Страница 1 из 3123»
Модератор форума: milov, lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Методическая, психологическая помощь учителю » "Новая" книга В.Ф.Шаталова. (Выписываю (вручную) некоторые цитаты.)
"Новая" книга В.Ф.Шаталова.
МиклухоДата: Четверг, 09.02.2012, 22:41 | Сообщение # 1

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3426
Награды: 95
Статус: Offline
Начал читать книгу: В.Ф.Шаталов "Соцветие талантов"-часть 2. Москва 2003 г. Тираж: 999 экз.
Тираж маленький, буду делать отдельные выписки, добавляя свои реплики.
Quote
-- Есть смысл остановиться и на упрёке, который звучал после проведения контрольных лабораторных работ и при анализе несопоставимо более высоких результатов в экспериментальных классах.
-- Нет ничего удивительного в том, что ваши ученики знают и умеют значительно больше, чем в обычных и даже элитарных классах. Вы ведь не скрываете, что ведёте СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ повторение по листам группового контроля.

Можно подумать, что им запрещают повторять.
Спасибо
miss_lorensДата: Пятница, 10.02.2012, 09:04 | Сообщение # 2

Лена Макарова
Ранг: Доцент (?)
Группа: Методисты
Российская Федерация
Иркутск

Должность: английский, французский, РКИ
Сообщений:
2337
Награды: 86
Статус: Offline
Миклухо, я правильно поняла, что "систематическое повторение" было выставлено как некий недостаток? Голова медленно варит, простите, болею sad
Спасибо
МиклухоДата: Воскресенье, 12.02.2012, 09:33 | Сообщение # 3

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3426
Награды: 95
Статус: Offline
Quote (miss_lorens)
Миклухо, я правильно поняла, что "систематическое повторение" было выставлено как некий недостаток? Голова медленно варит, простите, болею

Нет. Как "незаслуженное" преимущество. Дескать откажитесь от повторения, тогда и посоревнуемся.

ЗЫ. Высылаю "малиновое варенье." smile

Добавлено (10.02.2012, 11:43)
---------------------------------------------
Выписка № 2.

Quote
-- При работе на основе разработанной методической системы нет никакой необходимости сокращать объём изучаемого материала. Огромный резерв времени, возникающий при изучении ЛЮБОГО учебного предмета, позволяет расширять, углублять и регулярно обновлять материал стабильных учебников.

Добавлено (10.02.2012, 20:34)
---------------------------------------------
Выписка № 3

Quote
-- С однотемными, небольшими по объёму и сложности упражнениями работать несравненно проще. Два - три урока тренировочных работ, и вполне приемлимый итог гарантирован. Сиюминутный? Неустойчивый? Зато надёжный с точки зрения отчётности. Работа же ответственного и самокритичного учителя всегда должна быть нацелена на конечный результат по всему профилю изучаемого материала.

И к ЕГЭ не надо натаскивать.

Добавлено (12.02.2012, 09:33)
---------------------------------------------
Выписка №4.

Quote
-- Программа 5 класса укладывается в 10 листов-уроков, а курс алгебры 6 класса сосредоточен в ТРЁХ листах с опорными сигналами.
-- Неужели даже после этого сообщения найдутся оппоненты, утверждающие, что главное в новой методике -- листы с опорными сигналами.

Применена старая нумерация классов.
Спасибо
МамочкаДата: Среда, 14.03.2012, 19:45 | Сообщение # 4

B,hfubvjdf Uekmyfhf
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Уфа

Сообщений:
1998
Награды: 22
Статус: Offline
Миклухо, если вы чувствуете себя одиноким с любовью к Шаталову, то тут http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=2912144&page=18 я нашла вам собеседника ))
Спасибо
МиклухоДата: Суббота, 30.11.2013, 21:26 | Сообщение # 5

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3426
Награды: 95
Статус: Offline
Quote (Мамочка)
Миклухо, если вы чувствуете себя одиноким с любовью к Шаталову, то тут http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=2912144&page=18 я нашла вам собеседника ))

Мамочка, огромное спасибо! Собираю о Шаталове любую информацию.
Одиноким не чувствую - есть пара действующих тем на других ресурсах. smile

Добавлено (05.09.2012, 20:06)
---------------------------------------------
Выписка №5.
Quote
В 1970 г. по приказу тогдашнего Министерства просвещения УССР в средней школе No 13 Донецка начал работать по экспериментальной программе VIII класс. За все предшествующие годы в этом классе никогда не было ни одного отличника. Только 9 ребят закончили VII класс без троек, и, кроме того, за весь учебный год ни одному из учащихся ни по алгебре, ни по геометрии не было выставлено ни одной отличной оценки. В это трудно поверить, но на десятках страниц классного журнала - ни одной. пятерки!

Весной 1971 г. 16 учеников этого класса закончили восьмилетку только на четверки и пятерки. Отличников еще не было.

В 1972 г. 18 учащихся закончили IX класс на "4" и "5" и, кроме того, 3 ученика были награждены похвальными грамотами за отличную успеваемость по всем предметам.

К концу IX класса было завершено изучение всей программы по математике и физике за X класс. Две представительные комиссии из Москвы и Киева провели итоговые экзамены за курс средней школы по алгебре, геометрии и физике. Результат: по каждому из этих учебных предметов девятиклассники получили по 22 пятерки, по 8 четверок, и только 3 раза были поставлены тройки.


Добавлено (22.09.2012, 15:25)
---------------------------------------------
Выписка №6.
Quote
1. Нетрудно понять, что ежедневный всеохватный контроль в форме
письменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных
формах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и на их
знаниях. Это мощные психологические факторы направленного действия. Уже
после 2-3 уроков приходит абсолютное понимание: лазеек нет, необходимо
работать ежедневно.
2. Самоконтроль. При работе по новой методике, готовясь к уроку, даже
самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не
сделать при выполнении письменного задания пи единой ошибки. В результате в
ведомость будет выставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлых
провалов. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на
самоконтроль.
3. Помощь родителей. Чем может помочь родитель ученику-старшекласснику?
Ничем. Беспомощность родителей сковывает их инициативу и дает повод для
возникновения высокомерия у их детей. Теперь все иначе. "Предки" получают
право помощи, а если в этом возникает необходимость, и контроля на всех
этапах обучения. Практика подтвердила: сплошь и рядом, получив возможность
активно помогать детям в учебе и контролировать ее, родители часто оказывают
решающее влияние на ранее отстававших или ленившихся ребят.
4. Право на лучшую оценку. Любую нежелательную для себя оценку ученик
получает право исправить. Не "закрыть" новой оценкой, полученной за ответ по
другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого
слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей
готовности ответить именно по "проваленному" разделу.
5. Привычка к самостоятельному преодолению трудностей. В первые недели,
не до конца разобравшись в сущности происшедших перемен, некоторые ребята с
усилием заставляют себя ежедневно готовиться к урокам, но, работая с
опорными сигналами, они быстро вырабатывают привычку трудиться на совесть. И
результат не замеливает сказаться. В ведомости учета знаний стоят только
отличные оценки. О двойках ребята просто забывают. Одновременно с этим
становится ненужной помощь родителей при подготовке к письменным работам.
"То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать
самостоятельно. Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам
определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития,
учитывающее не только уже достигнутое в процессе развития, но и находящееся
в процессе созревания"9.
6. Жизнь сначала. В традиционных условиях происходит медленное, но
неуклонное накопление груза прошлых ошибок, которые увлекают ребят одного за
другим в пучину отчуждения, разочарования и полнейшей беспомощности.
Удерживаются на поверхности единицы. Новая система взаимоотношений, и это
понимает каждый, позволяет в любой момент начать жизнь сначала - с первой
отличной оценки за письменное воспроизведение листа с опорными сигналами.
7. Обилие оценок. Сколь редко опрашивают детей сегодня! Каждая оценка в
дневнике - маленькое семейное событие. Радостное или печальное. Оценка в
таких условиях становится идолом, и значительная часть учеников учатся во
имя оценки, развращая, развращая тем самым себя до конца дней своей жизни стремлением к
сиюминутному успеху. Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку с
ведущих позиций, отнимал у нее право давления на личность. И в школу
приходит всеобщая нацеленность на знания, на общий трудовой успех, на поиск.
Мотивом учения становится познавательный интерес.
8. Развитие речи. В три раза по сравнению с традиционной методикой
увеличивается время устных ответов ребят на уроках, и не остается в классах
молчунов, косноязыких. О каких неудовлетворительных оценках может теперь
идти речь, если на всех уроках в течение одного рабочего дня право говорить
предоставляется 70 учащимся! Плотность устного опроса становится такой
высокой, что при подготовке к очередному уроку каждый ученик непременно
настраивает себя на устный ответ.
И все же названные 8 направлений атаки на двойку, а точнее, на незнание
еще не охватывают всей картины подрыва основ неуспеваемости, парализовавшей
сегодняшнюю школу. О других направлениях разговор впереди.

Добавлено (02.10.2012, 15:33)
---------------------------------------------
Выписка №7.

Quote
Подсказки КАТЕГОРИЧЕСКИ исключены. Если подсказка следует из класса, отвечающий сразу же садится на место, и еще никогда ни один ученик не смог ответить на вопрос: «За какую провинность ты лишил его права отвечать? Ведь он сам пошел к доске и, без сомнений, знает ответы на все вопросы. Сейчас ты посадил его, а через десять минут он посадит тебя? Во что тогда превратится вся наша работа? В кавардак?»
Если подсказывает кто-либо из отвечающих, на место идут оба провинившихся. Жестоко? Но в какую жестокую школу жизни превращается работа, построенная на лжи, на обмане, на непреходящих обидах, на гангренозных воспалениях совести? Во имя спасения жизни хирург, не раздумывая, отсекает пронизанный раковыми метастазами орган, будь то почка, легкое, желудок, печень или грудь. Работа же школьного учителя во многом и многом созвучна работе врача.

Добавлено (29.10.2012, 20:21)
---------------------------------------------
Выписка №8.

Quote
Пять лет вёл уроки русского языка в СШ №5 Ю.С.Меженко, используя методику работы с опорными сигналами. Тысячи и тысячи учителей побывали у него за эти годы на уроках, лекциях и семинарах. Старательно и добросовестно изучала новую методику Н.А.Ломако, учительница параллельного класса....В двух других параллельных классах работали ещё две учительницы русского языка.....Но ни одна ни другая за все годы не побывали у Юрия Степановича ни на одном уроке!
Весной 1992 года четыре девятых класса писали один и тот же экзаменационный диктант с очень сложным текстом из рассказа Э.Хэмингуэя "Старик и море".
В классе у Ю.С.Меженко 12 отличных оценок, 11 хороших и только 4 тройки. Все ученики вместе допустили в диктанте 37 ошибок.....
В классе у Н.А.Ломако дети получили 7 пятёрок, 12 четвёрок и семь троек - результат близкий к результату Ю.С.Меженко.
А что же в классах двух других языковедов? В двух классах вместе диктант писали 48 ребят. Из них 6 учеников получили отличные оценки, 12 - хорошие. Из остальных 30 - 26 троек и 4 двойки.
Кого наказали своим неприятием нового дела эти две учительницы? Под колёса их непрофессиональной амбиции попали дети.
.....сотрудникам лаборатории и Ю.С.Меженко было отказано в просьбе познакомиться с диктантами двух других классов.

Это всем понятно, даже мне.

Добавлено (30.11.2013, 21:26)
---------------------------------------------
Желание вручную выписывать текст, естественным образом, пропало.
Решил использовать тему для копированных статей.

Осенью 1975 года, когда приказ на дембель уже вышел, дежуря в "собачку" на боевом дежурстве, я достал из противогазной сумки, припасённый заранее, журнал. Через 15 минут МФТИ лишился одного из будущих абитуриентов. Вот, что я прочитал:

Логика Шаталова.
С. Соловейчик

Первая реакция была дружной: этого не может быть, потому что не может быть никогда. Подделка. Шарлатанство. Специально отобранные ученики. Липа.
Если бы еще где-нибудь... за рубежами... А то у нас? В Донецке? Никому не известный учитель?
Нет пророков в своем отечестве; но шаталовский класс между тем прошел весь курс школьной математики и физики за два года и к концу девятого года обучения легко щелкал трудные для десятиклассников задачки, а теорию все знали назубок.
Говорили: «Может ли такое быть? Нет, никогда... Значит, неповторимо хороший учитель, особое мастерство...»
Но вот методикой Шаталова воспользовалась сначала одна учительница, потом — шесть, потом с помощью Донецкого облоно и Института усовершенствования учителей — сорок с лишним сельских и городских преподавателей... И что же?
«82 процента учащихся получили четверки и пятерки» (учитель В. И. Шишов, село Рыбинское).
«Качество знаний — то есть процент четверок и пятерок — 91%» (учитель Б. Г. Яблуков, село Новоселовка). «Отличных оценок — 58%, качество знаний — 93 %. Эти результаты получены в очень слабых и инертных классах» (учительница А. Ф. Подставкина). «В классы пришла тишина... Ни криков, ни понуканий, ни нравоучений. Один только радостный учебный труд, который не утомляет и не раздражает ни учеников, ни учителя» (учительница М. Винокур, Донецк). «К концу учебного года из 103 учащихся на четверки и пятерки успевает 91 ученик, что составляет больше 90 %. Такого в школе не было еще никогда» (учительница С. В. Басе, Донецк).
Да может ли это быть? Не сон ли?
Пробовали математику, физику, астрономию, географию; преподаватель Донецкого горного техникума А. А. Липавский попробовал методику Шаталова на уроках горного дела. Вот что он пишет: «Во все прошлые годы мои уроки получали самую высокую оценку администрации и коллег, однако сам я никогда не был удовлетворен результатами своей работы. Получаемая мною отдача не соответствовала затраченным усилиям, и коэффициент полезного действия уроков был очень низок. Студенты готовились к занятиям несистематически, интерес к предмету был слабым. После первого года работы по системе, разработанной нашим донецким учителем В. Ф. Шаталовым, я абсолютно убежден, что она решает практически все вопросы, которые стоят как перед школой, так и перед средне-техническими учебными заведениями... Ни в одной из пяти групп не осталось ни одного учащегося, который бы систематически не готовился к занятиям самым добросовестным образом... Прекратились пропуски занятий без уважительных причин. Устные ответы у доски стали полными, речь ясной. Во время ответов нет необходимости ни подсказывать, ни задавать наводящие вопросы. При ответах у доски и изложении нового материала каждая группа — сплошное внимание. Усвоение учебного материала очень глубокое. Из 149 учащихся 122 стали учиться только на 4 и 5».
В Чарджоу, в Туркменистане, преподаватель строительного профтехучилища № 12 Хемра Джумакулаев увидел урок Шаталова по телевизору в фрагментах из фильма режиссера Вадима Виноградова «Час ученичества». Он тут же поехал в Донецк, и корреспондент «Чарджоуской правды» И. Перевозчикова рассказывает в газете о посещении урока по основам промышленной электроники: «Не один год в свое время я проработала в школе. Да и сейчас нередко бываю там. Но не припомню такого внимания и интереса всей группы к уроку... Педагогический коллектив ГСПТУ-12 решил взять метод Шаталова на полное «вооружение» с будущего учебного года».
Всего в прошлом учебном году по методике Шаталова только в Донецке и Донецкой области обучали 4 342 учащихся. 3 560 из них (82 процента) получили четверки и пятерки.
Так что же, «решение всех вопросов, которые стоят перед школой»? Конечно, не всех. Здесь и речи нет о преподавании литературы, языка, истории, словом, гуманитарных предметов...
Но все-таки: давайте, давайте наконец научимся верить в чудо! Тем более что чудо это рукотворное.
Его истоки — в более чем полувековых традициях советской школы. Ничего сверхъестественного в этом «чуде» не просматривается. Только глубокое понимание психологии ученика и железная, ясная логика, углубление в корни.
Вот о логике Шаталова я и попытаюсь рассказать. Не о том, что он делает, не о том, что говорит, а о логике его педагогического мышления, насколько я ее понимаю. Не надо ездить в Донецк к Шаталову — пусть он работает спокойно!
Есть один крупный недостаток у современной массовой школы. Неприметный с виду, недостаток этот наносит значительный ущерб педагогическому процессу. Преждевременный уход из школы, незнание, полузнание, разочарование в способностях, разбитые мечты, конфликты в семье — все
происходит в значительной мере из-за того, что учитель массовой школы не имеет возможности ежеурочно оценивать работу учеников. А это совершенно необходимо для учения. Учение в школе — единственный вид труда, при котором человек не и состоянии сам оценивать свою работу. Но, не получая оценки и от учителя, ученик начинает заниматься нерегулярно и, если он послабее, скоро отстает, перестает понимать учителя, теряет интерес к занятиям...
Как оценивать работу всех учеников на каждом уроке?
В самом деле: спрашивать всех устно нельзя, нет времени на уроках; проводить ежедневные письменные работы, как это делают учителя начальной школы, нельзя, у учителя нет времени. Нужно было найти что-то такое, что позволило бы проверять работу ученика мгновенно, с одного взгляда. Шаталов, как мне кажется, нашел. Из всех учителей сегодня он один, и его последователи ежедневно оценивают работу каждого ученика по всему объему заданного материала и при этом тратят на проверку минимум времени на уроке и ни одной минуты учительского времени после урока!
Вот что открыл Виктор Федорович Шаталов, учитель из Донецка: надо дать такое задание, чтобы оно в компактном виде отражало домашнюю работу ученика и его знания. Надо проверять не знания в развернутом виде, а некую модель знания...
Надо ввести в школьный обиход конспект-схему!
Как мысль человека может быть то свернутой, то развернутой, так и знания можно «свертывать» в схему, удобную для хранения, для работы и, главное, для проверки. Знание — пульсар: то расширяется, то сжимается, но оно есть в голове и всегда может быть «опубликовано», выдано в любую минуту.
Поразительно, до чего простым оказалось решение проблемы, над которой учителя бились веками — с тех пор как обучение из индивидуального стало массовым, то есть со времен Коменского. Ответ лежал на поверхности. Ведь конспект-схема — естественный, вековечный прием умственной работы. Каждый из нас, штудируя книгу или готовясь к докладу (а именно эти два вида работы преобладают в школе при изучении теории), каждый набрасывает столбцы ключевых слов, чертит одному ему понятные стрелки, ставит свои знаки. Каждый составляет для себя «шпаргалку», в которой при минимуме места и работы максимум информации.
И, заметим, этот процесс схематизации, кодирования, выделения главного, рубрикации — процесс глубоко творческий, требующий серьезного понимания материала, проникновения в его суть, осмысления. Для работающего с конспектом не остается возможности зубрить, ему постоянно приходится думать, сворачивать знания и разворачивать...
Дальше будет показано, как «работает» в классе конспект-схема, как была решена главная проблема массовой школы. Но к этому своему открытию Шаталов добавил еще 200 (двести!) других, не менее важных находок, новых приемов... По сути, лучшие достижения советской педагогики и психологии учтены Шаталовым и по-новому использованы. Не случайно опытные учителя говорят: «Да ведь и я делаю многое из того, что делает Шаталов...»
Войдем в класс Шаталова не с начала урока, а для удобства понимания к тому времени, когда учитель приготовился объяснять новый материал. И сразу — ошеломительный темп.
На одном уроке, за десять — пятнадцать минут Шаталов излагает огромное, казалось бы, неподъемное количество теоретического материала.
Выступая перед учителями одной из московских школ, он за 15 минут исписал классную доску и уложил на ней полную (в пределах школьной программы) теорию квадратных уравнений, с выводами и доказательствами. Потом спросил учителей:
— Сколько уроков отводит программа на этот материал?
Оказалось, пятнадцать...
Пятнадцать уроков «прошли» за пятнадцать минут!
Зал загудел...
— Нет, ученикам я рассказываю медленнее,— улыбнулся Шаталов.— Я трачу на этот материал примерно 20—25 минут...
За счет чего такая экономия?
Ну, прежде всего Шаталов резко отделил решение задач от изучения теории. Программа предполагает, что после каждого небольшого «кусочка» теории ученики должны практиковаться в задачах. Шаталов считает это вредным. Теория должна опережать практику — принцип, выдвинутый известным нашим дидактом Л. В. Занковым. Пусть ученик схватывает всю тему целиком, «глобально» (любимое словечко Шаталова) — так интереснее, так легче для понимания. Появляется радостное чувство быстрого продвижения вперед, и, приступая к задачам, ученик уже хорошо знает теорию. Ему легче.
Но как усвоить такой большой материал? Под силу ли это ученикам?
Оказывается, под силу, если учитель заботится о том, чтобы все ученики поняли его и знание укрепилось в их головах.
Известный советский психолог П. И. Зинченко давно доказал, что понимание к произвольное запоминание — несовместимые умственные процессы. Когда учитель настраивает учеников на то, что после его рассказа тут же надо будет отвечать (да еще прельщает или угрожает отметкой!),— он дает установку на запоминание и, значит, мешает ученикам понимать материал. А когда какой-то из учеников что-то отвечает после рассказа учителя,— он только запутывает класс, сбивает его.
Шаталов же, закончив объяснение, разводит крылья раздвижкой доски, и перед ребятами предстает красочный, цветными мелками исполненный (цвет имеет важное значение, он тоже несет информацию!) конспект рассказа, который они только что прослушали. Этот конспект может быть и на плакате нарисован, или спроецирован на доску, или заранее вычерчен учителем, или просто в ходе рассказа воссоздан — все равно. И не ученик, а сам учитель быстро, по конспекту, не тратя лишних слов, объясняет материал второй раз, а то и в третий — «без зазрения совести», как говорит Шаталов. Лишь бы все поняли!
Шаталов называет это «принципом двукратного изложения материала» и считает едва ли не главным во всей методике.
Кто не был у него на уроках, тому кажется, будто ребятам будет неинтересно слушать материал второй раз. А кто был, тот удивляется тишине в классе при втором объяснении: не дышат! Ведь если учитель рассказывает только один раз, то у многих остаются непонятные пункты, ребята теряют нить рассказа, теряют интерес, перестают слушать. В классе шум. Ученики же Шаталова спокойны: что непонятно при первом объяснении, станет ясным при втором. Кто все понял — с интересом повторяет материал в уме, словно готовит домашнее задание. А главное, очень увлекательно следить, как «озвучивается», расшифровывается конспект на доске. «Вот что интересно,— пишет одна ученица,— что в конспекте как бы набор слов, но после рассказа учителя все слова становятся весомыми, приобретают какой-то смысл». А поскольку материала много, то даже самым способным ученикам приходится внимательно слушать...
Но вот объяснение закончено. Сначала ученики Шаталова оставались после уроков перерисовывать конспекты, на это уходило много времени. Теперь Шаталов дает им готовые печатные конспекты да еще на стену вывешивает их, и на переменках возле них всегда увидишь ребят — проверяют себя...
Домашняя работа проста: прочти учебник, всмотрись в конспект, «прокрути» в голове рассказ учителя по конспекту, запомни схему рассказа, то есть запомни конспект. Он навсегда, на всю жизнь будет каркасом знания данного материала, он должен отпечататься в сознании так, чтобы ты в любую минуту мог воспроизвести рассказ, воспользоваться знанием для дела... Ученик должен знать не сегодняшний урок, а весь пройденный материал — всегда!

Но, может быть, мне не учить конспекта, не делать уроков? Может быть, меня завтра не вызовут?

Журнал Юность № 9 сентябрь 1975 г.

Сообщение отредактировал Миклухо - Суббота, 22.09.2012, 18:16
Спасибо
alsergastДата: Суббота, 30.11.2013, 22:19 | Сообщение # 6

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Если подсказка следует из класса, отвечающий сразу же садится на место,

Несправедливо. +
Цитата Миклухо ()
Сейчас ты посадил его, а через десять минут он посадит тебя? Во что тогда превратится вся наша работа? В кавардак?
Спасибо
МиклухоДата: Суббота, 30.11.2013, 22:52 | Сообщение # 7

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3426
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата alsergast ()
Несправедливо. +

Это не имеет значения ибо ... ибо подсказки исчезают. ПОЛНОСТЬЮ. smile
Спасибо
alsergastДата: Суббота, 30.11.2013, 22:59 | Сообщение # 8

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Это не имеет значения ибо ... ибо подсказки исчезают. ПОЛНОСТЬЮ.

Для этого класс должен быть дружным, а это бывает не всегда. И всё равно несправедливо наказывать одного за проступок другого - это всё равно как учителю физики влепить выговор за то, что трудовик пришёл на работу "под градусом".


Сообщение отредактировал alsergast - Суббота, 30.11.2013, 23:01
Спасибо
МиклухоДата: Суббота, 30.11.2013, 23:11 | Сообщение # 9

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3426
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата alsergast ()
Для этого класс должен быть дружным, а это бывает не всегда. И всё равно несправедливо наказывать одного за проступок другого - это всё равно как учителю физики влепить выговор за то, что трудовик пришёл на работу "под градусом".

"Не ищите чёрную кошку там, где её нет."
Это правило легко принимается детьми. Они не считают его несправедливым -- глупо обижаться на правила. Естественно, у правила своя ниша, в отрыве от системы может дать сбой.
Подсказки исчезают полностью.

Предложите своё. smile
Спасибо
alsergastДата: Суббота, 30.11.2013, 23:17 | Сообщение # 10

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
в отрыве от системы может дать сбой.

Разве что так...
Цитата Миклухо ()
Предложите своё.

Предпочитаю действовать по ситуации.


Сообщение отредактировал alsergast - Воскресенье, 01.12.2013, 00:22
Спасибо
nouvelle9556Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 05:50 | Сообщение # 11

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1016
Награды: 43
Статус: Offline
Цитата alsergast ()
Для этого класс должен быть дружным, а это бывает не всегда.

Класс будет дружным в таких условиях. Деваться некуда. Пару раз в пятом классе применить жесткое (не жестокое) правило вполне достаточно.
Научатся думать не о только о себе.
Спасибо
alsergastДата: Воскресенье, 01.12.2013, 11:07 | Сообщение # 12

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
Пару раз в пятом классе применить жесткое (не жестокое) правило вполне достаточно.

Вы - идеалистка, однако) Но, увы, бывают и такие классы, что пару раз - 100% не поможет, потому что подгадить однокласснику (чисто из-за личного отношения) - просто за счастье.
Спасибо
nouvelle9556Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 19:04 | Сообщение # 13

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1016
Награды: 43
Статус: Offline
alsergast, я не идеалистка, а Вы как-то однобоко мыслите.
Я училась в классе, где математику преподавали по Шаталову. У нас математики всей школы работали по Шаталову. В 1971 году были всей толпой у него в Донецке целый месяц на семинарах.
Я живой свидетель.
Спасибо
alsergastДата: Воскресенье, 01.12.2013, 19:33 | Сообщение # 14

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
alsergast, я не идеалистка, а Вы как-то однобоко мыслите.

Просто я привык рассматривать ситуацию с разных сторон + знаю о таких классах не понаслышке. В классе, где одноклассники, мягко говоря, соперничают, такой метод вряд ли сработает - разве что уроки будут настолько интересными, что отойдёт на второй план. Но в этом случае проблем с подсказками, как правило, и так не бывает.
Спасибо
МиклухоДата: Четверг, 05.12.2013, 22:38 | Сообщение # 15

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3426
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
Я живой свидетель.

И продукт. biggrin

Добавлено (02.12.2013, 04:36)
---------------------------------------------
Точно знаю, что нижеприведённую статью мало кто читал, однако, она помогает понять, почему школьная математика влачит жалкое существование.
Взято: http://www.nkj.ru/forum/forum7/topic11658/messages/

В свое время я, учитель средней школы из Смоленской области, написал статью о Шаталове В.Ф. и послал в "УГ". Ее не напечатали. Помещаю ее сегодня здесь, на форуме.

МЕТОД ШАТАЛОВА

Трудно себе представить ситуацию на войне, чтобы ураганный огонь стратегической артиллерии умышленно бил по … своей же разведке. А в мирной жизни мы сегодня наблюдаем аналогичное: Министерство просвещения СССР, наделённое большой государственной властью учреждение с санкции АПН «мощными залпами» бьёт по первопроходцу и подвижнику педагогического труда – учителю из Донецка В.Ф. Шаталову.

Чем же провинился этот «солдат» педагогики перед «генералами», командующими народным образованием? – Если говорить без обиняков, то он оказался настолько «смышлёным», что около него стала меркнуть их слава.

О результатах труда самого Шаталова и его последователей министр забыл упомянуть.

Никто не оспаривает того, что Шаталов – учитель способный, ищущий, энтузиаст, оспаривается товарищами из Министерства просвещения оригинальность его приёмов, эффективность опорных конспектов и нравственная добропорядочность их изобретателя (не выразил публично протеста по поводу «хвалебных» статей в газетах в свой адрес), оспаривается с помощью специально проведённого эксперимента и с позиций теории. Кажется, что новая идея зажата в стальные клещи административной власти, дискредитирована, опорочена публично. Справедливо ли?


Вывод один: массовый эксперимент по введению всякого педагогического новшества, если его умышленно не хотят провалить, должен быть тщательно подготовлен.

В книге «Куда и как исчезли тройки» В.Ф. Шаталов справедливо говорит, что большая часть учеников в школе нередко за целый учебный день рта не открывает, чтобы показать свои знания. И сидят эти «отщепенцы» на уроке, не подавая признаков существ мыслящих. По природоведению мои четвероклассники в прошлом году имели 8-10 уроков за четверть. Учительница не успевала их опросить всех, поэтому итоговую оценку выводила, по существу, произвольно, выставляя для проверяющих полный комплект оценок в журнал. Обычно ребята возмущаются столь открытой ложью, но дело не столько во лжи, сколько в том, что каждый из них имеет право высказаться (и должен это сделать) на каждом уроке, письменно или устно. Таков моральный постулат Шаталова-учителя. Приведённый мною факт характерен для современной школы. Редкость и случайность опроса по ряду предметов превращает ученье не в серьёзное дело, а в игру, где одному везёт, а другой в проигрыше, один смеётся, а другой плачет.
Если есть у педагога жгучая потребность помочь массе детей, духовно глохнущих в школе, если он постиг всю порочность традиционного выборочного опроса как основного источника стрессовых ситуаций, то ежеурочный опрос напрашивается как необходимое следствие, как принцип дидактики. Поэтому никто из тех, кто высокомерно отвергает Шаталова, не имеет права умалчивать о филигранной технике контроля знаний учащихся, о чём так подробно рассказано в соответствующих книгах.

Доброжелательность – следующее звено цепи. Она тоже является принципом, потому что шаталовцы не ставят двоек, потому что у них с опроса снято клеймо допроса (тихий опрос, магнитофонный опрос), и они не делят класс примитивно на хороших и плохих учеников, потому что уважение достоинства питомца является их фундаментальным руководством. Проработав 25 лет в различных школах, я вынужден констатировать: если что подобное и встречается в традиционной дидактике, то не как закон, а как случайность. Более того, традиционные отношения между учителем и учеником, учителем и администратором, школой и родителями можно, на мой взгляд, назвать, пользуясь дипломатической терминологией, «состоянием холодной войны». Дети кричат ура, когда нет уроков – заболел учитель, эпидемия в школе, едем в колхоз. Гоним их в продлёнку – не загоним, тащим их родителей на родительское собрание – не затащим.
Посмотрели бы вы, уважаемые «отцы» педагогики, с каким энтузиазмом и рвением работают фломастерами ребята 4-го, 5-го, 6-го и даже 7-го класса при воспроизведении оригинала конспекта по памяти или копировании конспекта с плаката в отведённые для этой цели минуты! В частности те, у кого есть проблемы с умением связно говорить. Пусть яркость красок и точность ОС неадекватно отражают глубину понимания материала – это выяснит учитель иными способами, важно, что нет бездельников, что руки и голова детей работают в союзе и гармонии. Если проверку конспектов хорошо продумать, если привлечь к этому наиболее надёжных помощников из ребят, то она осуществляется очень быстро, без непроизводительной траты времени. Кроме того, в педагогическом процессе часто важно заметить и отметить не просто голый результат, а, скорее, рвение наших питомцев. Минуты, взятые от урока на письменное воспроизведение ОК, не могут повредить делу тем более, что параллельно ведётся и устный опрос, тихий и магнитофонный
Вглядитесь в ОК по истории, составленный мастером (см., например, книгу Шаталова «Педагогическая проза»), и вы обнаружите там все необходимые логические связи – пространственные, временные, причинно-следственные, целевые, – которые обозначены специальными сигналами. За сигналами – учебник и рассказ учителя, их содержание определено. В то же время они стимулируют работу не только памяти, но и мышления, так как одновременно информируют и «загадывают загадку».



Да, опорный конспект позволяет многократно повторить однажды основательно изученное, опираясь на зрительную, слуховую и логическую память. Что в этом плохого? Зубрёжка? – Зубрёжки нет, есть черновая работа накопления знаний, за которой следуют многие часы практического их применения, отработки вариантов ответов.

Мы не можем уподобляться лошади с шорами на глазах, пугающейся автомобиля, но должны честно признать, что есть группа детей, которая проходит школу, фигурально выражаясь, «по коридору». ОК даст им твёрдый минимум (мой Серёжа Гирин в прошлом году, в 4-м классе, получил по всем предметам больше ста двоек и единиц, перевели его ради процента). Мы не можем забывать и тех, кому узки рамки школьной программы, ОК станет для них хорошей «стартовой площадкой». Министр просвещения жалуется: «Нужно помнить нашу слабую позицию в обучении математике – недостаточное внимание к решению задач». Так подите к В.Ф. Шаталову, он вам даст время на решение задач, научит, как решать по 900 задач в год по физике, как пройти программу 4 и 5 классов по математике за три учебных четверти, чтобы потом решать, решать, решать.



Рассуждают так: есть разные дети, разные классы, разные школы и ситуации на уроках различны. Следовательно, да здравствует многообразие методов! Однако… Однако в сущности своей все дети устроены одинаково, в какой бы класс мы их ни посадили, в какую бы школу ни отвели. Поэтом, думаю я, лучше обучать их одинаково одним хорошим методом, чем многообразием плохих.

За последнее десятилетие немало брошено государственных денег на алтарь школьной бесхозяйственности: кому-то пришла в голову мысль, что технические средства и есть то самое звено, взявшись за которое можно продвинуть школьное дело. Но само по себе загромождение кабинетов сложной аппаратурой не даёт положительных результатов. Нужен метод. Нужна новая технология ведения урока.

Шаталов не отвергает ничего из прошлого («прадедовского») и современного опыта. Он приводит лишь всё в систему и целесообразно расставляет старые детали по новым местам. В его методологии есть место докладу и дискуссии, экскурсии и кинофильму, есть место игре и делу, шутке и серьёзной работе. Здесь всё освещается по-новому, становится ясным, где главное и где второстепенное, в какой мере следует оснащать кабинет техническими средствами, методической литературой, обвешивать стендами, в какой мере нужны просто мел и доска.

В нашей стране немало учителей-новаторов. Однако никто из них не в праве претендовать на столь значительный вклад в дидактику, как донецкий педагог-подвижник. Вся деятельность его – более четверти века длящийся эксперимент, эксперимент, полностью завершённый практически и теоретически. Шаталов – не просто ищущий учитель, это – академик среди учителей, которого с полным основанием можно назвать и учителем среди академиков.

26 ноября 1982 года
Изменено: Сергей Корягин - 05.10.2011 20:23:35

Добавлено (05.12.2013, 22:38)
---------------------------------------------
С. Соловейчик.
МЕТОД ШАТАЛОВА
«Комсомольская правда», 1971, 3 ноября

СНАЧАЛА загадки; разгадки будут потом. Письмо в редакцию было из Донецка. Я приехал ночью, а утром, разузнав у прохожих, как найти школу № 13, без предупреждения пришел на урок к Виктору Федоровичу Шаталову, в 9-й класс «В». Мне повезло: как раз в этот день, в понедельник, все шесть уроков 9-го «В» были отведены математике и физике. Я попал на третий урок. Представился. Виктор Федорович сказал: «Садитесь. У нас сейчас должно быть повторение». Класс был готов к уроку: ребята сидели за столиками, по одному, спиной к большое доске. Шаталов попросил меня назвать любое число до десяти в еще одно число – до тридцати пяти. Недоумевая, я назвал 7 и 28. Учитель быстро раздал по листику бумаги и объявил: «Тема № 7. Векторы, их сложение и вычитание». Двадцать восьмой по списку пошел к доске и там, за спиной у ребят, стал рисовать цветными мелками векторы. Ни один человек в классе не сделал ни малейшей попытки повернуться к доске, подсмотреть материал в тетради или еще каким-нибудь образом схитрить, тем не менее через двадцать минут передо мной лежала стопка подробных конспектов. Позже Шаталов, бегло просмотрев их, поставил отметки, в основном «4» и «5». Двадцать восьмой начал рассказывать...
При этом выяснилось, что я нахожусь вовсе не в математической школе, как подумал сначала, а в обычной. Класс для опыта был взят самый средний. Прежде математику здесь преподавал, по общему признанию, хороший и строгий учитель. У четверых средний балл по геометрии «четыре» и выше, у десятерых – ниже тройки. То же и по алгебре. Класс – в этом сомнения быть не может – очень средний. Был «средним». На выпускных экзаменах за восьмилетку комиссия поставила пять троек по физике в четыре тройки – по алгебре, остальные отметки – пятерки и четверки (пятерок много больше, чем четверок). И за весь прошлый год, и за весь нынешний не было в классе ни одной двойки – забыли, что это такое.
Больше того. Первого сентября нынешнего учебного года на первых же двух уроках, как это ни жестоко (но – эксперимент!), ученикам была дана большая контрольная за весь 8-й класс. Ее результаты почти полностью совпали с весенними результатами на экзаменах. За лето почти ничего не забыли.
Вот что говорят родители.
– Мой сын и прежде учился хорошо. Но раньше к нему все время приходили ребята из класса: «Ты решил задачу? Как?» Теперь не ходят и даже не звонят – каждый стремятся сам...
– Списывание исчезло совершенно!
– Я своего сына не допускаю к математике, пока не сделает остальных уроков, а раньше воевал: «Решай задачки!»
– Я мама лодыря. Никаких склонностей. Его буквально подменили, моего Петю: он стал заниматься! «Ложись спать!» – «Я еще немножко порешаю». Решать задачи – это не работа для него, это наслаждение.
– Мой тоже лодырь из лодырей, но по математике и физике – «пять». Оказывается, они все с математическим умом!
Но, может быть, перегрузка? Излишняя интенсивность?
Специальная комиссия – три кандидата медицинских наук – обследовала ребят. Все в норме. График трудоспособности имеет два резких пика – в «математические» дни. Ребята из девятого «В» занимаются в кружках и секциях, ведут общественную работу – все, как положено, и времени на остальные, кроме математики, предметы у них больше, чем у других. Как рассказывают директор школы заслуженная учительница Елизавета Трофимовна Демкович и классная руководительница Неля Дмитриевна Губенко, ученики 9-го «В» стали лучше успевать и по другим предметам: появился вкус к толковой работе и стимул учиться. Если у человека с математикой плохо, то он обычно и на другие предметы склонен махнуть рукой: все равно школу не кончить. А если математика «идет», то есть смысл учить и историю. Кроме того, в десятом классе они будут иметь свободный день посреди недели: 12 часов математики и физики им просто не нужны, для повторения хватит и шести. Дело в том, что к Новому году девятиклассники заканчивают всю программу средней школы по физике и математике... Полтора года остаются на повторение и углубление знаний.
Один учитель в Донецке по решению партийного собрания своей школы начал с сентября нынешнего года вести математику в четырех своих десятых классах по методу и по тетрадям Шаталова. Я был в этой школе. Шел всего восьмой математический день. Десятиклассники занимались точно так же, с теми же успехами, что и ученики Шаталова. Учитель же был смущен: задач решают во много раз больше, чем обычно, и повторяют больше, чем обычно, но... всю программу 10-го класса пройдут к концу второй четверти... Непривычно.
Но, пожалуй, хватит загадок, пора приступить и к отгадкам.
Постараюсь подробнее описать метод Шаталова. Вся ответственность за это описание – на мне. Шаталов статьи до ее опубликования не видел.

ВИКТОРУ ФЕДОРОВИЧУ Шаталову 44 года, семь лет служил в армии, там же, в армии, заочно учился в институте. Двадцать лет педагогического стажа. Был директором школы, учил детей в шестых – седьмых классах, преподавал в школе рабочей молодежи и всю жизнь мучился тем, чем мучаются все лучшие учителя. Сколько бы сил ни вкладывал преподаватель, многие уходят из школы без знания математики и физики.
Двенадцать лет назад Шаталов стал экспериментировать. Элемент за элементом продумывал он всю работу учителя физики и математики. Искал, находил, отбрасывал, совершенствовал.
Двенадцать лет поисков. Три года назад написал короткий – 50 страниц на машинке – доклад и две общие тетради конспектов: в одной уместился весь курс математики с 6-го класса по 10-й, в другой – весь курс физики. Пошел к секретарю райкома партии. Тот посоветовал ехать в Москву. Поехал в Министерство просвещения СССР. Там выслушали собрали комиссию из авторитетных педагогов. На комиссию под председательством члена-корреспондента АПН СССР М.Н.Скаткина идеи Шаталова произвели впечатление. Решили провести эксперимент. Его начали по приказу Министерства просвещения УССР и Донецкого облоно.
Главное в методе Шаталова – конспект. Конспект – результат огромной работы учителя. На страничке – короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить (скажем, энергия электрона), необходимые для рассказа рисунки, графики. Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное, – все это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм рассуждения. Это не парадный конспект-схема (слева – план, справа – изложение), его современный, рабочий, деловой, энергичный конспект. Максимум информации при минимуме объема. Конспект-код, понятный лишь посвященному. Деловая запись, доведенная до совершенства.
Учитель передает знание ученику в основном в процессе рассказа. Но не все ученики слушают этот рассказ, и не все из слушающих понимают. Не у всех преобладает слуховая память. Рассказ закончен – и ничего не осталось ни в голове, ни в тетради. И дома ученик фактически сам учит материал по учебнику, неприспособленному для такой самостоятельной работы. Не случайно педагоги так обрадовались программированным пособиям – это ведь, в частности, форма самоучителя. Обычный же учебник слишком лаконичен для самостоятельной работы и слишком многословен для учения с учителем. Собственно говоря, учатся с учителем лишь те, кто способен воспринимать материал на слух, с первого раза. Таких немного. Для остальных учитель – лишь руководитель и контролер. Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. «Нужно только, – говорит он, – чтобы рассказ учителя и его записи на доске идеально совпадали с конспектом». Ребята говорят, что, когда они дома просматривают тетрадь, они, словно наяву, слышат голос учителя, его объяснение. Зазубрить конспект нельзя: чтобы воспроизвести рассказ, надо хорошо понимать, что кроется за деталями конспекта. Зубрежка в классе Шаталова исключена.
Перед ребятами нельзя ставить две цели: понять и запомнить. Что-нибудь одно. Слушая Шаталова, ребята не стремятся запомнить, не боятся забыть: конспект выручит. Все их умственные силы направлены на одно: понять. И они понимают.
– Приготовьтесь вывернуть свои мозги наизнанку: начинаем обратные тригонометрические функции, – объявляет Виктор Федорович.
Класс сосредоточен до предела. Виктор Федорович рассказывает четко, коротко и постепенно воспроизводит на доске конспект: деталь за деталью. Трудный поворот мысли объясняет по два, три, четыре раза подряд: «Внимание, еще раз... Еще раз... Все поняли? Еще раз...» У него правило: без всякого стеснения повторять одно и то же, пока все ученики не увидят кристально ясно логическую схему вопроса. И так за полтора урока – пять страничек конспекта, пять тем. Оказывается, такая порция вполне посильна даже самым слабым: пять тетрадных страничек теории. Наконец, объяснение закончено. В классе облегчение, радость, шум, разрядка; учитель ждет и шутит вместе со всеми. Потом серьезнеет: «Теперь сначала». Я, признаться, испугался – интересно ли будет слушать материал второй раз? Но если в первый раз в классе была тишина, то при повторении стояла мертвая тишина. Шаталов объяснял в быстром темпе и точно в тех же словах, как бы проходясь по конспекту на доске. Материал вновь «прокручивался» в головах ребят. Потом записи с доски переписали в общие тетради – это легкая, чисто техническая работа, ее делают, переговариваясь.
Следующий «математический» день в девятом «В» начинается с того, что ребята садятся спиной к доске и каждый на отдельном листочке воспроизводит конспекты по всему материалу прошлого дня. На это уходит урок, 45 минут. Четверо-пятеро пишут-рисуют конспекты на доске. На втором уроке, когда все сдадут работы, эти ребята будут рассказывать материал. Класс слушает с доброжелательным вниманием. Отчего бывает тоска во время опроса? Один отвечает – другие не слушают, а готовятся в уме отвечать, если знают урок, или просто сидят и боятся вызова, если не знают. До слушания ли им? В 9-м «В» ни у кого нет страха перед вызовом к доске; без страха отвечает и вызванный: раз конспект уже восстановлен на доске, рассказывать легко, и хорошая отметка почти обеспечена. Слушать рассказчика классу, только что писавшему такие же конспекты, интересно: каждый проверяет себя, отвечает в уме вместе с вызванным. Извечная и казавшаяся неразрешимой проблема скучного ответа у доски (тоскует учитель, изнывает класс, но что делать?) решена здесь изумительно просто.
Посчитаем: два раза на уроке, домашние повторения, контрольное повторение на отметку, рассказ у доски. За два математических дня конспект столько раз проходит перед ребятами, столько раз они кодировали-раскодировали записи, что забыть их невозможно. «Эта формула кажется вам громоздкой, – говорит Виктор Федорович на уроке, – а позже она будет вам родной, как подушка на кровати». Ребята смеются. Они влюблены в формулу. Они предвкушают будущую радость знания.
Вот что получается тут: каждый отчитывается за весь материал. Это нужно не столько для контроля, сколько для постоянной поддержки усилий ребят и для облегчения их усилий. «Запустить» физику у Шаталова невозможно (разве что по болезни). Кто из читателей, получив двойку за одну теорему, не исправлял отметку доказательством другой теоремы? А если здесь ученик не может составить конспект, не знает урока, учитель просто не поставит ему отметки: соответствующая клеточка останется пустой. Учи и отвечай. Совсем как у Сухомлинского: отметку ставят за знание, а не за незнание. Все и всегда твердо знают все пройденное, нет на совести ученика ничего неясного, пропущенного, забытого – вот неписаное правило Шаталова. Он не просто учит математике, он будто приговаривает своих учеников к пожизненному знанию основ предмета (ибо тетради с конспектами, несомненно, будут храниться всю жизнь). Это то самое «ядро основных знаний, сопровождающих человека всю жизнь в почти неизменном виде...», о котором говорит вице-президент АПН СССР А. И. Маркушевич.
Но кто знает теорию без зубрежки, у того развивается математическое мышление, тому легче решать задачи.

С ЗАДАЧАМИ и примерами Шаталов обходятся так: он не ставит отметок за их решение. И никаких контрольных работ до самого конца учебного года. Сначала – научить, потом – спрашивать. А научить решать задачи в один день, в одну неделю или в один месяц можно не каждого. На это нужно время, вера ученика в свои силы, желание решать как можно больше. И притом совершенно самостоятельно.
На уроке решают, как правило, 2–3 типовые задачи, обязательные для всех. Решает ученик, остальные не пишут – смотрят на доску, помогают, думают, рассуждают. Никаких, повторяю, отметок: ставить отметку за решение новой и трудной задачи у доски Шаталов считает педагогическим варварством. Дома каждый должен решить эту задачу второй раз. Даже самый слабый ученик все-таки справляется с задачей (ее ведь решали в классе!).
А затем начинается математическая феерия.
С самого начала учебного года Шаталов вместо того, чтобы возиться с карточками, лично отмечает в задачниках каждого ученика несколько задач и примеров, которые желательно решить. И на каждом занятии ребята кладут на специальные полки стопку раскрытых книг и тетрадей. После уроков учитель не уходит домой: он садится проверять решение. Все задачи и примеры Шаталов знает наизусть – это необходимо для его метода, иначе погибнешь. Если задача решена правильно, Шаталов тут же, в задачнике ученика, отмечает новое задание для него. Если неправильно – подчеркивает в тетради место ошибки. В течение дня ребята по одному забегают в школу: забрать задачники, тетради и получить мгновенную индивидуальную консультацию – объяснение ошибок.
Первые два месяца это занимало много времени, ребята совсем не умели решать, а теперь, я видел, весь класс получает консультацию в каких-нибудь 30 минут: ученики понимают учителя с полуслова. И никаких похвал, никаких порицаний: мол, решай больше. У иных накапливается до ста нерешенных задач – не страшно! Никаких нареканий! Потому что, считает Шаталов, «инкубационный период процесса решения задачи у разных учащихся различен – от нескольких минут до месяца. Я предпочитаю тех, кто достиг результата кропотливым трудом». Но надо дать время на этот труд! Не спешить, не требовать «сиюминутной отдачи». «Благожелательные консультации, разъяснения, исправление ошибок и указание – вот методы и оружие учителя», – пишет Шаталов в своем докладе.
Знаю: в этом месте сердце иного учителя дрогнет: «Как же это... без отметки?» Но оттого, что ребята умеют решать, оттого, что их тетради тут же и проверяются, работа доставляет им такое удовольствие, что их трудно остановить. Иные ученики за прошлый учебный год исписали задачами по 10–14 общих тетрадей (т. е. по 80–100 тетрадей ученических!), но и у самого слабого – две общие тетради, около ста задач по физике, около пятисот алгебраических примеров. И еще раз подчеркиваю: все это при полной самостоятельности, ибо списывать просто не имеет смысла! Ни отметки не получишь, ни даже похвалы, ничего.
– Мы просто не понимаем того, как наши дети тянутся к знаниям, как они хотят получить знания, – говорит Виктор Федорович, показывая работу уч

Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Методическая, психологическая помощь учителю » "Новая" книга В.Ф.Шаталова. (Выписываю (вручную) некоторые цитаты.)
Страница 1 из 3123»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить