Страница 1 из 11
Модератор форума: Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Архив » Учительский форум (основной раздел) » Внедрение информационных технологий (в процесс преподавания литературы)
Внедрение информационных технологий
ТуриловаДата: Пятница, 01.02.2013, 14:32 | Сообщение # 1

Ольга Алексеевна Турилова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Турки

Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания литературы

Современное образовательное пространство значительно расширилось за счет возможностей использования информационных технологий в системе литературного образования. Федеральный компонент образовательных стандартов и программ по литературе как на базовом, так и на профильном уровне предполагает повышение уровня информационной компетентности учащихся. Среди умений, которыми должен овладеть учащийся в итоге литературного образования базового уровня, в Федеральном компоненте ГОС выделено новое умение: «систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета».
Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. По разным данным доступ в Интернет имеют от 15 до 30 миллионов людей в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7 - 10 процентов. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределения доступа к ресурсам. Интернет, служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все больше популярной в деловом мире. Компании соблазняют быстрота, дешевизна, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Интернет. При низкой стоимости услуг пользователи могут получить доступ к коммерческим и не коммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по любым сферам деятельности человека, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.
Ресурсная база информационных источников, которые традиционно используются в школьном литературном образовании, может быть представлена следующим образом: методические комплексы, включающие книги для учащихся и преподавателей, тексты художественных произведений, литературоведческая, критическая, мемуарная и иная литература. Так или иначе, важнейшим обеспечением процесса литературного образования в этом случае оказывается библиотека. Иными словами, литературное образование исходит из непререкаемой авторитетности всем нам известного утверждения: книга- источник знаний. Однако примерно со второй половины 50-х гг. прошлого столетия ситуация стала меняться.
Появление телевидения создало первый прецедент прообраза «дистанционного образования»: учебные программы ТВ согласовались с тематическим планированием школьных ресурсов и временными рамками школьного расписания, распространение получили первые телеуроки. Однако неизбежно возникали технические проблемы согласования школьного расписания и ТВ-программы.
Появление и широкое распространение в 80-е гг. XX века видео сняло эту проблему. Школьная видеотека стала естественным дополнением к традиционной библиотеке. Однако использование видеоматериалов зачастую ограничивалось пространством урока и не выходило и до сих пор не выходит в сферу самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Появление компьютерных технологий и применение в образовательном процессе так называемых «цифровых» носителей во многом способствовало решению этой проблемы. CD и DVD диски, появившиеся в 90-е гг. сделали процесс обмена, накопления и переработки информации более адресным и эффективным. Сегодня преподаватель сам может определять, какие информационные источники ему необходимы на уроке, какие он оставляет для самостоятельной работы учащихся. Иными словами, появилась возможность составления баз данных различной тематической и пользовательской направленности, которые могут быть использованы в процессе преподавания литературы. Используя разные виды информационных носителей, преподаватель сам может определять, что необходимо ему лично для работы при подготовке к уроку и организации материала, с чем знакомятся учащиеся самостоятельно самостоятельно, что адресовано конкретному учащемуся.
Итак, сегодня учитель литературы располагает следующей ресурсной базой обеспечения учебного процесса:
- тексты художественной литературы,
- учебная и методическая литература по предмету,
- видео- и аудио- материалы,
- CD и DVD диски по предмету,
- Интернет- источники предметной направленности.
На первом месте в профессии учителя должна быть любовь к своему делу и любовь к детям, а потом уже функциональная грамотность, владение современными образовательными технологиями, знание возрастных и психологических особенностей школьников.
Учитель литературы это не только профессионал в своей области, но он должен иметь навыки работы с современной информационной средой, для того чтобы помочь учащемуся с ориентироваться в море информации, к которой он получает доступ, благодаря современным компьютерным технологиям. Приоритетным направлением в своей работе считаю использование учащимися компьютера и Интернет-ресурсов, что позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным.
Применение информационных технологий необходимы и мотивирую это тем, что они способствуют:
- совершенствованию практических умений и навыков,
- позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,
- повышают интерес к урокам литературы ( особенно у мальчиков),
- активизируют познавательную деятельность учащихся,
- делают урок современным.
Сам факт проведения урока литературы в кабинете информатики интригует детей, появляется ( пусть внешняя) мотивация. Учащийся чувствует потребность в знаниях, ему не терпится узнать, что будет дальше.
От внешней мотивации появляется интерес к предмету. Учащемуся интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предмету, в исследовательской работе при подготовке учеников к различным НПК.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала,
- закреплении,
- повторении,
- контроле знаний, умений и навыков.
При этом он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции педагога компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, средство диагностики и контроля.
На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки из фильмов и даже побывать на экскурсии в музее.
Использование ПК на уроках дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность,
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные,
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету,
- развивает у учащихся логическое мышление.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения .
Уроки с использованием ИТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты. На уроках с использованием ИТ интерес не ослабевает. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, развивается исследовательский интерес. Учащиеся чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
Спасибо
elena57Дата: Пятница, 01.02.2013, 15:10 | Сообщение # 2

Елена Спиридонова
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Должность: учитель
Сообщений:
2024
Награды: 42
Статус: Offline
Простите, Турилова, коллега, могу ли я поинтересоваться, что конкретно означает это Ваше воззвание? wacko Какую оно преследует цель? wacko

Сообщение отредактировал elena57 - Пятница, 01.02.2013, 15:11
Спасибо
alsergastДата: Пятница, 01.02.2013, 16:12 | Сообщение # 3

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Аркадак

Сообщений:
4228
Награды: 56
Статус: Offline
Цитата (elena57)
Простите, Турилова, коллега, могу ли я поинтересоваться, что конкретно означает это Ваше воззвание?

Это не её воззвание.
Спасибо
IrisuДата: Среда, 03.07.2013, 16:51 | Сообщение # 4

minako
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Красноармейск

Должность: Информатика
Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
Прошу прощения, что влезаю не в свой раздел, но "воззвание" навело на некоторые размышления.
Если оставить в стороне бюрократические корни и показное стремление к прогрессу, то тема информатизации и использования современных ресурсов вполне актуальна.

Цитата (Турилова)
На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки из фильмов и даже побывать на экскурсии в музее.

Для этого достаточно одного ноутбука и проектора, но это совершенно не те стороны развития, на которые надо обращать внимание. Школьники будут относиться к такой форме подачи материала лучше, чем к традиционной, но серьёзного улучшения в восприятии ждать бессмысленно.

А что может реально заинтересовать и дать толчок в стремлении к обучению и саморазвитию?
1) игры
2) конкурсы

Если рассмотреть первый пункт: качественные игровые материалы, связанные с русским языком и литературой мне просто не известны (возможно, кто-то из коллег данного раздела знает, но это маловероятно), с одной стороны, это объясняется гуманитарной направленностью дисциплин, а со второй, пожалуй, излишней консервативностью самих педагогов.

Со вторым пунктом дела обстоят значительно лучше, поскольку литературных конкурсов, в том числе и с призами, в Интернете достаточно(например,
и
). Пытаясь участвовать в подобных конкурсах, учащиеся будут развивать свои творческие способности гораздо быстрее и правильнее, чем при написании сочинения на шаблонную тему "Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»". И следует взять на заметку, если тема сильно стандартная, по которой уже написано очень много сочинений то не имеет смысла её даже задавать, пугая учащихся плохими оценками за плагиат:
лентяи всё равно спишут, а успевающим такие задания только сбавляют интерес, потому что мотивацию надо стимулировать изнутри, а не палкой.

Ну и на правах личного мнения.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Архив » Учительский форум (основной раздел) » Внедрение информационных технологий (в процесс преподавания литературы)
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить