Разработка урока физики по теме "Это вездесущее электричество"; 8 класс

Разработка урока физики по теме "Это вездесущее электричество"; 8 класс

Цели урока:

  • формировать убеждённость в возможности познания природы.
  • формировать умение собирать электрические цепи по схеме и получать необходимые величины способом измерения.
  • формировать умение размышлять, анализировать полученную информацию.
  • показать значимость полученной на уроке информации в практической жизни.
  • развивать познавательный интерес учащихся к природе, стремление объяснить природные явления с научной точки зрения.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с тестовыми заданиями, приборы для сборки электрической цепи: 2 резистора, электрическая лампа на подставке, источник тока, ключ, стакан для электролиза с водой, поваренная соль, соединительные провода.

  Мотивация.

Сегодняшний урок – не первый, который посвящен электрическим явлениям. Вы уже довольно много знаете об электричестве. Я знаю, что среди вас много людей знающих, интересующихся физикой, которым нравится искать ответы на поставленные вопросы. 

2. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня продолжим разгадывать тайны электрических явлений. Вспомним величины, характеризующие электрический ток, Вспомним навыки сборки электрических цепей и измерения физических величин. Постараемся найти ответ на вопрос: что связывает русского ученого Михаила Ломоносова и английского ученого Франклина и причем здесь атмосферные осадки.

 - В тетрадях подписываем число, тему: «Это вездесущее электричество».

Но сначала, я бы хотела, чтобы вы вспомнили все, что знаете об электрических явлениях и ответили на вопросы теста, отмечая правильные ответы (Выполнение 2-3 минуты)

Проверка: итак, проверим правильность ответов.

Вопросы теста:

Электрическим током называют …движение… частиц.

Сила тока обозначается буквой…

Единицей измерения силы тока является….

Прибор для измерения силы тока - это

Единицей измерения напряжения является….

Как называется прибор для измерения напряжения?

Амперметр включается в цепь…., а вольтметр…

Единица электрического сопротивления носит имя немецкого ученого Георга Симона …

Запишите буквенное обозначение электрического сопротивления

Запишите формулу закона Ома.

Не волнуйтесь, вы эти сведения все знаете, со всеми вопросами знакомы, ничего трудного тест не содержит, думаю, все правильно его выполнят.

 - посмотрите, сколько баллов вы набрали.

Если 8 и больше балла – ты полностью готов к уроку,

от до 8 баллов – к уроку готов, но некоторые вопросы надо освежить в памяти,

5 и меньше – сегодня не ваш день, класс ушел вперед, надо нагонять. 

Поднимите руки, кто набрал 5 и больше баллов? Большинство у нас готово  уроку. Итак, мы идем вперед.

 - Предлагаю вам начертить схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, ключа и резистора.

Чертеж схемы в тетради.

   - Соберем цепь по нашей схеме. Сборка цепи.

 - У всех получилось собрать цепь, есть вопросы по сборке? У кого возникли трудности?

Задание: необходимо рассчитать сопротивление резистора, имея амперметр и вольтметр.

 - Какие величины необходимо знать для расчета сопротивления?

 - Какие приборы потребуются для измерений? (силу тока амперметром, напряжение вольтметром).

 - Правила подключения амперметра и вольтметра.

1 человек у доски чертит дополнения к схеме, остальные выполняют работу в тетрадях.

- Хорошо, подключим вольтметр, амперметр к нашей цепи (1человек на демонстрационном столе).

 - Измерим показания приборов, обратим внимание на то, что у ваших приборов 2 шкалы, выберите требуемую шкалу, определите ее цену деления.

 - Правило определения цены деления прибора.

Решение задачи у доски.

- Записали полученные данные в тетрадь в форме задачи.

 - По электрической проводимости все вещества делятся на 2 вида: проводники и диэлектрики. У диэлектриков – очень большое электрическое сопротивление, у проводников – небольшое. 

 - А вода – проводник или диэлектрик?

Прежде чем вы начнете давать свои ответы, я хочу, чтобы вы подумали и задали мне серьезный вопрос, свидетельствующий о вашей внимательности и вдумчивости.

Здесь возможно 2 варианта ответа: дистиллированная (очищенная) вода – диэлектрик, раствор солей - проводник

 Эксперимент

 - Проверим. В нашей цепи заменим резистор, изготовленный из металлического проводника, водой из-под крана. (убираем, подключаем 2 электрода, разделенные слоем воды)

 - Загорится ли лампочка если замкнуть цепь? (нет, следовательно, вода из-под крана – непроводник или во всяком случае плохой проводник электричества).

  - А я могу сделать так, что бы лампочка загорелась. Добавлю в воду ложку обыкновенной соли. Замыкаем ключ – лампочка горит. Что же мы сделали, чтобы вода стала проводником: сделали из нее раствор солей, которые являются проводником.

 - Возвращаясь к ранее заданному вопросу: является ли вода проводником, какой вопрос я хотела услышать от вас, прежде чем вы начали давать свои ответы? (какая вода: чистая или насыщенная растворами солей и минеральных веществ)

Лекция с демонстрацией слайдов

Вода может выпадать в качестве атмосферных осадков, в качестве дождя, иногда дождь сопровождается раскатам грома и вспышками молний. Что же представляет собой это грозное и величественное явление природы - молния? Люди задавались этим вопросом довольно давно. Но только в 18 веке удалось установить, что молния – это искровой разряд  атмосферного электричества,

В России  активно занимались изучением атмосферного электричества Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов. Причем,  в тандеме ученых играл первую роль не Ломоносов. Именно, Рихман, изобрел электрометр - прибор, позволяющий измерить силу электрического заряда.

В то же время природу атмосферного электричества определил именно М. В. Ломоносов. Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере и появлении электрических зарядов на облаках.

Независимо от русских ученых к выводу, что молния является электрической искрой, пришел американский исследователь и политический деятель Бенджамин Франклин. Во время грозы он запускал воздушный змей, оканчивающийся проволокой и связкой металлических ключей. Этим он вызывал слабые разряды, стекающие вниз по проволоке, и первым доказал, что молния - это отрицательный электрический разряд, стекающий с облаков на землю. Понятно, что Франклин сильно рисковал, потому что молния могла ударить в змей, и тогда электрический ток прошёл бы в землю через самого Франклина. И такие случаи были нередки: во время подобных  опытов в 1753 году на глазах у Ломоносова погиб его друг, немецкий ученый Георг Рихман, потому что  установка, с которой они работали, не была заземлена. Вы видите, что изучение электричества в те времена было опасным делом, и занимались этим очень смелые люди.


Полный текст материала Разработка урока физики по теме "Это вездесущее электричество"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лапа Галина Борисовна  Публикатор
учитель физики, Панкратовского филиала МБОУ "СОШс. Афанасьево"
09.09.2015 0 1177 198

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0