Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: milov, lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Методическая, психологическая помощь учителю » "Новая" книга В.Ф.Шаталова. (Выписываю (вручную) некоторые цитаты.)
"Новая" книга В.Ф.Шаталова.
miflinДата: Пятница, 06.12.2013, 11:23 | Сообщение # 16

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2554
Награды: 83
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
В свое время я, учитель средней школы из Смоленской области, написал статью о Шаталове В.Ф. и послал в "УГ". Ее не напечатали.

Конечно, если в то время задаться целью, чтобы статью не напечатали, то не было лучшего способа,
чем послать её в УГ (сейчас, в контексте интернет-жаргона, эта аббревиатура имеет и другое значение... wink )
А почему не в КП?
Спасибо
МиклухоДата: Пятница, 06.12.2013, 14:03 | Сообщение # 17

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3430
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата miflin ()
Конечно, если в то время задаться целью, чтобы статью не напечатали, то не было лучшего способа,
чем послать её в УГ

Автор явно рассчитывал, что после смерти Брежнева, начнутся подвижки.
Цитата miflin ()
А почему не в КП?

Автор, видимо, старше меня. smile
Спасибо
miflinДата: Пятница, 06.12.2013, 14:51 | Сообщение # 18

Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
Украина
Зугрэс

Сообщений:
2554
Награды: 83
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Автор явно рассчитывал, что после смерти Брежнева, начнутся подвижки.

Но тут грянул Андропоцентризм... sad
smile
Спасибо
МиклухоДата: Пятница, 31.01.2014, 13:28 | Сообщение # 19

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3430
Награды: 95
Статус: Offline


Изменяющие мир – школа будущего Виктора Шаталова

Сегодня многих родителей волнует вопрос качества образования в массовой школе. От разнообразия нестандартных методов обучения голова идет кругом. Однако, несмотря на то, что большинство учебных заведений активно внедряют инновационные технологии, а государство ежегодно тратит миллионы рублей на повышение квалификации учителей, уровень знаний учащихся оставляет желать лучшего. Мало кто из сегодняшних выпускников надеется на то, что школьных знаний будет достаточно для поступления в ВУЗ и большинство из них, дабы гарантировать учёбу дальше, посещают репетиторов. А уж те, точно знают, какими нетрадиционными способами обеспечить глубокие и надежные знания. Большинство нестандартных методик обучения появилось в конце ХРвР‚ВВ Х века, но по тем или иным причинам они не нашли широкого применения в общеобразовательных учебных заведениях. При этом глубоко укоренились в практике частного преподавания, потому как результат от их использования говорит сам за себя. Одной из таких самобытных методик можно назвать «Педагогику Шаталова». Её уникальность заключается в том, что, даже, слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно применяет его на практике через значительный промежуток времени.

Экскурс к истокам

А началось все в далеких 70-х, когда никому не известный учитель математики из города Донецка, Виктор Федорович Шаталов, решил обнародовать авторскую методику обучения школьников, которую вынашивал 13 лет. Чего ему это стоило, может понять только человек, живший в ту эпоху. За разрешением открыть экспериментальный класс он ездил и в Москву, и в Киев, оббивал пороги НИИ и Министерства образования, Академии наук и ЦК КПСС, в итоге - отказ. Однако это не только не сломило волю педагога – новатора, а вопреки всему, вдохновило на то, чтобы доказать чиновникам эффективность подобного способа обучения. Пойдя на хитрость, Шаталов, нашел школу, в которой ему разрешили работать по собственному методу. Пусть и в свободное от занятий время, два раза в неделю после уроков, но Виктор Федорович согласен был и на это, дабы обосновать результативность своей методики и показать, что слабых учащихся или учеников с гуманитарным складом ума, как это модно говорить, не существует. И тут, возникла новая проблема, учителя – математики восстали против педагога-новатора. Конечно, кому понравится, что ученик, прошедший курс обучения у Шаталова, приходит на урок и начинает поправлять своего учителя, делать замечания и исправлять ошибки. Шаталова уволили. Однако зерно истины уже начало давать свои всходы, возникла «блуждающая группа», как с улыбкой называл ее сам Шаталов, которая, то в одном институте недельку позанимается, то в другое учебное заведение напросится. Те, кто имел удовольствие наблюдать за работой на уроке у Виктора Федоровича, с восторгом говорили о том, насколько насыщено занятие педагога-новатора, и с какой легкостью дети справляются с заданиями. Тут отсутствует проверка домашнего задания, к доске идут не по журналу, а по желанию. Отвечает тот, кто быстрее справляется с заданием, а о дисциплине никто и не вспоминает, потому, как некому ее нарушать, если все увлечены работой. Возникает закономерный вопрос: что стоит за методом Шаталова, в чем причина такой 100% эффективности учебной деятельности.

Формула успеха обучения по Шаталову

«Все гениальное просто» - говорил Йозеф Геббельс. Еще несколько столетий назад психологами были открыты основные законы восприятия информации, которые легли в основу методики Шаталова и показали блестящие результаты в обучении школьников.

«Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» - говорил Плутарх. Однако «не наполнив, не зажжешь» - перефразировал гениальный педагог Шаталов. Именно, исходя из данного утверждения, был сформулирован первый принцип Шаталовской педагогики, как принцип целостного восприятия информации. Первые пятнадцать минут педагог дает «скелет» предмета. Например, полный курс геометрии за год: все понятия, определения, теоремы, чертежи и т.д. «Это невозможно» - скажете вы, но «это работает» - говорит опыт Шаталова. Попробуйте представить картину художника, например «Боярыня Морозова» Сурикова, разрезанную на сотню страниц и сшитую в учебник. Дайте этот фолиант ученику, и пусть он его полистает, перескажет, в общем, попытается воспроизвести целостную картину. Как быстро у него это получится и получится ли вообще? Именно по принципу от частного к целому строится материал в большинстве школьных учебников. Шаталов же идет от целого к частному, находит композиционный центр картины (учебного материала) и уже от него выстраивает все эскизные элементы, постепенно заполняя деталями и цветом, при этом постоянно возвращаясь к главному фрагменту. Регулярному повторению материала учитель уделяет особое внимание. И тут срабатывает принцип «соленого огурца», если в банку с рассолом положить свежие огурцы, то они непременно станут солеными. При многократном повторении материала рано или поздно все ученики его усвоят. И только этот фактор станет для учителя отправной точкой для того, чтобы двигаться дальше.

Следующая особенность восприятия информации заключается в ее ограниченности. Одновременно человеческий мозг способен обрабатывать до 7 объектов (элементов), а значит, все, что дается выше этого вызывает перегрузку внимания, памяти и мышления. В итоге ребенок не усваивает учебный материал, и о нем говорят: «в одно ухо влетело, а в другое вылетело». При этом существуют абсолютно реальные механизмы работы с большими массивами информации, к ним относятся кодировки, схемы и опорные конспекты. Однако самостоятельно ученик не в состоянии написать эффективный, работоспособный конспект, и тут на помощь, по мнению Шаталова, должен прийти учитель. Опорным конспектам педагог-новатор уделяет особенное внимание. Весь объем знаний он определяет в 5 - 7 блоков, где нет ничего лишнего и строго выверена каждая буква. Конспект представляет собой лист опорных сигналов - дидактическое средство, в котором большой объем учебного материала сжат до отдельных символов, знаков, букв и схем, представленных в цвете и в особом порядке. Понять его можно, только внимательно прослушав объяснение учителя и прочитав материал в учебнике. Такой принцип построения системы опорных сигналов предупреждает возникновение у ребенка соблазна ограничиться данным конспектом и не расширять объём знаний. Учебный материал, который дает учитель и та информация, что ученик черпает из книги, при опоре на подобные цветные сигналы надежно сохраняются в долговременной памяти и при необходимости легко воспроизводятся учеником. Данное дидактическое средство зачастую считается основным достижением педагогики Шаталова. Тогда, как сам учитель - новатор, и большинство педагогов, работающих по его системе, называют «педагогику сотрудничества» главным открытием этого нетрадиционного метода обучения. Именно тандему учитель – ученик, Шаталов уделяет первоочередное внимание. Доброжелательное отношение к ребенку, отсутствие критики и негативной оценки знаний ученика, юмор и умение вовремя снять напряжение в классе – вот основные признаки урока Мастера. Вся педагогика Шаталова пронизана гуманным отношением к школьнику. А в ситуации, когда ученику не ставят жестких ограничений: или ты понял материал сейчас, или никогда; в условиях полной открытости и доверия, когда знаешь, что не последует негативной реакции на ошибку, наступает момент свободы и раскрепощения, что является непременной предпосылкой к творческой деятельности.

Принцип бесконфликтности в обучении находит отображение еще в одной особенности педагогики Шаталова. Речь идет о системе оценивания знаний. Традиционно в школе ученик, не выучивший урок, получает двойку в журнал, и, даже, если на следующем уроке, он пересдает тему на 5 баллов, то двойка никуда не исчезает, а значит говорить о хорошей оценке в конце четверти (семестра) не приходится. Постепенно у ребенка исчезает желание учиться, так как малейшая ошибка приводит к невозможности получить в итоге хорошую отметку, а на тройку много знаний не требуется. Шаталова по праву можно называть педагогом – реформатором в этой области. Своей системой оценивания знаний он дает шанс каждому ученику, вне зависимости от мыслительных способностей, добиться наивысшего результата. Так Виктор Федорович выставляет оценки в журнал карандашом, и при необходимости ребенок всегда может пересдать тему и повысить отметку. При этом более высокую оценку учитель ставит не рядом с предыдущей, а вместо нее. В итоге оценка в журнале отображает не сам процесс усвоения учебного материала, а качество знаний ученика в определенный период обучения. Проучившись три четверти на три балла, в году ученик может иметь пятерку. Такая подвижность оценки кардинально меняет отношение ребенка к процессу обучения. Шаталов уверен, что исключительность педагогики должна заключаться в том, чтобы дать возможность поверить ученику в собственные силы, в исключительность своего разума, и в то, что нет вершин, которые не могли бы ему покориться.

Педагогика Шаталова – школа будущего или опыт прошлого

Познакомившись с системой обучения Шаталова, возникает закономерный вопрос: почему спустя полвека методика Шаталова, так и осталась достоянием избранных? Что мешает ее успешному внедрению в массовый процесс обучения? Неужели необходимо обладать гениальностью Шаталова, чтобы использовать подобный способ обучения на обычном уроке в обычной школе? Вопросов много, а ответ напрашивается один: авторитарной школе, педагогу – диктатору данная методика обучения неприемлема и даже опасна, потому как разрушает годами формировавшиеся стереотипы отношений учителя и ученика. Тогда как учителю – энтузиасту, педагогу от Бога она станет глотком свежего воздуха, если, конечно, «добродушные коллеги» не перекроют кислород. И в этом случае лучше Ф.Тютчева никто не скажет:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».


[url="http://neuch.org/interest/izmenyayushhie-mir-shkola-budushhego-viktora-shata"]http://neuch.org/interest/izmenyayushhie-m...o-viktora-shata[/url]
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Суббота, 01.02.2014, 19:27 | Сообщение # 20

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Познакомившись с системой обучения Шаталова, возникает закономерный вопрос: почему спустя полвека методика Шаталова, так и осталась достоянием избранных?

Автор, видимо, прекрасно разбирается в вопросе, поэтому приму его утверждение
"спустя полвека методика Шаталова, так и осталась достоянием избранных"
за хорошо всем известный факт.
Мне это не известно просто по той простой причине, что не интересно. Но это совершенно несущественно.
Кто-то переживает и всё это хорошо знает.
И вопросы, задаваемые автором персонально о Шаталове, меня также не беспокоят ни в какой степени.
У меня наивные вопросы к ответу автора:
Цитата Миклухо ()
ответ напрашивается один: авторитарной школе, педагогу – диктатору данная методика обучения неприемлема и даже опасна, потому как разрушает годами формировавшиеся стереотипы отношений учителя и ученика. Тогда как учителю – энтузиасту, педагогу от Бога она станет глотком свежего воздуха, если, конечно, «добродушные коллеги» не перекроют кислород.

Сколько в каждой профессии профессионалов от Бога?
Сколько педагогов от Бога?
На всю Россию хватит??
Думаю, не хватит. И очень серьезно.
Об энтузиастах не говорю. Это отдельная тема. Энтузиасты обычно от "лукавого".
Можно ли отсюда сделать вывод, что основная масса учителей и педагогов - это или активные диктаторы, которые стоят стеной, потому что боятся разрушения милых стереотипов и краха родной авторитарной школы, или "добродушные коллеги", тихо посапывающие соглашатели с диктаторами, поскольку сил и желания бороться с автократией тот же Боженька им не отмерил?
Это минимум вопросов, какие появились к автору.
Осталось их ещё очень много. Но об этом потом.
Я уже писал ранее, что уважаю В.Ф.Шаталова и ценю его личные достижения.
Но один из оставшихся маленьких и чисто технических вопросов такой:
Цитата Миклухо ()
Шаталова по праву можно называть педагогом – реформатором в этой области. Своей системой оценивания знаний он дает шанс каждому ученику, вне зависимости от мыслительных способностей, добиться наивысшего результата. Так Виктор Федорович выставляет оценки в журнал карандашом, и при необходимости ребенок всегда может пересдать тему и повысить отметку. При этом более высокую оценку учитель ставит не рядом с предыдущей, а вместо нее. В итоге оценка в журнале отображает не сам процесс усвоения учебного материала, а качество знаний ученика в определенный период обучения. Проучившись три четверти на три балла, в году ученик может иметь пятерку.

Может ли кто-нибудь объяснить мне, как ставить карандашом оценки в электронный журнал?
Как учитель будет в конце года объяснять кому бы то ни было, почему у Машеньки были сплошные троечки, а нарисовалась итоговая пятерка, а у Петеньки как были троечки, так троечка и вышла?
Дело не в отсутствии профессионалов и честных учителей.
Дело в системе.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Суббота, 01.02.2014, 19:30
Спасибо
МиклухоДата: Суббота, 01.02.2014, 20:54 | Сообщение # 21

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3430
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Автор, видимо, прекрасно разбирается в вопросе,

Автора установить не удалось. Статья же одна из лучших, по совокупности. Все статьи искажают действительность -- тема очень объёмна. smile
Цитата Александр_Игрицкий ()
Это минимум вопросов, какие появились к автору.

Если узнаю, кто автор, то обязательно передам ему(ей) Ваши вопросы.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Может ли кто-нибудь объяснить мне, как ставить карандашом оценки в электронный журнал?
Как учитель будет в конце года объяснять кому бы то ни было, почему у Машеньки были сплошные троечки, а нарисовалась итоговая пятерка, а у Петеньки как были троечки, так троечка и вышла?

Это я могу объяснить. Автор напорол чушь. У Шаталова НЕТ журнала и дневников. Точнее они официально есть, а фактически -- филькина грамота. Оценки выставляются в ЭКРАН, который висит на стене, тройки и четвёрки простым карандашом, а пятёрки, (шестёрки и т.д.) ярким фломастером. Пустая клеточка говорит о том, что ученик ЭТО не сдал (причина неважна).
Открытость стопроцентная -- ученики всегда всё про всех знают. И про "Машеньку" и про "Петеньку".
Немного труднее отбиться от ретивых чиновников:
Иногда это заканчивается так.
Цитата Александр_Игрицкий ()

Дело в системе.

Я уже три года об этом кричу: "Нужна политическая воля."
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Суббота, 01.02.2014, 22:30 | Сообщение # 22

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
У Шаталова НЕТ журнала и дневников. Точнее они официально есть, а фактически -- филькина грамота. Оценки выставляются в ЭКРАН, который висит на стене, тройки и четвёрки простым карандашом, а пятёрки, (шестёрки и т.д.) ярким фломастером. Пустая клеточка говорит о том, что ученик ЭТО не сдал (причина неважна).
Открытость стопроцентная -- ученики всегда всё про всех знают. И про "Машеньку" и про "Петеньку".
Немного труднее отбиться от ретивых чиновников:

Какой нормальный директор разрешит сегодня учителю-энтузиасту - Шаталову или кому угодно еще - вести двойную бухгалтерию=филькину грамоту в стиле Шаталова?!
Поэтому все разговоры о Шаталове и его методе - полная иллюзия.
Сегодня нет и не может быть пустых клеточек. Сегодня до 16.00 ежедневно электронный журнал должен быть полностью заполнен, после чего его копия на этот день и час сохраняется ТАМ в архивах, любые исправления, сделанные задним числом, караются как минимум рублем. Копия ЭЖ всегда находится в Департаменте. Любой родитель может каждый день делать свои копии, а потом "качать права", написав куда угодно ВВЕРХ. Реакция СВЕРХУ будет на следующее утро. Если учитель не заполнил до 16.00 ЭЖ, эти часы не оплачиваются.
О какой системе Шаталова здесь можно говорить?!
Теперь ещё о статье.
Читая её, создаётся такое впечатление, что автор не замечает никого, кроме Шаталова.
Вот типичный пример:
Цитата Миклухо ()
Тогда, как сам учитель - новатор, и большинство педагогов, работающих по его системе, называют «педагогику сотрудничества» главным открытием этого нетрадиционного метода обучения. Именно тандему учитель – ученик, Шаталов уделяет первоочередное внимание. Доброжелательное отношение к ребенку, отсутствие критики и негативной оценки знаний ученика, юмор и умение вовремя снять напряжение в классе – вот основные признаки урока Мастера. Вся педагогика Шаталова пронизана гуманным отношением к школьнику. А в ситуации, когда ученику не ставят жестких ограничений: или ты понял материал сейчас, или никогда; в условиях полной открытости и доверия, когда знаешь, что не последует негативной реакции на ошибку, наступает момент свободы и раскрепощения, что является непременной предпосылкой к творческой деятельности.

А педагоги, которые не работают по системе Шаталова? Их отношение чем пронизано? Они не позволяют чувствовать свободу и раскрепощенность, они мешают творческой деятельности??
И ещё.
Цитата Миклухо ()
Принцип бесконфликтности в обучении находит отображение еще в одной особенности педагогики Шаталова.

Цитата Миклухо ()
Своей системой оценивания знаний он дает шанс каждому ученику, вне зависимости от мыслительных способностей, добиться наивысшего результата.

Цитата Миклухо ()
Шаталов уверен, что исключительность педагогики должна заключаться в том, чтобы дать возможность поверить ученику в собственные силы, в исключительность своего разума, и в то, что нет вершин, которые не могли бы ему покориться.

Создаётся такое впечатление, что весь остальной учительский корпус России считает иначе!
Я не интересуюсь информацией о В.Ф.Шаталове, но если эта статья - одна из лучших, что же пишут в остальных??
И под занавес.
Скажу откровенно, я совершенно не уверен, что Принцип Бесконфликтности Шаталова - венец педагогической мысли. Образовательный процесс принципиально не может быть бесконфликтным, поскольку в подавляющем большинстве случае интересы сторон - ученика и учителя - различные. Если бы было полное взаимопонимание сторон, то и говорить было бы не о чем. Все паиньки, все ангелочки, глазки у всех горят, учителя боготворят, от учебников не оттащить, головки умненькие.
Рай!
Не бывает так. Сегодня особенно.
Задача совершенно другая. Как в условиях жесткого современного конфликта, который усугубляется потрясающей глупостью и формализмом, которые демонстрирует власть предержащая, добиться оптимальных образовательных результатов?
Парадоксальный результат! На всех уровнях все, кому не лень, только и трындят о сближении и взаимной поддержке семьи и школы, учителя и ученика, когда на деле все направлено на раскол этого уже эфемерного единства. Происходит то, что должно произойти в любой армии, если командование армией поручить солдатам, а офицеры и генералы будут безропотно следить за развитием баталий, заваливая генштаб донесениями.
Натуральный кабак!
Первостатейный!!!


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Суббота, 01.02.2014, 22:31
Спасибо
ИванычДата: Воскресенье, 02.02.2014, 01:45 | Сообщение # 23

Иван
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений:
6014
Награды: 70
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Первые пятнадцать минут педагог дает «скелет» предмета. Например, полный курс геометрии за год: все понятия, определения, теоремы, чертежи и т.д. «Это невозможно» - скажете вы, но «это работает» - говорит опыт Шаталова.
А полный курс истории России 19 века за год за 15 минут?... Или литературы... Это ж какой талантище иметь надо... чтоб в 15 минут уложить все...

Миклухо, во всем нужна мера. И в Шаталове тоже...
Опорные сигналы использовал на уроках я истории, было дело. Увлекался даже одно время. И эти схемы ученики мои помнят до сих пор. Потом опомнился я вовремя. Перестал фигню эту детям вешать на уши. Уберег господь, как говорится. Но они до сих пор помнят это. Схемы... стрелки ... и прочую фигню... Вот часа полтора назад признавались в этом. Выпуск 1994 года мой.
Как же я перед ними виноват... Пацан был, фиг ли..
Божий замысел (или Юмунгмо или как его там?) в алгоритм уложить захотел...

Щенячество это. Шатализм этот.
Пардону прошу у всех панове за легкую несдержанность, но задолбало...

ЗЫ. Смягчил высказывания свои некоторые.


Сообщение отредактировал Иваныч - Воскресенье, 02.02.2014, 01:58
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 02.02.2014, 09:42 | Сообщение # 24

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Иваныч ()
во всем нужна мера. И в Шаталове тоже...

Полностью поддерживаю нисколько в этом не нуждающегося Иваныч!
Еще студентом на 2-3 узнал о Шаталове из прессы от Соловейчика.
К счастью ни один преподаватель, у которого я имел честь учиться, никогда не использовал ничего подобного. Была попытка на какой-то кафедре на другом факультете использовать метод Шаталова. Не прижилось. Отмели и очень быстро. Нет, не запрещали, не порицали. Просто не интересно людям.
У меня самого не было ни малейшего желания применять его. Не моё на 150%.
Ни в одной школе, о которых мне многое известно не понаслышке , ни один учитель и ни один родитель, а я знаю очень многих, не использовали метод Шаталова. Или его модификации.
Не могу сказать, что тема совсем .... "задолбала".
Утомляет как-то....
Ничего не смягчал. Написано as is.
Спасибо
lumineuse5388Дата: Воскресенье, 02.02.2014, 10:11 | Сообщение # 25

Алена Ильина
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Должность: французский язык
Сообщений:
254
Награды: 1
Статус: Offline
Я вот читаю, мне интересно, потому что для меня ново, но вот скажите, Миклухо, где можно поподробнее узнать о том, как учитель французского языка применяла эту методику? Я себе совершенно не представляю, как можно с помощью опорных сигналов научить детей писать, читать, говорить и слышать. Понятно, что какие-то правила можно изобразить схематично. Но ведь чтобы научиться языку, нужна кропотливая работа. Какие бы методы не использовал учитель, больше 50 процентов успеха все равно зависит от ученика. А есть люди, которые просто не любят работать. Никогда. Ни когда им легко, ни когда им тяжело. Ну в общем, не понимаю, как живой язык можно уложить в схемы. Но даже не это меня озадачивает больше всего, не методическая составляющая, а психологическая. Бог с ним, с ЭЖ, у нас нет таких жестких требований, оценка может корректироваться в течение месяца. Но если ученик не готов к тому уроку, на который было задано задание, и не готов без уважительной причины, я ставлю 2. Потому что текущие, а может, и вообще оценки вовсе не обозначают уровень знаний, они обозначают степень старательности ученика на данном этапе. И я всегда считала, что надо сделать так, чтобы ученик понял, что он несет ответственность за свои поступки. Он сделал выбор- выполнять д/з или нет- и должен принять последствия. В жизни никто ему не будет давать бесконечные шансы. Зачем приучать его к этому в школе? Это я говорю про массу нынешних детей, которым, как правило, кроме планшета, мобильника и компа ничего не интересно и не нужно. А те, кто искренне хочет научиться, найдут всегда понимание у любого нормального учителя, и помощь, и отсрочку выполнения задания, и т.д.

Сообщение отредактировал lumineuse5388 - Воскресенье, 02.02.2014, 10:12
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 02.02.2014, 10:32 | Сообщение # 26

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
lumineuse5388, мысли вслух.
Метод - всегда лишь метод. Применять к конкретной ситуации должен каждый, кто хочет испытать его. И адаптировать под свою задачу самостоятельно.
Со всем остальным полностью - ПОЛНОСТЬЮ - согласен.
Сегодня и сейчас!
Hic Rhodus, hic salta!
И только так.
И конечно, сочувствие!
Спасибо
МиклухоДата: Воскресенье, 02.02.2014, 18:05 | Сообщение # 27

Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
3430
Награды: 95
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Какой нормальный директор разрешит сегодня учителю-энтузиасту - Шаталову или кому угодно еще - вести двойную бухгалтерию=филькину грамоту в стиле Шаталова?!

Нормальный директор разрешает, то, что полезно, но запрещает, то, что вредно, не оглядываясь на идиотов-чиновников.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Если учитель не заполнил до 16.00 ЭЖ, эти часы не оплачиваются.
О какой системе Шаталова здесь можно говорить?!

Здесь нельзя.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Цитата Миклухо ()
Шаталов уверен, что исключительность педагогики должна заключаться в том, чтобы дать возможность поверить ученику в собственные силы, в исключительность своего разума, и в то, что нет вершин, которые не могли бы ему покориться.

Создаётся такое впечатление, что весь остальной учительский корпус России считает иначе!

За весь корпус ответить не берусь, но более 90% считают иначе, в том числе на нашем форуме.
Напомню, что только 5% выпускников переходят медианный результат ЕГЭ по математике.
95% умещаются в диапазоне 0-16 из 32.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Я не интересуюсь информацией о В.Ф.Шаталове, но если эта статья - одна из лучших, что же пишут в остальных??

Разное пишут. Но тема слишком необъятна. Козьма Прутков об этом говорил.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Скажу откровенно, я совершенно не уверен, что Принцип Бесконфликтности Шаталова - венец педагогической мысли. Образовательный процесс принципиально не может быть бесконфликтным, поскольку в подавляющем большинстве случае интересы сторон - ученика и учителя - различные. Если бы было полное взаимопонимание сторон, то и говорить было бы не о чем. Все паиньки, все ангелочки, глазки у всех горят, учителя боготворят, от учебников не оттащить, головки умненькие.
Рай!
Не бывает так. Сегодня особенно.

Методика Шаталова включает несколько Принципов. И Шаталов никогда не говорил, что он убирает 100% конфликтов. Убирает те, которые можно убрать.
Нужна политическая воля.
Цитата Александр_Игрицкий ()
Задача совершенно другая. Как в условиях жесткого современного конфликта, который усугубляется потрясающей глупостью и формализмом, которые демонстрирует власть предержащая, добиться оптимальных образовательных результатов?
Парадоксальный результат! На всех уровнях все, кому не лень, только и трындят о сближении и взаимной поддержке семьи и школы, учителя и ученика, когда на деле все направлено на раскол этого уже эфемерного единства. Происходит то, что должно произойти в любой армии, если командование армией поручить солдатам, а офицеры и генералы будут безропотно следить за развитием баталий, заваливая генштаб донесениями.
Натуральный кабак!
Первостатейный!!!

Эволюционируете!!!
Ложь перестала нравиться, я рад. smile

Добавлено (02.02.2014, 17:14)
---------------------------------------------

Цитата Иваныч ()
А полный курс истории России 19 века за год за 15 минут?... Или литературы... Это ж какой талантище иметь надо... чтоб в 15 минут уложить все...

15 минут -- фигура речи. Не забывайте, что Шаталов, прежде всего -- математик.
Вас трудно удивить, но ВСЕ теоремы Геометрии-7, весь годичный курс, доказываются всего за 35 минут. Просто буковки с чертежей надо убрать (в 96% случаев). Умалчивают авторы и о том, что без решения сотен и тысяч задач и примеров настоящих ЗУНов не бывает.
Цитата Иваныч ()
Как же я перед ними виноват... Пацан был, фиг ли..
Божий замысел (или Юмунгмо или как его там?) в алгоритм уложить захотел.

Долго же Ваша юность длилась. biggrin
Тут тоже всё просто. Я много раз об этом писал. Повторю:
1. Фантастические результаты можно получить, если одновременно впрягать 3-5 предметов;
2. Для работы по методике надо знать учебный предмет минимум на твёрдую четвёрку;
3. Методика имеет крайне низкие результаты, если учитель лжёт (липовые оценки);
4. Не везде имеются одноместные столы;
5. Методика, на первых порах, требует больше усилий и времени, чем обычная работа (процентов на 15);
6. Есть ещё факторы;
Цитата Иваныч ()
Щенячество это. Шатализм этот.
Пардону прошу у всех панове за легкую несдержанность, но задолбало...

Полно, Иваныч, Вы хорошо понимаете, что это прекрасная методика. ЕСЛИ
Цитата Иваныч ()
во всем нужна мера. И в Шаталове тоже...

Добавлено (02.02.2014, 17:23)
---------------------------------------------

Цитата Александр_Игрицкий ()
Ни в одной школе, о которых мне многое известно не понаслышке , ни один учитель и ни один родитель, а я знаю очень многих, не использовали метод Шаталова. Или его модификации.
Не могу сказать, что тема совсем .... "задолбала".
Утомляет как-то....

Ничего не смягчал. Написано as is.

Это Вы напрасно. Модификации метода Шаталова использовались десятками тысяч учителей, особенно в 1984-2000.
Вот пара отзывов, публично адресованных мне, за последнюю неделю.
Цитата
Меня кстати по истории преподаватель учила по методике Шаталова, мой выпуск 1995 года, при сдаче экзаменов в институте по истории на 1 курсе вобще на занятия не ходил - по памяти со школы сдал на 4. Хорошая методика, в основе опорные конспекты.

Цитата
Когда-то, в далёкие 70-е, в совершенно обычной "политехнической школе с производственным обучением" физику нам давали по Шаталовскому методу, с опорными конспектами, всю тему давали в один урок а потом ещё десяток уроков мусолили её, решали задачи и т.д. .......... - что позволило мне первый год в вузе спокойно ехать на школьном багаже, без напряжения.

"мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус" biggrin

Добавлено (02.02.2014, 18:05)
---------------------------------------------

Цитата lumineuse5388 ()
но вот скажите, Миклухо, где можно поподробнее узнать о том, как учитель французского языка применяла эту методику?

lumineuse5388, не готов сходу ответить на вопрос. Был лично знаком с донецким учителем, фамилия которого Чоботарь, но это немецкий язык. Я позондирую почву. smile
Цитата lumineuse5388 ()
Я себе совершенно не представляю, как можно с помощью опорных сигналов научить детей писать, читать, говорить и слышать.

Не надо гипертрофировать роль опорных сигналов. Шаталов их ставит в середину, по важности элементов. Читать, говорить, слышать, писать и ДУМАТЬ дети научаются потому, что с большим желанием читают, говорят, слушают, пишут и ДУМАЮТ. И имеют для этого все условия.
Цитата lumineuse5388 ()
Какие бы методы не использовал учитель, больше 50 процентов успеха все равно зависит от ученика. А есть люди, которые просто не любят работать. Никогда. Ни когда им легко, ни когда им тяжело.

АБСОЛЮТНАЯ правда -- работают оба и учитель, и ученик.
Такие люди действительно есть, но они не РОДИЛИСЬ такими.
У Шаталова детям кажется, что они играют. Играют, ревностно соблюдая все правила игры.
Цитата lumineuse5388 ()
И я всегда считала, что надо сделать так, чтобы ученик понял, что он несет ответственность за свои поступки. Он сделал выбор- выполнять д/з или нет- и должен принять последствия.

Ответственность за свои оценки очень хорошо понимают ученики Шаталова, ибо львиную долю этих оценок выставляют себе сами. При работе в обычных условиях, ученик всегда найдёт возможность "повесить" ответственность за свою двойку на учителя, одноклассников, родителей, прочие обстоятельства. В тех условиях, он всегда понимает, что виноват только он. И безропотно исправляется.
Цитата lumineuse5388 ()
В жизни никто ему не будет давать бесконечные шансы. Зачем приучать его к этому в школе?

Бесконечные шансы ему никто не даёт. Есть в четверти одна пустая клеточка, при пятнадцати пятёрках -- получи за четверть "три". Есть восемь пятёрок и восемь четвёрок -- получи "пять".
Честно поработал -- честно получил.
Цитата lumineuse5388 ()
А те, кто искренне хочет научиться, найдут всегда понимание у любого нормального учителя, и помощь, и отсрочку выполнения задания, и т.д.

Плохо ли, когда таких 100%? (рит.)
lumineuse5388, мне кажется, что Вы "смирятся с "не получается" не научились до сих пор" и это здорово. Будет желание, почитайте книгу Шаталова: "Эксперимент продолжается" по ссылке: http://thelib.ru/books/shatalov_v/eksperiment_prodolzhaetsya-read.html
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 02.02.2014, 18:07 | Сообщение # 28

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Эволюционируете!!!
Ложь перестала нравиться, я рад.

Нет. Не эволюционирую. Остаюсь таким, каким всегда был.
Ко лжи всегда относился исключительно спокойно.
К любой.
Я очень много лет был на партийной работе.
А то, что я пишу сейчас, это малюсенькая фига в огромном кармане.
Но я лично палец о палец не ударю, чтобы что-нибудь изменить.
С тех пор, как я положил партбилет в ящик стола, я живу своей жизнью.
Государство меня не интересует. Ни с какой стороны.
Об остальном потом.
Спасибо
ИванычДата: Воскресенье, 02.02.2014, 20:00 | Сообщение # 29

Иван
Ранг: Академик (?)
Член метод. совета учителей истории и общест-ния
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений:
6014
Награды: 70
Статус: Offline
Цитата Миклухо ()
Полно, Иваныч, Вы хорошо понимаете, что это прекрасная методика. ЕСЛИ
Прекрасная/непрекрасная... Оценочное суждение. По мне - методика как методика. Не ставшая ведущей. По разным причинам всяким.

Да и не про методику я. А про шатализм. Превращение комплекса дидактико-педагогических техник и приемов в панацею. Дас ист щенячество.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Воскресенье, 02.02.2014, 21:19 | Сообщение # 30

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Об остальном потом.

Подумал немного и передумал.
Пустое.
А вот здесь соглашусь.
Цитата Иваныч ()
Да и не про методику я. А про шатализм. Превращение комплекса дидактико-педагогических техник и приемов в панацею. Дас ист щенячество.

Es ist sehr treu!
Мне кажется, что вся сила и "дидактико-педагогическое"здоровье учителей России и состоит в том, что таких техник и приемов очень много. В идеале у каждого свой арсенал.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Воскресенье, 02.02.2014, 21:23
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Методическая, психологическая помощь учителю » "Новая" книга В.Ф.Шаталова. (Выписываю (вручную) некоторые цитаты.)
Страница 2 из 3«123»
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить