Урок физики: "Архимедова сила"; 7 класс

Урок физики: "Архимедова сила"; 7 класс

Планируемый результат: выяснить от чего зависит, архимедова сила; вывести формулу расчета архимедовой силы; научить учащихся применять формулу для вычисления архимедовой силы.

Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы

Задачи урока:

Образовательная 

  • Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
  • Установить, от каких факторов зависит;
  • Изучить содержание закона Архимеда;
  • Вывести формулу, выражающую зависимость силы от плотности жидкости (газа) и объема тела на основе закона Паскаля;

·         Развивающая 

  • Продолжить формировать умение находить равнодействующую двух сил;
  • Развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

·         Воспитательная 

  • Совершенствование приемов логического мышления: приема сравнения, умения делать выводы, анализ, выделять главное в учебной информации;
  • Формирование познавательного интереса.

Оборудование : сосуд с водой, сосуд с соленой водой, динамометры, набор грузов, пластилин. компьютер, мультимедиа-проектор, наборы оборудования для групп, компьютерная презентация Power Point.

Методы: 1. Словесный (рассказ, сообщение);

                2. Наглядный;                                                                                                                            

                3. Практический;

                4. Частично поисковый;

                5. Проблемный.

Формы: фронтально-индивидуальная, работа в парах.

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа урока

Ход этапа урока

Организационный

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока.

 

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним наш девиз  «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Слайд 1  Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику.

  В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания.

 

Актуализация знаний.

Получить представления о качестве усвоения материала, определить опорные знания.

Учитель: Прежде чем изучить новую тему, давайте повторим пройденный материал, выполнив тест. Выполнение теста.

Изучение нового материала.

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

согласовать цель и тему урока.

Учитель: Есть два одинаковых по объему шарика: 1- пластмассовый, 2- металлический скажите, что произойдет, если я опущу их в воду? Ответ поясните?

Ответ учащихся: Пластмассовый будет плавать, а металлический утонет т.к плотность металлического шарика будет больше чем у пластмассового, а значит и масса будет больше.

Учитель: Тогда почему корабли плавают, а камень брошенный в воду тонет?  Слайд 2

Ответ учащихся: На корабль действует какая – то сила, заставляющая его всплывать на поверхность.

Учитель: Итак, давайте сформулируем цель нашего урока? ( Совместно с детьми формулируем цели) слайд 3

1) Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.

2) Качественно описать силу, действующую на тело в жидкости (установить от чего зависит эта сила).

3) Количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).

4) Научиться применять полученные знания  на практике.

– Молодцы! Первая часть урока называется: “Выталкивающая сила. ” Оставьте место мы в конце урока сформулируем тему урока и допишем. Слайд 4

1)   Проводиться фронтальный эксперимент:  Задача: исследование действия жидкости на погруженное в них тело.

 

Учитель: Попробуем решить первую задачу, которую мы поставили перед собой: Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.

В чем мы должны убедиться? (в воде тело легче, чем в воздухе).

Как это сделать? (Могут быть разные ответы, все гипотезы записываются на доске). Слайд 5

 

  1. Определим  вес данного тела в воздухе – 10.
  2. Определим вес этого тела в воде – 11.
  3. Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
  4. Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе? (на тело в воде действует сила)
  5. Куда направлена эта сила?
  6. Знаете ли вы, кто впервые исследовал действие силы на тело, погруженное в жидкость?
  7. Как называется эта сила?
  8. Какую информацию мы должны записать для пополнения багажа наших знаний в ваш физический словарик?

Существует 9– архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Слайд 6

Учитель:  С первой поставленной задачей мы свами справились.  Исследовали действие жидкости на погруженное в нее тело.

Какая следующая задача стоит перед нами?

Учащиеся: Попробуем установить, от чего зависит выталкивающая сила, и от чего не зависит.

Учитель: для этого разбиваемся на группы и по плану выполняем задания. (раздается карточки с этапами эксперимента)

Учитель: У вас на столах лежат разные тела и жидкости. Что вы можем предположить? (показываю задания на доске)

Учащиеся 1 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности тела.

 

Учащиеся 2 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от массы тела.

 

Учащиеся 3 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности жидкости

 

Учащиеся 4 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от глубины погружения.

Учащиеся выполняют задания и делают выводы.

Учитель: Какой вывод был сделан каждой  группой?

Зафиксируем каждый вывод. Результаты работы каждой группы записываем в тетрадь в виде таблицы.

 

Учитель: Мы решили вторую поставленную задачу и  получили качественную зависимость архимедовой  силы от плотности жидкости и объема тела.

Учитель: Исходя из этих данных можем ли мы попробовать решить третью задачу нашего урока?

Учащиеся:  Да. Попробуем количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).

Демонстрация опыта с ведерком Архимеда .

Учитель: Итак, выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости, в объеме погруженного в нее тела. 

Учитель: По какой формуле мы находим вес тела?

Учащиеся: , а  т.к. масса определяется по формуле , то подставив эти формулы, получим, что архимедова сила равна 

Учитель: Мы получили количественную зависимость архимедовой  силы от плотности жидкости и объема тела (формулу). Каковы наши дальнейшие действия?

Учащиеся: Попробуем научиться применять полученные знания  на практике.

 

Закрепление изученного материала

проверить своё умение применять новое учебное содержание

в типовых условиях на основе сопоставления своего решения

с эталоном для самопроверки.

Проводится игра «Достань жемчужину». ( нужно нажать на название и появится экран с заданиями)

Авторы: Архипова А. И., Золотарев Р. В.

Направлять водолаза по пустым клеткам. При движении в правом верхнем углу появляются вопросы. Если дети отвечают правильно, то водолаз переходит дальше, если ошиблись, то он возвращается на корабль.

Рефлексия.

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

 

Учитель: Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?
  • Давайте сейчас сформулируем тему урока и запишем ее?
  • Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)
  • Что научились делать?
  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

 

Учитель: Сегодня на уроке вы получили знания и умения, которые помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными, но не только в окружающем мире встречается данное явление, оно описывается в стихах. Вот, например

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Объясните с точки зрения физики Тане, почему мячик не тонет?

Домашнее задание:    § 48-49 стр. 114-120

А историю открытия закона можно прочитать в § 8 стр. 183

 Опыт: проверить, как ведет себя яйцо в воде и растворе соли.

 


Полный текст материала Урок физики: "Архимедова сила"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федоренко Людмила Евгеньевна  Публикатор
учитель физики, МБОУ СОШ №14 г. Армавира
28.10.2015 0 1781 177
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0