• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова  
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Гулиа&Аристотель vs Галилей?
Гулиа&Аристотель vs Галилей?
miflinДата: Воскресенье, 16.02.2014, 13:22 | Сообщение # 1
miflin

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Сообщений:
2646
Награды: 87
Статус: Offline
Здесь.
16.02.2014
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 16.02.2014, 16:19 | Сообщение # 2
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
miflin, из серии : ГДЕ ОШИБКА?
Действительно, где ошибка???
16.02.2014


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Воскресенье, 16.02.2014, 16:19
miflinДата: Понедельник, 17.02.2014, 10:14 | Сообщение # 3
miflin

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Сообщений:
2646
Награды: 87
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Действительно, где ошибка???


Если сравнить формулу, которую привел Гулиа (верхняя), и точную, то на расхождение в пи/4 раз можно пока и закрыть глаза,
т.к. качественно всё верно, хотя справедливости ради следует отметить, что пытаясь уловить "тонкий эффект" (когда падающее
тело имеет малую массу в сравнении с Землей), автор пользуется "толстой" формулой. smile
Мог бы объективности ради привести без вывода и точную формулу, заметив попутно, что задача двух тел давно решена. smile
Но ошибка не в этом.

Ошибкой считаю следующее (это одно из нескольких сомнительных мест):
Цитата
Тяжелые тела падают быстрее, чем легкие, — эта совершенно правильная мысль Аристотеля уже почти 500 лет, со времени Галилея, считается ошибочной. Не верьте на слово даже Галилею, проверьте сами. Что, пушинка и гиря, выброшенные из окна, приземлятся за одно и то же время? Ах, сопротивление воздуха мешает? Тогда проведите этот же опыт хоть на Луне, где почти нет атмосферы, да только время падения измеряйте поточнее. И увидите, что даже в вакууме тяжелые тела падают быстрее легких, а детям в школах уже сотни лет морочат голову, что гиря и пушинка падают за одно и то же время.


Сильно сомневаюсь, что Аристотель сделал свой вывод, анализируя закон всемирного тяготения Ньютона. biggrin
Смысл утверждения Галилея о равенстве времен, имхо, нужно преподносить как независимость ускорения от массы.

Считаю, что автор несколько перегнул палку в плане оригинальности изложения, а подстрочник "о чем умолчали учебники"
может создать впечатление у некоторых школьников, что их сознательно водят за нос. smile

Почитал ещё про оптику в этой книге - вроде всё нормально...

Ну и напоследок, в качестве упражнения.

Тело массой, скажем, 10кг бросили с высоты, скажем, 100м из состояния покоя.
После приземления:
1. Посчитать, на сколько порядков величина смещения центра Земли меньше размера атома.
2. Сделать вывод - имеет ли смысл говорить об этом смещении в контексте опытов Галилея?

Добавлено (16.02.2014, 21:46)
---------------------------------------------
Вот ещё шняга того же порядка - как морочат голову © школьникам.
Столетиями внушается, что тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе.
А правда в том, что по эллипсу. Надо подсказать Гулиа, чтобы включил в следующее издание. cool

Добавлено (17.02.2014, 10:14)
---------------------------------------------
Завершается глава вопросом-утверждением.

Цитата
А потом и говорите, кто прав: Аристотель или Галилей!

Я, например, считаю, что неправ Гулиа.
Потому что если занялся популярным изложением физики, то это не значит,
что имеешь право использовать дешевые популистские приемы. cool
17.02.2014
Загруженные файлы: 5507701.jpg(7.8 Kb)


Сообщение отредактировал miflin - Воскресенье, 16.02.2014, 21:47
ОзаДата: Понедельник, 17.02.2014, 12:17 | Сообщение # 4
Оза

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 32
Статус: Offline
Цитата miflin ()
1. Посчитать, на сколько порядков величина смещения центра Земли меньше размера атома.
lol
miflin, у нас как обычно по весне обязательная программа- "Гагаринские чтения"в ХАИ. Решила на этот раз с одним толковым молодым человеком из 9-го класса разобрать конические сечения в контексте полной энергии тела в гравитационном поле. Может быть как то это попытаемся визуализировать с помощью программирования (он как раз увлекается программированием). Посоветуйте, пожалуйста, если знаете, какой нибудь популярный учебник с этой темой, чтобы было выведено уравнение траектории с пояснениями, которые понятны девятикласснику (и мне biggrin )
17.02.2014


Сообщение отредактировал Оза - Понедельник, 17.02.2014, 12:36
miflinДата: Понедельник, 17.02.2014, 15:00 | Сообщение # 5
miflin

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Сообщений:
2646
Награды: 87
Статус: Offline
Цитата Оза ()
чтобы было выведено уравнение траектории с пояснениями, которые понятны девятикласснику

Оксана! С глубоким сожалением вынужден огорчить Вас... sad
Стартовые уравнения задачи двух тел - законы сохранения энергии и момента импульса - девятикласснику ещё можно объяснить.
Но как потом без интегрирования получить спектр возможных траекторий - конических сечений - я не знаю, не сталкивался с таким.
Это, считаю, на уровне матанализа, как минимум, 11 класса, да и то, если... sad

Добавлено (17.02.2014, 15:00)
---------------------------------------------
Однако, Оксана, я могу предложить другой вариант, который прощупан мною на практике.
Если аналитическое решение задачи двух тел девятикласснику может и не по зубам,
то численное интегрирование и визуализация движения на экране, как это, быть может, ни странно на первый взгляд, - вполне.
Мало того, количество тел - непринципиально.
Если заинтересует, могу написать подробнее.

17.02.2014
ПрактикДата: Понедельник, 17.02.2014, 19:25 | Сообщение # 6
Практик

Сергей Смирнов
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1256
Награды: 28
Статус: Offline
Цитата miflin ()
Столетиями внушается, что тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе.
А правда в том, что по эллипсу. Надо подсказать Гулиа, чтобы включил в следующее издание.

К чёрту Гулиа! Пора самим засучать рукава и прям-таки нещадно корчевать столетние заблуждения!
Мой скромный вклад в борьбу с оболваниваем школьников.
Из века в век им вбивается в голову. что от перестановки слагаемых сумма не меняется!
Три раза ха-ха. angry
Учителя начальных классов не подозревают, (или, скорее, намеренно скрывают, да-да!) что в случае бесконечного числа знакопеременных слагаемых сумма от перестановки оных не только может меняться, но и давать заданный результат! Сколько надо, столько будет. Теорема Римана.
А делов-то, всего ничего. Объяснить младшеньким темку "Ряды", рассказать про условную и абсолютную сходимость... Порешать. Ничего не мешает!
Нужна политическая воля! smile
17.02.2014


Сообщение отредактировал Практик - Понедельник, 17.02.2014, 19:28
ОзаДата: Понедельник, 17.02.2014, 20:07 | Сообщение # 7
Оза

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 32
Статус: Offline
Цитата miflin ()
Если заинтересует, могу написать подробнее.

Конечно интересует! smile
Практик, если вовремя не дать пищу для мозгов, то потом они как то уже и не хотят, найдут замену, это же все по взаимному согласию, никакого насилия. Вот его друг хочет построить гаусовку, здесь я пас, помогать не буду, а вдруг получится surprised .
17.02.2014


Сообщение отредактировал Оза - Понедельник, 17.02.2014, 20:07
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 17.02.2014, 21:45 | Сообщение # 8
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
Цитата Практик ()
Сколько надо, столько будет. Теорема Римана.

Нам Риман не указ!
Сами с усами.
Здравый смысл в наших русских валенках никогда ещё не подводил!
S=1-1+1-1+1-1+1-1+1-1...... = всем понятно, что ничего не изменится, если будем считать парами, тройками, четверками = 1+1-1-1+1+1-1-1+1+1-1-1+1+1...=
2-2+2-2+2-2+2...=3-3+3-3+3-3+3...= ... =N-N+N-N+N-N+N....
Теперь выполняем действия, доступные и понятные каждому.
Переносим первую N влево:
S-N=-N+N-N+N-N+N....= -(N-N+N-N+N-N+N...) = ...c очевидностью в скобке стоит та же самая исходная сумма S...= -S.
Полученное уравнение S-N=-S имеет очевидное решение:
S=N/2.
Заменим, что N - ЛЮБОЕ целое!
Этим всё и заканчивается!
Без Римана!
Наша сумма даст то, что попросим!
S = 1-1+1-1+1-1+1-1+1.... = 1/2=1=3/2=2=.....
Cколько надо, столько и будет!!!

Добавлено (17.02.2014, 21:45)
---------------------------------------------

Цитата Практик ()
Нужна политическая воля!
17.02.2014
miflinДата: Вторник, 18.02.2014, 17:16 | Сообщение # 9
miflin

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Сообщений:
2646
Награды: 87
Статус: Offline
Цитата Оза ()
Конечно интересует!

Оксана, чуть попозже напишу - может вечером, может завтра.

Добавлено (18.02.2014, 17:16)
---------------------------------------------
18.02.2014


Сообщение отредактировал miflin - Вторник, 18.02.2014, 17:20
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Гулиа&Аристотель vs Галилей?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить