Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова  
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей русского языка, литературы, МХК » МХК » Программа по предмету Беседы об искусстве (оцените программу и подскажите)
Программа по предмету Беседы об искусстве
AnnaLitДата: Вторник, 30.04.2013, 07:23 | Сообщение # 1
AnnaLit

Анна Литвинова
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
Пожалуйста, прошу посмотреть темы к программе, насколько она вообще приемлема? Может там чего не хватает или, наоборот, слишком много.

Первый год обучения.
Тема 1 «О значении слова «культура».
Многозначность термина «культура». Наиболее устойчивые сочетания с этим термином. Выявление общей основы этих словосочетаний: наличие человеческой деятельности. Формула К=Ч+Т. Противопоставление двух основных понятий: «природа» и «культура». Различие материальной и духовной культуры.
О материальной культуре. Выявление отличия во взаимоотношениях с природой человека и животного. Приручение животных как наглядный пример преобразования природы и объяснение связи с ней культуры. Ценность предметов материальной культуры по степени их необходимости. Первоначальное представление о различии между материальной и культурной ценностью вещи.
О духовной культуре. Накопление опыта и знаний. Пословицы. Ценность отраженной в них житейской мудрости. Первоначальное представление о духовной культуре и ее многообразии: наука, политика, право, искусство.

Тема 2 «Мир художественной культуры».
Искусство в жизни каждого человека. Потребность в творчестве и в художественном самовыражении. Искусство как творческое переосмысление опыта реальной человеческой жизни. Творческий характер восприятия художественной культуры, необходимость понимания, сопереживания и наличия воображения у воспринимающего.
Художественный образ как основное средство воздания условности в произведении искусства. Виды художественных образов.

Тема 3 «Особенности формирования и развития русской национальной народной культуры».
Происхождение славян. Принадлежность к индоевропейской группе.
Ветви индоевропейских народов после их расселения. Занятия и соседи древних славян. Широкий ареал расселения древних восточных племен. Экономические, военные и иные контакты, влиявшие на развитие национальной культуры.
Язычество восточных славян, особенности их мировосприятия. Мифология Восточных славян, отражение в ней представлений о создании и устройстве мира. Пантеон языческих богов. «Низшие» божества. Роль магии и ритуала в жизни и деятельности восточных славян.
Солярная символика. Конь и птица как символ суточного круговорота. Солярные основы символов: креста, свастики и круга. Масленица и Кострома.
Между своим и чужим. Строительство жилища, домовой и низшие божества. Хлеб – всему голова. Стол – божья ладонь. Знак засеянного поля. Кузница и мельница. Амулеты, обереги. Великая мать. «Бабушкины сказки». Шейные гривны, височные кольца, щитковые кольца, браслеты, перстни, бусы. Оружие ближнего боя. Справедливый меч, сабля, кинжал и боевой нож. Копье. Боевой топор. Булава, палица, дубина. Кистень. Оружие дальнего боя. Лук и стрелы. Тетива. Тул. Налучье. Стрела: древко, оперение, ушко. Доспех. Кольчуга, Панцирь. «Шелом злаченый». «Щит червленый».
Характерные символы народной культуры. Мировое древо и его изображения в народном творчестве.
Традиционные образы и их переосмысление (Змей, Баба-Яга и т. д.) Христианизация Руси, ее культурное значение и влияние на народную
культуру. Византийское влияние на национальную культурную традицию Система отношений со средневековым Западом и Степью.

Тема 4 «Киевская Русь».
Деревянное строительство в Древней Руси. Отношение к лесу. Подготовка дерева для строительства. Традиционная форма деревянного храма. Типа традиционных русских верхов. Традиция строительства жилых помещений из дерева и каменных храмовых сооружений. Архитектура владимиро-Суздальского Княжества. Господин Великий Новгород. Об искусстве иконы. Изводы русской иконописи. Умозрение в красках. Андрей Рублев, Феофан Грек. «Москва – третий Рим». Сердце Москвы. Ансамбль Московского
Кремля. Древнерусское культовое пение.

Тема 5 «Истоки русского театра».
Традиционные праздники и обряды. Годовой круг.
Всяк спляшет, да не так как скоморох» (искусство скоморохов, их социальное разделение). Легенда о неправедном купце и скоморохе. Вертеп, раёк, балаган. Комедия о Петрушке – основные сюжеты, традиции показа. Комедийная хоромина.
«Зачинатели». А. П. Сумароков, Ф. Волков. Преемники и ученики. Продолжение традиций русского театра. Крепостной театр. Виды крепостного театра. Особенности крепостного театра. Провинциальные крепостные театры.
Театр графов Шереметевых. П. И. Ковалева-Жемчугова. Кусковский и Останкинский театры.

Тема 6 «Библия – величайший памятник культуры».
Библия как основная книга христианства. Роль Библии в мировой культуре. Зарождение нового искусства. Откровения ветхого Завета. Бог, Вселенная, человек. Сотворение мира, грехопадение, изгнание из рая, история Каина и Авеля. Моисей и 10 заповедей. Библейские сюжеты в искусстве. Евангелие – путь к спасению человечества от греха и смерти. Образы четырех Евангелистов. Благовещение, образы Божьей Матери. Основные вехи земной жизни Иисуса, проповеди и притчи. Заповеди Христа, тайная вечеря, суд Понтия Пилата, распятие, снятие со креста. Сюжеты Евангелия в искусстве.
И. Гайдн – оратория «Сотворение мира», А. Петров – балет «Сотворение мира». Работы Тинторетто, А. Лосенко. Фрески Микеланджело, графика Г. Доре, картина Ф. Бруни, работы Рембранта, А. Рублва, С. Ушакова, Н. Пуссена, Г. Доре. Дюрер, М. Козловский, Г. Гендель. Леонардо да Винчи, А. Иванов.

Тема 7 Музыкальные театры мира.
Гранд Опера, Венская опера, Ковент-Гарден, Ла Скала. Большой театр, Мариинский театр, Театр оперы и балета им. М. Джалиля в Казани.

Тема 8 Единство МХК
Христианство-Ислам-Буддизм. Общее и различное.

Тема 9 «Основы краеведения».
Моя малая родина. Культурная ценность чувства «малой родины». История родного края, народности населявшие край на протяжении его истории. Исторические и мемориальные памятники. Следы войн. «Мои земляки» - выдающиеся уроженцы и деятели родного края. Крупные ученые. Люди искусства. М. Васнецов, И. Бабушкин – наш Поддубный, Г. Шпагин, А. Кукин, А. Сухих и т. д.

Второй год обучения.
Тема 1: «Мифологическое миропонимание в художественных культурах Древнего Востока».
Вера в бессмертие человека – основа духовной жизни Древнего Египта. Устойчивость художественных образов в искусстве Древнего Египта. Социальная основа заупокойного культа, обожествление власти фараона. Самволическое воплощение вечного миропорядка жизни и смерти в образе пирамиды. Пирамиды в Гизе, Хемиун. Пирамида Джосера, зодчий Имхотеп. Росписи и рельефы храмов и пирамид. Хатшепсут. Египетский канон.
Мифологические природопоклоннические основы шумерской и ассиро-вавилонской культуры. Сказания о Гильгамеше. Искусство Древнего Вавилона. Зиккурат. Образ Заратуштры, его учение.
Воплощение древних мифологических представлений о мироздании в художественной культуре Индии. Древнеиндийские предания, гимны Ригведы. Зарождение буддизма – древнейшей мировой религии. Изображения Будды. Канонические традиции раннего Буддистского искусства.
Ритуальный характер художественной культуры Древнего Китая. Языческий культ Неба и Земли. Весенние и осенние народные праздники. Царь как потомок царя Неба и главный жрец. Великие мыслители: Лао-цзы и Конфуций. «Книга песен», Великая китайская стена.

Тема 2: « У истоков Европейской культуры».
Остров Крит как перекресток древнего Средиземноморья. Кносский дворец Миноса как лабиринт. Представления древних греков о строении мироздания. Рождение мифологии. Гомер «Илиада» и «Одиссея». Троянская война, ее реальные и мифологические причины, возвращение Одиссея.
Архитектура «Акрополя». Живопись.
Древнегреческий театр. Эволюция: от магического действа в честь бога Диониса к театральному спектаклю – произведению искусства. Рождение трагедии в творчестве Эсхила. Образы трагедий Софокла и Эврипида. Понятие «катарсис». Теория воспитательного воздействия музыкальных ладов на человека.

Тема 3: «Средние века – путь к общности европейских художественных традиций».
Борьба язычества с христианством. Живопись катакомб. Базилики и баптистерии. Термин «Средние века». > Характеристика эпохи. Место человека в мировоззрении. Музыка средневековья. Искусство Италии Мозаики церкви Санта Мария ин Домника. Церковь Санта Прасседе. Каролингское Возрождение. Карл Великий. Основные черты эпохи. Архитектура, живопись, скульптура. Алкуин. Оттоновское Возрождение. Оттон I. Архитектура, живопись, скульптура. Романское искусство. Архитектура, живопись, скульптура. Замковое строительство. Донжон. Готика. Архитектура, живопись, скульптура. Готический храм – каменная книга. Западный фасад готического храма. Философская система Фомы Аквинского. Литература: героический эпос и рыцарский роман. Средневековый площадной театр. Демократическая направленность средневекового театр. Актер средневекового театра. Гистрионы, шпильманы, ваганты, трубадуры, труверы, миннезингеры, менестрели. Виды и жанры средневекового театра. Троп. Литургическая драма. Миракль, мистерия. Моралите и символические фигуры. Фарс. Соти. Интерлюдия – английский фарс. Синтетический характер средневекового искусства. Символика и условность оформления средневекового спектакля. Пространство игры средневекового театра. Трансформация традиций средневекового театра. (карнавалы, маскарады, шествия).

Тема 4: «Эпоха Возрождения».
Эпоха Возрождения – эпоха открытия «мира и человека». Экономические и социальные предпосылки возникновения культуры Возрождения. Предвозрождения в Европейской культуре. Творчество Джотто ди Бондоне – первый из плеяды титанов. Италия – родина идеалов Возрождения. Человек – хозяин своей судьбы. Гуманизм: идеалы и реальность. Антропоцентризм. Воскрешение античных представлений о красоте и гармонии внешнего мира. Стремление к реализму в художественном обобщении действительности. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Петрарка. Боккаччо. Леонардо да Винчи: Мадонна с цветком», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза». Работы Л. Да Винчи в Эрмитаже. Фреска «Тайная вечеря» (монастырь Санта-Мария деле Грацие в Милане). Рафаэль Санти. Воплощение в его творчестве красоты и гармонии «небесного и земного». «Сикстинская мадонна». Микеланджело – мир его творений, яркость, целостность, динамичность образов. Фрески Сикстинской капеллы в Ватикане. Идеал совершенной красоты в работах Тициана.
Художественное наследие мастеров Германии и Надерландов 15-17 вв. Сочетание религиозного и светского. Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная образность полотен братьев Ван Эйк. Фантастический мир Босха. Книжные гравюры Дюрера.

Тема 5: «Театр и литература эпохи Возрождения».
«Commedia erudita», «Орден дураков», «Commedia dell’arte». Маски комедии «Дель’ Арте»: Арлекин, Дзанни Корнето и синьор Панталоне, Донна Лючия, Тарталья, Бригелла, Серветта, доктор Грацциано, капитан Ужас, первая девушка, вторая девушка, первый юноша, второй юноша.
Отказ от традиций средневекового театра и обращение к наследию античного театра. Возрождение античной системы жанров. Ренессансная комедия и трагедия. Образ человека и эстетический идеал государства в «Гангартюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле, Сатирическое изображение действительности в творчестве Дж. Бокаччо «Декамерон». Эразм Роттердамский «Похвала глупости». Елизаветинский театр в Англии. Шекспир и МХК. Человек в трагедиях Шекспира. Ситуации ошибок и превратностей судьбы – «Сон в летнюю ночь». «Глобус» и его роль в ренессансной культуре Англии. Пространство театра. Шекспир и русская музыка П. И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромо и Джульетта. Шекспировские традиции на современной сцене. (Л. Оливье, П. Брук).

Тема 6: «Культура 17 столетия».
Классицизм и барокко – два художественных метода эпохи, их борьба и взаимодействие. Концепция мира и человека в культуре классицизма. Архитектура. К. Перро (колоннада Лувра), Версаль. ИЗО: Н. Пуссен, Караваджо. Музыка классицизма. Ж. Люлли, К. Монтеверди. Художественная культура барокко. Зодчество Г. Гварини, Ф. Борромини. Живопись Рембранта ванн Рейна, Питера Брейгеля. Музыка: И. Бах и В. Моцарт. Театр французского классицизма и его мировое значение. Драматургия п. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Б. Мольера и ее сценическая служба. Театр испанского барокко, его связь с традициями средневекового театра. «Школа Лопе де Веги».

Третий год обучения.
Тема 1: От Возрождения к Просвещению.
Общая характеристика эпохи. Просветители и просветительское движение. Общее в задачах Просвещения различных стран и народов и национально-историческая специфика. Всесторонняя критика общественной жизни с позиции Разума.
Искусство и его роль в утверждении просветительских идей.
Литература. Роман – ведущий жанр литературы. Д. Дефо «Робинзон Крузо» - гимн труду, ясной человеческой мысли. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Сатира на английскую действительность. Полемика с Дефо, осмеяние идеалов. Опровержение робинзонады.
Литература французского Просвещения. Классицизм в Литературе. Драмы Вольтера. Радость созидательного труда как путь к свободе и счастью.
Особенности Просвещения в Германии. Тираноборчество. Движение «Бури и натиска». И. Гете в период «бури и натиска». Ф. Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь» - обличительный пафос и утверждение высоких гуманистических идеалов.
ИЗО. У. Хогарт. Воспитательные задачи творчества. Обращение к широкому зрителю. Творчество А. Ватто и Ж. Шардена – два образа одной эпохи. Влияние творчества Ватто на развитие европейской живописи XVII века и первой половины XIX . Ж. Гудон – скульптурные портреты. Ж. Давид Просветительский классицизм в его предреволюционном творчестве. Поиски общественного идеала. Давид и Великая французская буржуазная революция.
Музыка. И. С. Бах, В. А. Моцарт, Г. Гендель - сравнительная характеристика творчества в контексте эпохи.

Тема 2: Просвещение в России.
Реформы Петра I и развитие культуры. Особенности русского просветительского движения и этапы его развития. Деятельность «ученой дружины» (Ф. Прокопович, Н. Татищев, А. Кантемир).
Расцвет Русского Просвещения в середине XVIII в. М. В. Ломоносов. Многогранность его гения. Творчество М. Ломоносова и Г. Державина. Ода – наиболее распространенный жанр. Д. И. Фонвизин. Черты классицизма т реализма в комедии «Недоросль». Обличительная сила образов. А. Н. Радищев. Прославление свободы. Влияние Радищева на развитие политической мысли и революционного движения в России. Н. М. Карамзин – писатель, журналист, историк. Мир человеческих чувств. «История Государства Российского».
ИЗО: А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, Ф. Шубин. «Академия трех знатнейших художеств». Историческая живопись.
Тема 3: Период буржуазных революций. Историческая справка.
Тема 4: Романтизм.
Историческая обусловленность возникновения. Человек и мир – главная тема творчества романтиков. Отказ от рационализма просветителей, стремление понять сложный внутренний мир человека. Интерес к народному творчеству, искусству других народов, к истории общества.
Литература. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» - шедевр романтизма. Тема народа, его роли в ис тории, его судьбы. Художественные особенности романа. В. Скотт «Айвенго». Поэзия романтиков. Лирический герой в произведениях романтической литературы. Дж. Г. Байрон, Г. Гейне. Фольклорные сказки братьев Гримм. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, сказки Э. Т. А. Гофмана. Произведения Гофмана и роли художника, его высоком призвании. Музыка в творчестве Гофмана.
ИЗО. Ф. Гойя – анализ духовной сущности человека Музыка.
Тема 5: Романтизм в России.
Трагедия осознания несправедливости форм общественной жизни, основанной на рабстве народа. Многообразие течений в русском романтизме. В. Жуковский, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Е. Баратынский. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов – трагический характер романтической лирики.
Живопись: О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов. Художественное совершенство и непреходящая ценность достижений русского романтизма.
Тема 6: Реализм.
Возникновение термина «реализм», литературные манифесты реалистов. История французского общества периода Реставрации и июльской монархии в творчестве О. Бальзака. «Человеческая комедия», повесть «Гобсек». Произведения Ч. Диккенса «Оливер Твист», «Большие надежды».
Политическая сатира О. Домье. Социальные мотивы и поэтический мир в произведениях Ж. Милле.
Театр Э. Скриб и школа «хорошо сделанной пьесы».
Тема 7: Художественная культура 60-90-х гг. XIX века.
Общая характеристика периода. Многообразие художественных методов и течений. Эстетические поиски. Декаданс. Развитие теории натурализма (И. Тэн, Э. Золь, Х. Гарленд). Школа «прерафаэлитов» и ее эстетические концепции. Эстетика символизма «Сокровище смиренных» М. Метерлинка, эстетические открытия французских импрессионистов, генезис абстракционизма.
Литература. Произведения Ги де Мопассана, поэзия Верлена. Художественные открытия импрессионистов (Э Мане, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега). Карикатуры Ф. Ропса, графика О. Бердслея. Новаторство драматургии Г. Ибсена, Б. Шоу
Тема 8: Реализм в России.
Творчество А. А. Иванова. Этюды А. Иванова к картине «Явление Христа народу».
Творчество П. А. Федотова. Трагическая судьба и особый путь становления художника.
Тема 10: Мировая культура первой половины XIX века.
Первая мировая война, ее влияние на развитие культуры. Появление тоталитарных режимов и искусства. Обострение борьбы тоталитаризма и демократии. Модернизм. Социалистический реализм. Мировая культура и Октябрьская революция в России. Литература «потерянного поколения» Э. Ремарк, Э. Хемингуей. «Эпический театр» Б. Брехта и его задачи. Поэзия Ф. Лорка. «Стихи о Канте Хондо».
Тема 11: Творческие направления в зарубежном изобразительном искусстве.
Дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм.
Тема 12 Художественная культура в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия.
Отечественная и зарубежная литература в борьбе с фашизмом. ИЗО, движения сопротивления. Музы в кольце блокады.
Тема 13: «20 век – рождение «десятой музы». История кино.
Братья Люмьер, Ч. Чаплин, Становление русского киноискусства. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Пудовкин, Г. С. Васильевы. Летопись военных лет в отечественном киноискусстве.
Тема 14: Культура и искусство второй половины 20 века. Введение в 21й
30.04.2013

Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей русского языка, литературы, МХК » МХК » Программа по предмету Беседы об искусстве (оцените программу и подскажите)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить