Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Проблемы с усвоением терминов в результате омонимии (Подскажите пожалуйста, бывает ли такое?)
Проблемы с усвоением терминов в результате омонимии
Snowy_whiteДата: Понедельник, 29.04.2013, 17:48 | Сообщение # 1

Ирина Спиридонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Всем здравствуйте! Заранее огромное спасибо за помощь! Пишу курсовую работу по лексикографии, тема: "Математические термины и омонимичные термины других наук". Преподаватель посоветовал сделать акцент на полезности\вредности омонимии, я рассмотрела выборку, но подкрепить свои соображения мне особо нечем. Если у кого-то из присутствующих бывала такая ситуация, что ученик(и) не мог(ли) понять термин из-за ассоциации с общеупотребительным словом или другим термином, напишите пожалуйста!
Выборка у меня была такая: вес, вектор, гипербола, градус, круг, минута, сектор, секунда.

Лично мне всегда казалось, что проблема возникает со словом "вес", так как в привычном смысле это то же, что и масса, а в физической терминологии - сила. (В качестве примера нашла несколько задач из Лукашика).
Кроме того, я пыталась обосновать вредность ассоциации слова "круг" с его общеупотребительным смыслом (в толковом словаре написано, что круг в одном из значений - то же, что и окружность).
Так же я пыталась притянуть в качестве вредной омонимии "градус", "минута" и "секунда", так как в разных случаях это разные единицы измерения, но в большинстве случаев, которые я нашла в литературе, все достаточно хорошо разграничено, так что придется, видимо, от этого отказаться.
Если у кого-то есть комментарии по моей выборке или свои случаи из практики, пишите! Буду рада всему!
Спасибо
LaVidaДата: Понедельник, 29.04.2013, 18:44 | Сообщение # 2

LaVida
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1743
Награды: 28
Статус: Offline
в географии всегда сложность со словом пустыня
ученики неминуемо представляют жару, песок, Сахару, и тд
Но пустыня определяется не по песку и жаре, а по количеству осадков.
Таким образом, арктическая пустыня им как бы мало понятна.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 29.04.2013, 19:28 | Сообщение # 3

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Snowy_white!
Можно добавить:
директриса
индукция
норма
шкала
фокус
точка
дискриминант
знаменатель
парабола
сегмент
радиант
плюс...
Спасибо
nouvelle9556Дата: Вторник, 30.04.2013, 10:11 | Сообщение # 4

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1017
Награды: 43
Статус: Offline
Александр_Игрицкий, вот-вот, именно что...
шкала, штрих и деление - полный аллес капут
Спасибо
МиклухоДата: Вторник, 30.04.2013, 10:30 | Сообщение # 5

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3430
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата (nouvelle9556)
шкала, штрих и деление - полный аллес капут

учите финский.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 30.04.2013, 10:38 | Сообщение # 6

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата (Миклухо)
учите финский.

Интересная мысль!
Но...
Älä koske minuun!

Добавлено (30.04.2013, 10:38)
---------------------------------------------
nouvelle9556!
Продолжаем:
радикал и, простите, член...
график
индекс
линия
проекция
угол
фигура
предел


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Вторник, 30.04.2013, 15:01
Спасибо
Snowy_whiteДата: Среда, 01.05.2013, 13:08 | Сообщение # 7

Ирина Спиридонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Всем большое спасибо за участие, но к сожалению, суть проблемы не только в том, чтобы найти больше омонимов, а найти обоснование вредности омонимов, т.е либо письменный пример неверного употребления, вызванный непониманием термина, либо результаты опроса. Письменные примеры я еще поищу, а судя по результату опроса, у учеников проблем в большом масштабе не возникает.
Я исследую предложенные Вами примеры, возможно, с ними повезет больше, в крайнем случае переделаю работу в жанр словаря терминологических омонимов, потому что эти полезно-вредные ассоциации, судя по всему, были высосаны из пальца.
Еще раз всем спасибо! smile
Спасибо
nouvelle9556Дата: Четверг, 02.05.2013, 14:59 | Сообщение # 8

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1017
Награды: 43
Статус: Offline
Snowy_white, настоятельно советую обратить внимание на шкалу. штрих и деление!
Это математика 5 класс и физика 7 класс!
Путаница неимоверная!
Разницу между штрихом и делением удается вдолбить не сразу и только путем учения правила наизусть!
Вот Вы сами, к примеру, можете сказать, в чем между ними разница и что они такое вообще?
Спасибо
Snowy_whiteДата: Пятница, 03.05.2013, 09:04 | Сообщение # 9

Ирина Спиридонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Большое спасибо, Наталья!
Вы правы, до того, как заглянула в словарь, была не уверена, в чем разница между штрихом и делением, но если я правильно поняла, то штрих - это отметка на шкале, а деление - промежуток между двумя штрихами. Надеюсь, мне это поможет:)
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 07.05.2013, 09:49 | Сообщение # 10

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Частное мнение.
Было бы интересно понять, действительно ли омонимы всегда разные по значению слова. Про идентичность написания и произношения не говорю. Уверен, что в целом ряде случаев найдется много общих смысловых вариаций. Более того, в ряде случаев именно смысловая, аналоговая близость и дала начало использованию одного слова в разных ипостасях с тем, чтобы начальное значение слова помогало понять второе, - фактически родились омонимы. И просмотреть соотнесенность во времени.
В противном случае возникает вопрос:
неужели нельзя было ПРИДУМАТЬ новое слово, обозначающее НОВОЕ понятие, термин, явление?
Спасибо
Snowy_whiteДата: Вторник, 07.05.2013, 18:27 | Сообщение # 11

Ирина Спиридонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Александр, дело в том, что слова, имеющие хоть что-то общее в значении - это не омонимы, а многозначные (в лингвистике явление называется полисемией). Я немного ввела всех в заблуждение примерами про вес и круг, так как сама на тот момент не совсем точно улавливала разницу. Любая смысловая вариация - это как правило значение одного и того же слова. В итоге из всей выборки, в которую я по советам присутствующих добавила деление, лишь гипербола оказалась омонимичным понятием, все остальные - многозначные.
Вопрос об использовании другого слова вместо известного меня тоже занимает, однако, он остался вне моего рассмотрения. На самом деле, это уже более психологическое явление. Я имею в виду тот факт, что человек всегда стремится обойтись минимумом слов и скорее использует уже известное, чем придумает новое. Хотя все в природе всегда стремится к минимуму трудозатрат, так что, возможно, это более логично.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 07.05.2013, 18:42 | Сообщение # 12

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Snowy_white,
коса - девичья,
коса - морская,
коса - для косьбы...
многозначные или омонимы?
Спасибо
Snowy_whiteДата: Вторник, 07.05.2013, 18:47 | Сообщение # 13

Ирина Спиридонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Александр, вообще, судя по толковому словарю - омонимы, так как общий компонент значения утрачен. (Если порыться в этимологическом словаре, возможно, удастся установить связь, хотя, как говорила моя учительница по русскому языку в школе, этимологически есть связь между ячменем и пауком).
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 07.05.2013, 21:54 | Сообщение # 14

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата (Snowy_white)
этимологически есть связь между ячменем и пауком)

Если в слове ХЛЕБ сделать четыре ошибки, то получится ПИВО.
Спасибо
Snowy_whiteДата: Среда, 08.05.2013, 18:44 | Сообщение # 15

Ирина Спиридонова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
6
Награды: 0
Статус: Offline
Александр_Игрицкий, разумеется happy . Всем огромное спасибо за помощь, мою работу приняли, думаю, тему можно считать закрытой. smile
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Проблемы с усвоением терминов в результате омонимии (Подскажите пожалуйста, бывает ли такое?)
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить