Страница 7 из 8«125678»
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Задача для 10 класса по физике на тему Второй закон Ньютона. (Движение с учетом силы трения)
Задача для 10 класса по физике на тему Второй закон Ньютона.
ОзаДата: Четверг, 05.01.2012, 10:39 | Сообщение # 91

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Quote (Александр_Игрицкий)
Записывать решение задачи, как замыслили по недопониманию составители, грубейшая ошибка:
ma = Сила тяги - μ•mg

Каждый раз на уроке, решая задачи на автомобиль по схеме ящика, который тянут, я чувствую "левость" ситуации, именно поэтому и обращаю внимание детей, на то что коэф. трения здесь совсем другое понятие....
Quote (Александр_Игрицкий)
Даже с учетом по-идиотски мизерного коэффициента трения 0,06

Quote (Александр_Игрицкий)
В том случае, когда есть желание учесть и КАКИЕ-ТО силы спротивления в этой задаче, то их нужно корректно вводить.

В учебнике много задач, решаемых именно так, не только в новом, но и в старых, например в том же задачнике Рымкевича, по которому мы ещё учились (у меня их в кабинете много, по ним работать удобно). Я, как учитель отвечаю еще и за то, чтобы мои ученики давали правильные ответы на стандартные вопросы.
Quote (Александр_Игрицкий)
ma = Сила тяги - μ•mg - нонсенс!

Это стандартный вопрос, если решать по другому с ответом не сойдемся, контрольную, олимпиаду, ЗНО не напишем. Возможно с точки зрения физики это и некорректно, но устранять такую некорректность - не мой уровень, я могу только обратить внимание детей на эту некорректность, давая одновременно задачи как на силу сопротивления движению, так и на силу трения в пятне контакта
Quote (Александр_Игрицкий)
На дорогах сила тяги - сила сухого трения.
, например задачу "с какой максимальной скоростью можно пройти поворот данного радиуса, при данном μ."


Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 05.01.2012, 10:47
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 14:06 | Сообщение # 92

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Оза!
Уважаемая Оксана!
1. Очень прошу Вас подробнее объяснить "левость" ситуации и почему здесь коэффициент трения - совсем другое понятие! А где же нужное? Расскажите!
Quote (Оза)
Каждый раз на уроке, решая задачи на автомобиль по схеме ящика, который тянут, я чувствую "левость" ситуации, именно поэтому и обращаю внимание детей, на то что коэф. трения здесь совсем другое понятие....

2. ma = Сила тяги - μ•mg - нонсенс! Что это за сила тяги, если не сила трения (покоя) ?!
Я говорю лишь о том, что всегда учитель ОБЯЗАН указать источник, природу и иместо приложения ЛЮБОЙ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ЗАДАЧЕ СИЛЫ.
Любой и всегда!!!
Если у силы источника нет - это фикция. Типичный пример - силы инерции, когда, например, начинают говорить про центробежную силу, "скатывающую силу" на наклонной плоскости и прочую мистику. Прекрасная тема для отдельного разговора!
3.
Quote (Оза)
Это стандартный вопрос, если решать по другому с ответом не сойдемся, контрольную, олимпиаду, ЗНО не напишем.

Я никогда не ставил такую задачу перед учениками - сверить с ответом. Скорее другую - найти в ответе ошибку. Мы вообще не всегда доводим решения до чисел.
4.
Quote (Оза)
, например задачу "с какой максимальной скоростью можно пройти поворот данного радиуса, при данном μ."

Оксана! Это вопрос или? Объясните, пожалуйста, суть высказывания.
5.
Quote (Оза)
В учебнике много задач, решаемых именно так, не только в новом, но и в старых, например в том же задачнике Рымкевича, по которому мы ещё учились (у меня их в кабинете много, по ним работать удобно). Я, как учитель отвечаю еще и за то, чтобы мои ученики давали правильные ответы на стандартные вопросы.

Приходится признать, что именно поэтому ни в одном серьезном физмат классе ни один общешкольный учебник или задачник a'la Рымкевич фактически не используются. Я своим самым слабым могу дать в качестве послабления решить задачку со звездочкой из Рымкевича.
Прилюдно говорю Вам и всем, кто читает и участвует в обсуждении:
Примите мои самые искренние извинения и не судите меня строго за педантизм и определенную жесткость в оценках!
Это необходимо, чтобы все желающие могли понять разницу между "разговорами о..." и научным подходом к задачам. Если кому-то это кажется лишним в школе, жаль. В этом вся наша беда.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 05.01.2012, 14:12
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 19:36 | Сообщение # 93

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Оза, мы, таки, продолжаем, или?
Спасибо
ОзаДата: Четверг, 05.01.2012, 19:41 | Сообщение # 94

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Прошу меня извинить, только пришла с работы, надо сделать кое какие домашние дела smile
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 19:56 | Сообщение # 95

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Оза!
Оксана! Это Вы меня простите за бестактное поторапливание!
Всегда готов Вас услышать!
Дом - святое! К чертям собачьим эту физику, когда есть проблемы, пусть даже небольшие, дома!
Спасибо
ОзаДата: Четверг, 05.01.2012, 20:14 | Сообщение # 96

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Quote (Александр_Игрицкий)
Оксана! Это вопрос или? Объясните, пожалуйста, суть высказывания.
Это не вопрос, я пытаюсь показать как я объясняю эту тему и возможно с Вашей помощью внести некоторые коррективы. Имея ограниченное время на уроке, на примере сравнения двух задач в которых применяется одна и та же буква μ я показываю,что она имеет совершенно разный смысл в этих разных ситуациях. Дети часто не понимают, почему в одной ситуации сила трения тормозящая (для ящика), а в другой разгоняющая(для автомобиля), и долго говорить на эту тему я не могу. (динамика+статика+законы сохранения в механике=20 часов). Поэтому мы решаем задачи и на их примере это обсуждаем. Решая задачу на максимальную скорость поворота мы еще и правила дорожного движения учим biggrin
Quote (Александр_Игрицкий)
Я своим самым слабым могу дать в качестве послабления решить задачку со звездочкой из Рымкевича.

Рымкевича я привела как пример, наши украинские учебники и задачники Вам вероятно не знакомы.
Quote (Александр_Игрицкий)
Я никогда не ставил такую задачу перед учениками - сверить с ответом. Скорее другую - найти в ответе ошибку. Мы вообще не всегда доводим решения до чисел.

Я себе такую роскошь позволить не могу, некоторые мои дети сдают тестирование, их надо научить доводить решение до конца и считать.
Quote (Александр_Игрицкий)
Это необходимо, чтобы все желающие могли понять разницу между "разговорами о..." и научным подходом к задачам. Если кому-то это кажется лишним в школе, жаль. В этом вся наша беда.

Ради этого я включилась в этот разговор. smile


Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 05.01.2012, 20:27
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 20:26 | Сообщение # 97

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (Оза)
Ради этого я включилась в этот разговор.

Спасибо!!!
Молодец!!!!!
ПРАВИЛЬНО!!!!!!!
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 20:27 | Сообщение # 98

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (Оза)
на примере сравнения двух задач в которых применяется одна и та же буква μ я показываю,что она имеет совершенно разный смысл в этих разных ситуациях.

Оксана! Подробнее! Не понимаю! ПОДРОБНЕЕ!
Спасибо
ОзаДата: Четверг, 05.01.2012, 20:57 | Сообщение # 99

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Решаем задачу про ящик- коэф. трения зависит от св-в поверхностей, можно посмотреть в таблице, как правило 0,3 или что то вроде, μ в стандартном определении этой буквы.
Решаем на автомобиль, едущий в гору, найти силу тяги мотора- коэф. сопротивления движению, как правило маленькой смысл другой, уже писала, характеризует тормозящую силу, складывающуюся из многих компонентов, от сопротивления воздуха до трения качения. ma = Сила тяги - μ•mg
Решаем на тормозной путь, или на максимальную скорость поворота-опять μ, зависит от состояния дороги, протектора шины, обеспечивает сцепление с дорогой, значит снова то же, что и в определении, как для ящика. Если в ответ на вопрос где точка приложения этих сил мне в первом и третьем случае говорят что место контакта, а во втором "не знаю, получается везде, где есть вредное трение", считаю что все в порядке.



Сообщение отредактировал Оза - Пятница, 06.01.2012, 20:45
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 21:01 | Сообщение # 100

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Оза, у Вас будет еще немного времени сегодня? Если "Да", я сейчас напишу Вам.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 05.01.2012, 21:23 | Сообщение # 101

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Я увидел Ваше объяснение. Только обязательно хочу спросить Вас:
1. Как формулируется задача про ящик? Здесь и в окончательном виде, пожалуйста.
2. Как ученик, решающий вторую задачу про автомобиль, должен понимать смысл коэффициента сопротивления в условии? Он обязан УЖЕ знать смысл этого коэффициента, или ему в условии объясняется, что это такое. И еще: что известно про горку?
3. Можно ли переформулировать третью задачу так:
Автомобиль едет со скоростью V. Впереди внезапно возникает препятствие. Что безопаснее: повернуть, не сбавляя скорости, или резко затормозить? Коэффициент трения шин по асфальту μ.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 05.01.2012, 21:26
Спасибо
ОзаДата: Четверг, 05.01.2012, 23:24 | Сообщение # 102

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Quote (Александр_Игрицкий)
1. Как формулируется задача про ящик? Здесь и в окончательном виде, пожалуйста.

Какую силу нужно приложить, чтобы втащить ящик массой ... по наклонной плоскости с углом...., коэф. трения=...

Добавлено (05.01.2012, 22:53)
---------------------------------------------
Quote (Александр_Игрицкий)
2. Как ученик, решающий вторую задачу про автомобиль, должен понимать смысл коэффициента сопротивления в условии? Он обязан УЖЕ знать смысл этого коэффициента, или ему в условии объясняется, что это такое. И еще: что известно про горку?

В таких задачах как правило ничего не поясняется дополнительно. Надо самостоятельно понять что автор имеет в виду, как и в ЗНО, есть одно правильное толкование условия, надо просто знать, что от тебя хотят

Добавлено (05.01.2012, 22:57)
---------------------------------------------
Quote (Александр_Игрицкий)
Что безопаснее: повернуть, не сбавляя скорости, или резко затормозить?

Отличная задача, но тут надо знать много дополнительных факторов, или рассматривать все варианты, начиная от коэф. трения и заканчивая положение центра тяжести. А вообще, на практике водители считают, что безопаснее тормозить smile

Добавлено (05.01.2012, 23:24)
---------------------------------------------
Муж говорит, что опытный водитель будет и тормозить и маневрировать(сам он так и делает), а новичкам в автошколах внушают, либо руль, либо тормоза, вместе нельзя biggrin

Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 05.01.2012, 22:58
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 06.01.2012, 00:02 | Сообщение # 103

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (Оза)
Какую силу нужно приложить, чтобы втащить ящик массой ... по наклонной плоскости с углом...., коэф. трения=...

Скорее всего, подразумевается минимальная сила. Да?
Для школьников обязательно вывести эту формулу F(min) = mg[sin(a) + μcos(a)]/sqrt(1+μ^2) и направлена сила F(min) под углом b к наклонной плоскости, где tg(b) = μ (a - угол наклона плоскости, μ - коэффициент трения) ?
Спасибо
ОзаДата: Пятница, 06.01.2012, 00:25 | Сообщение # 104

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
lol respect В некоторых задачах упоминается, что сила направлена вдоль наклонной плоскости, в некоторых нет, теперь понимаю зачем упоминается. Кстати решаются все одинаково, F(min) = mg[sin(a) + μcos(a), ни разу не пыталась выяснить какие еще есть варианты, выйду с каникул, обязательно дам одному кадру на размышления, пусть выведет
Quote (Александр_Игрицкий)
эту формулу F(min) = mg[sin(a) + μcos(a)]/sqrt(1+μ^2)

Добавлено (06.01.2012, 00:19)
---------------------------------------------
Надеюсь наша темнота Вас не слишком пугает? smile У меня только половина десятиклассников способны решить даже такой простой вариант, не могут запомнить где синус, где косинус, хоть стреляй killed

Добавлено (06.01.2012, 00:22)
---------------------------------------------
Запомнить, в смысле какой катет в прямоугольном треугольнике, какой ф-ции соответствует, можно было попенять на учителей математики, но я сама убедилась, дрова, ничего не могу поделать, девчонки смотрят жалобно и говорят: у нас все в голове путается, не можем запомнить, могут даже слезу пустить cry

Добавлено (06.01.2012, 00:25)
---------------------------------------------
Зато законы Ньютона наизусть вызубрили и очень этим гордятся lol

Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 06.01.2012, 00:34 | Сообщение # 105

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (Оза)
В таких задачах как правило ничего не поясняется дополнительно. Надо самостоятельно понять что автор имеет в виду, как и в ЗНО, есть одно правильное толкование условия, надо просто знать, что от тебя хотят

Такие задачи давать без комментариев нельзя.
Это мое убеждение.
Задачка о торможении допускает совершенно прозрачное и корректное решение без усложняющих дополнительных предположений.
Радиус безопасного поворота на постоянной скорости = V^2/μg, а тормозной путь равен V^2/2μg, т.е. вдвое меньше. Тормозить безопаснее. Случай, когда водитель одновременно и тормозит с максимальным тангенциальным ускорением а (танг) = - μg (скорость V(t) = V(нач) -μgt) и одновременно всегда выбирает минимальный радиус кривизны линии поворота, равный V(t)^2/μg, не входит в школьную программу.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Задача для 10 класса по физике на тему Второй закон Ньютона. (Движение с учетом силы трения)
Страница 7 из 8«125678»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить