Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Гулиа&Аристотель vs Галилей?
Гулиа&Аристотель vs Галилей?
miflinДата: Воскресенье, 16.02.2014, 13:22 | Сообщение # 1

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2557
Награды: 84
Статус: Offline
Здесь.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 16.02.2014, 16:19 | Сообщение # 2

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
miflin, из серии : ГДЕ ОШИБКА?
Действительно, где ошибка???


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Воскресенье, 16.02.2014, 16:19
Спасибо
miflinДата: Понедельник, 17.02.2014, 10:14 | Сообщение # 3

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2557
Награды: 84
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Действительно, где ошибка???


Если сравнить формулу, которую привел Гулиа (верхняя), и точную, то на расхождение в пи/4 раз можно пока и закрыть глаза,
т.к. качественно всё верно, хотя справедливости ради следует отметить, что пытаясь уловить "тонкий эффект" (когда падающее
тело имеет малую массу в сравнении с Землей), автор пользуется "толстой" формулой. smile
Мог бы объективности ради привести без вывода и точную формулу, заметив попутно, что задача двух тел давно решена. smile
Но ошибка не в этом.

Ошибкой считаю следующее (это одно из нескольких сомнительных мест):
Цитата
Тяжелые тела падают быстрее, чем легкие, — эта совершенно правильная мысль Аристотеля уже почти 500 лет, со времени Галилея, считается ошибочной. Не верьте на слово даже Галилею, проверьте сами. Что, пушинка и гиря, выброшенные из окна, приземлятся за одно и то же время? Ах, сопротивление воздуха мешает? Тогда проведите этот же опыт хоть на Луне, где почти нет атмосферы, да только время падения измеряйте поточнее. И увидите, что даже в вакууме тяжелые тела падают быстрее легких, а детям в школах уже сотни лет морочат голову, что гиря и пушинка падают за одно и то же время.


Сильно сомневаюсь, что Аристотель сделал свой вывод, анализируя закон всемирного тяготения Ньютона. biggrin
Смысл утверждения Галилея о равенстве времен, имхо, нужно преподносить как независимость ускорения от массы.

Считаю, что автор несколько перегнул палку в плане оригинальности изложения, а подстрочник "о чем умолчали учебники"
может создать впечатление у некоторых школьников, что их сознательно водят за нос. smile

Почитал ещё про оптику в этой книге - вроде всё нормально...

Ну и напоследок, в качестве упражнения.

Тело массой, скажем, 10кг бросили с высоты, скажем, 100м из состояния покоя.
После приземления:
1. Посчитать, на сколько порядков величина смещения центра Земли меньше размера атома.
2. Сделать вывод - имеет ли смысл говорить об этом смещении в контексте опытов Галилея?

Добавлено (16.02.2014, 21:46)
---------------------------------------------
Вот ещё шняга того же порядка - как морочат голову © школьникам.
Столетиями внушается, что тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе.
А правда в том, что по эллипсу. Надо подсказать Гулиа, чтобы включил в следующее издание. cool

Добавлено (17.02.2014, 10:14)
---------------------------------------------
Завершается глава вопросом-утверждением.

Цитата
А потом и говорите, кто прав: Аристотель или Галилей!

Я, например, считаю, что неправ Гулиа.
Потому что если занялся популярным изложением физики, то это не значит,
что имеешь право использовать дешевые популистские приемы. cool
Загруженные файлы: 5507701.jpg(8Kb)


Сообщение отредактировал miflin - Воскресенье, 16.02.2014, 21:47
Спасибо
ОзаДата: Понедельник, 17.02.2014, 12:17 | Сообщение # 4

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Цитата miflin ()
1. Посчитать, на сколько порядков величина смещения центра Земли меньше размера атома.
lol
miflin, у нас как обычно по весне обязательная программа- "Гагаринские чтения"в ХАИ. Решила на этот раз с одним толковым молодым человеком из 9-го класса разобрать конические сечения в контексте полной энергии тела в гравитационном поле. Может быть как то это попытаемся визуализировать с помощью программирования (он как раз увлекается программированием). Посоветуйте, пожалуйста, если знаете, какой нибудь популярный учебник с этой темой, чтобы было выведено уравнение траектории с пояснениями, которые понятны девятикласснику (и мне biggrin )


Сообщение отредактировал Оза - Понедельник, 17.02.2014, 12:36
Спасибо
miflinДата: Понедельник, 17.02.2014, 15:00 | Сообщение # 5

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2557
Награды: 84
Статус: Offline
Цитата Оза ()
чтобы было выведено уравнение траектории с пояснениями, которые понятны девятикласснику

Оксана! С глубоким сожалением вынужден огорчить Вас... sad
Стартовые уравнения задачи двух тел - законы сохранения энергии и момента импульса - девятикласснику ещё можно объяснить.
Но как потом без интегрирования получить спектр возможных траекторий - конических сечений - я не знаю, не сталкивался с таким.
Это, считаю, на уровне матанализа, как минимум, 11 класса, да и то, если... sad

Добавлено (17.02.2014, 15:00)
---------------------------------------------
Однако, Оксана, я могу предложить другой вариант, который прощупан мною на практике.
Если аналитическое решение задачи двух тел девятикласснику может и не по зубам,
то численное интегрирование и визуализация движения на экране, как это, быть может, ни странно на первый взгляд, - вполне.
Мало того, количество тел - непринципиально.
Если заинтересует, могу написать подробнее.

Спасибо
ПрактикДата: Понедельник, 17.02.2014, 19:25 | Сообщение # 6

Сергей Смирнов
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Новосибирск

Сообщений:
1227
Награды: 25
Статус: Offline
Цитата miflin ()
Столетиями внушается, что тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе.
А правда в том, что по эллипсу. Надо подсказать Гулиа, чтобы включил в следующее издание.

К чёрту Гулиа! Пора самим засучать рукава и прям-таки нещадно корчевать столетние заблуждения!
Мой скромный вклад в борьбу с оболваниваем школьников.
Из века в век им вбивается в голову. что от перестановки слагаемых сумма не меняется!
Три раза ха-ха. angry
Учителя начальных классов не подозревают, (или, скорее, намеренно скрывают, да-да!) что в случае бесконечного числа знакопеременных слагаемых сумма от перестановки оных не только может меняться, но и давать заданный результат! Сколько надо, столько будет. Теорема Римана.
А делов-то, всего ничего. Объяснить младшеньким темку "Ряды", рассказать про условную и абсолютную сходимость... Порешать. Ничего не мешает!
Нужна политическая воля! smile


Сообщение отредактировал Практик - Понедельник, 17.02.2014, 19:28
Спасибо
ОзаДата: Понедельник, 17.02.2014, 20:07 | Сообщение # 7

Оксана Шевченко
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Украина
Харьков

Должность: физика
Сообщений:
942
Награды: 31
Статус: Offline
Цитата miflin ()
Если заинтересует, могу написать подробнее.

Конечно интересует! smile
Практик, если вовремя не дать пищу для мозгов, то потом они как то уже и не хотят, найдут замену, это же все по взаимному согласию, никакого насилия. Вот его друг хочет построить гаусовку, здесь я пас, помогать не буду, а вдруг получится surprised .


Сообщение отредактировал Оза - Понедельник, 17.02.2014, 20:07
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 17.02.2014, 21:45 | Сообщение # 8

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Практик ()
Сколько надо, столько будет. Теорема Римана.

Нам Риман не указ!
Сами с усами.
Здравый смысл в наших русских валенках никогда ещё не подводил!
S=1-1+1-1+1-1+1-1+1-1...... = всем понятно, что ничего не изменится, если будем считать парами, тройками, четверками = 1+1-1-1+1+1-1-1+1+1-1-1+1+1...=
2-2+2-2+2-2+2...=3-3+3-3+3-3+3...= ... =N-N+N-N+N-N+N....
Теперь выполняем действия, доступные и понятные каждому.
Переносим первую N влево:
S-N=-N+N-N+N-N+N....= -(N-N+N-N+N-N+N...) = ...c очевидностью в скобке стоит та же самая исходная сумма S...= -S.
Полученное уравнение S-N=-S имеет очевидное решение:
S=N/2.
Заменим, что N - ЛЮБОЕ целое!
Этим всё и заканчивается!
Без Римана!
Наша сумма даст то, что попросим!
S = 1-1+1-1+1-1+1-1+1.... = 1/2=1=3/2=2=.....
Cколько надо, столько и будет!!!

Добавлено (17.02.2014, 21:45)
---------------------------------------------

Цитата Практик ()
Нужна политическая воля!
Спасибо
miflinДата: Вторник, 18.02.2014, 17:16 | Сообщение # 9

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2557
Награды: 84
Статус: Offline
Цитата Оза ()
Конечно интересует!

Оксана, чуть попозже напишу - может вечером, может завтра.

Добавлено (18.02.2014, 17:16)
---------------------------------------------


Сообщение отредактировал miflin - Вторник, 18.02.2014, 17:20
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Гулиа&Аристотель vs Галилей?
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить