Страница 1 из 321233132»
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Любые вопросы по всем формам ГИА - ОГЭ и ЕГЭ (Обсуждение проблем подготовки, оформления и решения заданий)
Любые вопросы по всем формам ГИА - ОГЭ и ЕГЭ
Александр_ИгрицкийДата: Среда, 02.12.2015, 12:32 | Сообщение # 1

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Уважаемые форумчане!
Сегодня проблемы грядущих экзаменов и текущего тестирования поднимаются достаточно часто, но встречаются во многих различных темах.
Предлагаю перенести обсуждение любых вопросов, связанных с подготовкой к ГИА по математике и физике в любых её формах - ОГЭ и ЕГЭ, на эту тему. Со своей стороны приму в обсуждении самое активное участие. Возможно, для кого-нибудь это будет не просто интересно, но и полезно.

Добавлено (26.11.2015, 13:12)
---------------------------------------------
Для разминки по математике.
ОГЭ.
Сколько корней имеет каждое из уравнений?
1. 9+х^2=6х
2. -12х-х^2=36
3. 833х^2=17
В каждом случае найти 25% от суммы корней.
...
ЕГЭ.
Куб с ребром 1 пересекается плоскостью так, что площадь сечения максимальна. Определить отношение площади полной поверхности куба к площади сечения.
...
Треугольная пирамида SABC с вершиной S и основанием ABC пересекается плоскостью, проходящей через вершину А и середины медиан, проведенных из вершины S к ребрам AВ и АС. Найти отношение объемов частей пирамиды, на которые её делит плоскость.

Добавлено (02.12.2015, 12:32)
---------------------------------------------
Вчера пришла соседка с задачками для 5 класса.
Вполне можно давать на ОГЭ.
1. Можно ли в написанном ниже выражении заменить какие-нибудь из знаков "минус" на знаки "плюс", чтобы получилось верное равенство?
2016-1-2-3-4-5-6-7-8=2015
2. У девочки было 11 листочков бумаги и ножницы. Часть листочков она разрезала на 5 частей каждый, в результате получилось 27 листочков разного размера. Сколько листочков девочка не разрезала?
В отличие от ОГЭ принимается только решение без "иксов".
3. Между любыми из 27 муравейников стрекозы осуществляют прямые авиарейсы. Какое максимальное количество стрекоз может быть в воздухе одновременно, если каждая авиалиния обслуживается только одной стрекозой?


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Среда, 02.12.2015, 12:34
Спасибо
nouvelle9556Дата: Четверг, 03.12.2015, 00:27 | Сообщение # 2

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1016
Награды: 43
Статус: Offline
Ну. задачка про листочки вполне олимпиадная. Относится к типу задач на инвариант - сохраняющуюся изменяемость. Очевидно, что из одного листочка получится либо 1, либо 5 обрезков. Значит, изменение произошло на 4. Очевидно, что из двух листочков получится либо нуль, либо 10, либо 6 обрезков. Изменение на нуль, на 4, на 8. Таким образом, количество листочков изменяется каждый раз на кратное 4 количество. По условию задачи изменение произошло на 16. Значит, разрезано 4 листочка. 7 не разрезано.
Подавляющее большинство девятиклассников с задачам на инвариант не знакомо. Возможно, решат. Возможно, не решат.
В экзамены входить должно, собственно, то, что проходили в школе.
Первая задача относится к типу олимпиадных задач на четность. У нас 4 четных отрицательных числа, 4 нечетных. Чтобы результат изменился на -1, модуль суммы отрицательных слагаемых должен на 1 превышать модуль положительных. Модуль суммы всех отрицательных слагаемых равен 36. Можно ли 36 представить в виде суммы двух чисел, одно из которых на 1 больше другого? Нет. Так что, нельзя. Вот если бы там еще 9 было. то сумма была бы 45. Представить в виде суммы 22 и 23 можно. 1, 2,3,8,9 - с минусом, 4, 5,6,7 - с плюсом.
Третья задача на графы. Решать ленюсь.
То есть все три задачи относятся к материалу, который не проходят в школе, увы. Гарантировать решение и определять по этому не уровень развития ученика. а уровень обученности, нельзя. Всем бы хотелось уровень развития математического мышления иметь на выходу повыше. Но требовать - это в мечтах.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 03.12.2015, 01:52 | Сообщение # 3

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
nouvelle9556, с удовольствием Вам отвечу.
Цитата nouvelle9556 ()
Ну. задачка про листочки вполне олимпиадная.

Честно скажу, что представления не имею, что такое олимпиадные задачи и не олимпиадные.
Для меня все они просто задачи.
Цитата nouvelle9556 ()
То есть все три задачи относятся к материалу, который не проходят в школе, увы.

И эта сторона вопроса мне совершенно не знакома. Но и это незнание никак не влияет на мое отношение к содержанию.
Задача и есть задача.
Цитата nouvelle9556 ()
Гарантировать решение и определять по этому не уровень развития ученика. а уровень обученности, нельзя.

Меня никогда не интересовал и до сих пор совершенно не интересует уровень обученности ученика. Под этим я наивно понимаю объем закачанной в ученика информации и сформировавшийся с помощью учителей уровень ЗУН, которым он к настоящему времени обладает.
Меня интересует лишь уровень мышления, в том числе, но совершенно не обязательно математического.
Цитата nouvelle9556 ()
Но требовать - это в мечтах.

И никаких требований. Никогда и никаких. Только те самые благие намерения, которыми вымощена...
Относительно этих задачек.
Мне их принесли, и они показались мне достаточно интересными именно тем, что могут показать именно уровень логического мышления. Вот я и обнародовал их.
Первая задачка.
Изменение знака у любого числа, например с (-4) на (+4) или с (+7) на (-7), всегда изменяет результат на четное число. Поэтому из четного 2016 никогда не получится нечетное 2015. В этом случае ответ строго отрицательный при при любом наборе чисел. Если бы исходное и конечное числа были одинаковой четности, то ответ сильно зависел бы от ряда чисел, у которых нужно менять знаки.
Относительно разрезанных листочков.
Каждый разрезанный листочек, как овца при ягнении, приносит четырех ягнят. 11 овечек могли принести 44 ягненка, а приплод оказался всего 27-11=16 ягнят. 28 ягнят не появились на свет. Значит 28:4=7 овечек резвились с баранами только ради удовольствия.
О муравейниках.
В каждом из 27 муравейников есть стрекозёл-авиадиспетчер, который обязан обеспечить авиарейсы в другие 26 муравейников. Всего у 27 стрекозлов 27*26 = 702 авиарейса. Но одна авиалиния - это два авиарейса - из любого А в любой В и из любого В в любой А. Поэтому самолётов нужно в два раза меньше - 351 лайнер.
Возможно, что уровень подобных рассуждений сегодня считается олимпиадным.
Но согласитесь, что не нужно никаких специальных знаний ни об инвариантах, ни о графах.
Понятие четности - рядовое.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 03.12.2015, 01:54
Спасибо
nouvelle9556Дата: Четверг, 03.12.2015, 02:13 | Сообщение # 4

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1016
Награды: 43
Статус: Offline
Александр_Игрицкий, ну в этом то и вся разница. Неолимпиадная задача - то, чему научили в школе. Олимпиадная - то. чему не учили, но до чего интеллектуально развитый человек может догадаться, производя в уме перцепевтивные действия.
Экзамен егэ, огэ и прочие гиа как раз и определяют
Цитата Александр_Игрицкий ()
объем закачанной в ученика информации и сформировавшийся с помощью учителей уровень ЗУН, которым он к настоящему времени обладает.

Цитата Александр_Игрицкий ()
уровень мышления, в том числе, но совершенно не обязательно математического.

В настоящее время призвана в начальной школе определять так называемая комплексная работа, проверяющая, наряду с предметными, так же и метапредметные ууд, такие как регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Решение задач такого плана как раз регулятивные ууд и характеризует. То есть умение самоорганизовать свои учебные действия, свою интеллектуальную деятельность в частности. Заметить инвариант. обратить внимание на четность и прочее. То, что позволяет не сидеть тупо глядя на задачу, а сразу же отмечать то, что приведет к успешному решению.
Кагбэ осталось подождать несколько лет. Дети, обучающиеся по фгос с первого класса, через 3 года будут заканчивать 9 класс. По идее их экзамен должен оценивать уже не только предметную деятельность.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 04.12.2015, 00:14 | Сообщение # 5

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
В настоящее время призвана в начальной школе определять так называемая комплексная работа, проверяющая, наряду с предметными, так же и метапредметные ууд, такие как регулятивные, коммуникативные и познавательные.

Вы с лёгкостью оперируете этими таинственными для меня понятиями, поэтому не могу не спросить Вас.
Скажите, а каких из этих метапредметных УУД, таких как..., не было раньше?
Или они были, но назывались иначе, а мы, как у Мольера, внезапно узнали, что всю жизнь говорили прозой?
Если они универсальные, то это очень похоже на эффект говорения прозой.

Добавлено (04.12.2015, 00:14)
---------------------------------------------
Уважаемые коллеги!
Настоятельно рекомендую книгу:
Бобровская А.В. Наглядная стереометрия в теории, задачах, чертежах
Прекрасное пособие для тех, кто хочет разобраться в стереометрических фокусах.
И сопутствующая задачка.
Построить сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки:
К, лежащей на ребре AA1;
L, лежащей на ребре B1C1;
M, лежащей на ребре CD.
Положение точек на ребрах каждый задает самостоятельно.
...
И ещё задачки по физике.
1. Период обращения низколетящих спутников некоторых Звезд находится в интервале от 1,56 мкс до 4,3 с.
Определить возможный диапазон значений средней плотности таких звёзд.
2. Какое натяжение должна выдерживать верёвка, чтобы с её помощью можно было равномерно вращать в вертикальной плоскости тело массой m? Массой веревки пренебречь. Какая верёвка надежнее - длинная или короткая?
3. В вершинах равностороннего треугольника расположены одинаковые (точечные) шарики массой m каждый. Стороны треугольника - одинаковые однородные упругие стержни пренебрежимо малой массы. Вся система подвешена на нити, прикрепленной к одному из шариков. Определить ускорение каждого шарика сразу после пережигания нити.
4. Предположим, что каждая молекула воды несёт информацию 1 бит. Оценить время, которое понадобится для "скачивания" информации, содержащейся в одной ложке воды, если скорость передачи информации, как в хорошем интернете - 100 Мбит/с.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Пятница, 04.12.2015, 01:09
Спасибо
nouvelle9556Дата: Пятница, 04.12.2015, 10:10 | Сообщение # 6

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1016
Награды: 43
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Вы с лёгкостью оперируете этими таинственными для меня понятиями, поэтому не могу не спросить Вас.Скажите, а каких из этих метапредметных УУД, таких как..., не было раньше?Или они были, но назывались иначе, а мы, как у Мольера, внезапно узнали, что всю жизнь говорили прозой?Если они универсальные, то это очень похоже на эффект говорения прозой.

Да-да-да)) Вы уже неоднократно подкатывали в разные моменты общения в разных темах с этим провокационным предложением) Смешно даже... Либо Вам в лом погуглить (а формирование познавательных ууд не только у деток быть должно). либо гаерствуете и юродствуете...
ну ладно. Прикинусь. Кстати, у Эрика Берна есть книжка "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Сыграю. Ага.

Все метапредметные. предметные и личностные УУД ДОЛЖНЫ быть всегда. Как бы никто из педагогов и не отказывался. И не говорил. мол, я такого сроду не делал... Только вот по факту...
Я сама в школе училась, знаю. История, география, биология... Отлито в бронзу: пересказ учащимися параграфа учебника с предыдущего урока ( по пункту каждому, ровно!), пересказ учителем нового параграфа - аут!
Чуть лучше было по физике и химии.
Но святотатство. кощунство и просто издевательство - , это когда так математики преподаются...
Запишите тему рока... Теорема Пифагора. Доказательство.... Задача такая-то... Решаем... Что значит не знаете? Теоерма на доске! Применяйте...
Убил б! ей-богу!
Так и хочется спрсить: а зачем ты вместе с классом прослушиваешь этот параграф? Ты его раньше не знала? А зачем ты задала на дом учить пересказ параграфа? А зачем ты дала решать эту задачу? А почему не ту? А может вапще нафиг этизадачи???? А доказывать теоерму зачем? Цель? Ты думала, зачем ты даешь ту или иную задачу?

Нда... И если в предметном плане я еще ответы получила бы, то по не относящимся вполтную к программе вещам ну очень редкие мои учителя ну очень редко задумывались...
Я потому и в учителя пошла. Я сидела на уроках и думала: вот так надо. а вот так не надо... Вот это хорошо. а вот это нет...

По идее-то, создавая урок, нужно думать не только об объеме ЗУНов. которые планирую передать, но ио том, что это даст уму и сердцу, то есть продвинет ли это как-то в метапредметной и личностной сфере. Прежде всего, в отношении регулятивных УУД:


Это все какгбэ подразумевается при обучении математике. Но сколько учителей осознанно и запланировано осуществляют деятельность по организации деятельности учащихся по освоению этих действий? Например, совсем простая вещь - планирование. Ну, собственно, составление алгоритма. На что должен ученик опираться при составлении такого плана. если считать. что удачен тот план, который успешен? Надо ли этому учить?


Сообщение отредактировал nouvelle9556 - Пятница, 04.12.2015, 10:44
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 04.12.2015, 13:13 | Сообщение # 7

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
Вы уже неоднократно подкатывали в разные моменты общения в разных темах с этим провокационным предложением

Формальный анализ предложения.
Меня читают и помнят.
Факт моего письма оценивается как подкат.
Содержание квалифицируется как провокация.
Моя реакция на это сегодня однозначная - удовлетворен полностью.
Цитата nouvelle9556 ()
Либо Вам в лом погуглить (а формирование познавательных ууд не только у деток быть должно). либо гаерствуете и юродствуете...

Здесь тот самый случай, когда имеют места оба факта: абсолютно в лом или лучше сказать западло погуглить и только и живу тем, что, праздношатаясь, гаёрствую и юродствую.
Моя вторая реакция на это сегодня - удовлетворен в квадрате.
Цитата nouvelle9556 ()
ну ладно. Прикинусь.

Вот это Вы зря. Не опускайтесь до моего уровня!
Цитата nouvelle9556 ()
Кстати, у Эрика Берна есть книжка "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".

Да, видел. Издали, но в руки не брал.
Спойлер открыл и закрыл.
Любопытно.
За ответ отдельное "Спасибо"!
Очень много красивых слов, которые я старательно избегаю употреблять.
Цитата nouvelle9556 ()
Убил б! ей-богу!
Так и хочется спрсить: а зачем

Ещё раз спасибо.
И извините.
За компанию...
Спасибо
miflinДата: Пятница, 04.12.2015, 19:00 | Сообщение # 8

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2554
Награды: 83
Статус: Offline
Сумбурные мысли по поводу:
Цитата nouvelle9556 ()
По идее-то, создавая урок, нужно думать не только об объеме ЗУНов. которые планирую передать, но ио том, что это даст уму и сердцу, то есть продвинет ли это как-то в метапредметной и личностной сфере. Прежде всего, в отношении регулятивных УУД:

регулятивных УУД вкупе с прочими "компетентностями" - лучший язык для "приобщения" рядового педагога
к проблемам, придуманным обитателями высших, разреженных сфер.
Когда я впервые услышал "про компетентность", у меня возникло чувство, что школа движется куда-то не туда...

но ио том, что это даст уму и сердцу, то есть продвинет ли это как-то в метапредметной и личностной сфере
Похожую проблему по выращиванию "строителя коммунизма" уже пытались решить.
Наверное, в метапредметной области надо издать учебники по "метапредметам".
Можно начать с "метафизики".

Вот желание типичного обитателя высших сфер о том, что должны знать и уметь по информатике третьеклассники:

Это при нагрузке 1 час в неделю.

Всё-таки, когда копаешь огород, нужно сосредотачивать внимание на том, куда вонзается "железка",
а не куда направлен противоположный "железке" конец черенка лопаты. Тогда будет толк. Практический.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Пятница, 04.12.2015, 19:32 | Сообщение # 9

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
miflin, Гриш!
Вот никогда и ничего не имел против любых новаций, но ровно до тех пор, пока словесные потоки не начинают перекрывать существо решаемых проблем. Небольшой жизненный опыт, от которого я при всем желании не могу отказаться, говорит мне, что эффективность любой модернизации обычно обратно пропорциональна количеству умных слов, использованных при объяснении, что же это такое. Я с зеленой тоской читаю любую информацию относительно всего, подобного регулятивному и прочему. А если ЭТО и есть последний писк педагогизма, к которому меня пытаются приобщить, то лучше я сразу лягу... Некоторые соображения по специальным вопросам - это общее название любых диссертаций на подобные темы.
Спасибо
miflinДата: Пятница, 04.12.2015, 20:01 | Сообщение # 10

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2554
Награды: 83
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
обратно пропорциональна количеству умных слов, использованных при объяснении, что же это такое.

Ото ж...
Мне это выражение безумно нравится - краткое и всё в себя вмещающее :)
Но я отвлекся.
Так вот, по поводу "высших сфер".
Вспоминаю "Маэстро".
Вы так высоко парите, здесь, внизу, меня не замечая.
Чё там дальше было? Ага - я теперь стою на этой сцене.
Но это в песне поется.
А на практике? Не. Не нужна мне такая сцена. Не полезу на неё. smile


Сообщение отредактировал miflin - Пятница, 04.12.2015, 20:27
Спасибо
Сергей_П5913Дата: Пятница, 04.12.2015, 23:44 | Сообщение # 11

Сергей Некто
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Санкт-Петербург

Сообщений:
424
Награды: 1
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
Все метапредметные. предметные и личностные УУД ДОЛЖНЫ быть всегда. Как бы никто из педагогов и не отказывался. И не говорил. мол, я такого сроду не делал...
И далее....
Наталья, прочитав пост № 6 так и тянет сказать " Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью ..." (Третье соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова № 13)
Мне жаль было бы моих подопечных, если бы я им внушал истины такими изощрёнными понятиями.
Спасибо
miflinДата: Суббота, 05.12.2015, 14:55 | Сообщение # 12

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2554
Награды: 83
Статус: Offline
Цитата отсюда.
Цитата
Наше первое исследование, начатое ещё в 1980-х годах, было посвящено фундаментальным константам, традиционно распределённым по учебным предметам – физическим, химическими, математическим, астрономическим постоянным. Оказалось, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и др. – несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия.

© Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


Кто мне объяснит - что такое "метапредметные основы бытия"? Что надо делать с фундаментальными константами,
чтобы хоть краешком глаза увидеть "метапредметные основы бытия"?
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Суббота, 05.12.2015, 15:42 | Сообщение # 13

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
miflin, скажу со всей мягкой определенностью: не только ничего не понял из слов директора Института Образования Человека, но и не имею никакого желания вникать в набор умных слов.
Лучше выключу вентилятор или направлю в другую сторону.
Спасибо
miflinДата: Суббота, 05.12.2015, 16:02 | Сообщение # 14

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2554
Награды: 83
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
и не имею никакого желания вникать в набор умных слов.

Может Наталья знает...
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Суббота, 05.12.2015, 16:16 | Сообщение # 15

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
miflin, хорошо, если бы объянила!
Я говорю серьезно, без вентилятора...
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Любые вопросы по всем формам ГИА - ОГЭ и ЕГЭ (Обсуждение проблем подготовки, оформления и решения заданий)
Страница 1 из 321233132»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить