сказки Пушкина были замечательны. Чуть позднее, уже школьницей среднего звена, обращалась к нему с вопросами на самые разные учебные темы, на что он (к моему тогдашнему сожалению) доставал нужную книгу и предлагал найти ответ самостоятельно. А еще у нас была особая гордость — «Большая советская энциклопедия», которую нам, детям, не очень-то и разрешали брать. Так пока родителей не было, с каким трепетом доставала я эти тома (весьма весомые!) из заветного шкафа и знакомилась с чем-либо, открывая на произвольной странице (больше тянуло все-таки к статьям по искусству).

Что же касается литературы художественной… Книги хранились в большом шкафу, изготовленном вместе с домом в начале двадцатого века, и в нем было очень удобно сидеть и читать то, что хотелось (благо, все книги были под рукой). Много времени было проведено в нем за чтением «Аси» (нравилась обложка — девушка сидит спиной к читателю), «Воробьишка» Горького (я ведь сама читаю эту книгу со столь забавными стихами!), «Капитанской дочки» (сестру наградили за хорошую работу на уборке картофеля, любопытно, что же в книге такого?). Позднее, уже осознанно — за «Повестями Белкина» и стихотворениями все того же Пушкина и Есенина (чего стоит «Ах, как много на свете кошек…» мне, кошатнице с ранних лет).

В более старшем школьном возрасте огромную роль в приобщении и особом пиетете к литературе сыграли мои учителя-литераторы. Так уж получилось, что именно учителя литературы вели у нас не только уроки литературы и русского языка, но и пение, и рисование, и именно они предпочитали сопровождать урок чтением самых интересных книг. И наш огромный шумный класс не дыша слушал про «Голову профессора Доуэля» или «Мальчика у Христа на елке». И мы с нетерпением ждали не самых, может быть, популярных уроков именно поэтому.

Была и еще одна учитель-литератор, не ведущая у нас уроков, молодая, с пышной копной светлых волос, недосягаемая, мечта всех учеников школы, ведущая, к тому же, драматический кружок. Когда же и она переступила порог нашего класса в качестве учителя, именно литературы и русского языка, то моя любовь к этому предмету приобрела иные краски — теперь я поняла, что хочу быть не абстрактным учителем (моя мечта лет с пяти), а именно учителем русского языка и литературы, как Наталия Ивановна Сохарева. И пусть через год у нас появился другой учитель. Татьяна Евстафьевна Копылова, любовь только окрепла, так как именно она стала примером влюбленности в свой предмет, глубокой эмоциональности при преподавании.

Годы учебы в университете добавили специфических знаний в области литературы, открыли новые имена, течения, названия, расширив кругозор до объемов вселенной. Правда, к просто чтению добавились еще и желание оценить прочитанное, наложить на события истории, переосмыслить повторяемость в жизни. Иногда это мешает, но уж точно не убивает желания читать.

Сейчас литература все-таки занимает большую часть моей жизни — это и предмет моей профессиональной деятельности, это и подпитка мозга (когда берешь томик известного давно или, напротив, совсем неизвестного автора), это и увлечения (когда на сцене Глинского ДК играешь роль из пьесы русского классика или в качестве зрителя смотришь постановку в профессиональном театре). И много еще книг, не прочитанных мною, и велико желание прикоснуться к ним, поэтому литература, как и сама жизнь, по моему убеждению, бесконечна.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: