Страница 1 из 11
Модератор форума: Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей информатики » Гипотеза первой лекции. (Рассуждения после очередного года подготовки к ЕГЭ.)
Гипотеза первой лекции.
x_nameДата: Воскресенье, 21.06.2015, 19:06 | Сообщение # 1

Arthur Lazdin
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Сообщений:
1
Награды: 0
Статус: Offline
Не первый год я занимаюсь подготовкой школьников к ЕГЭ, и за это время у меня сложилось понимание того, что вся школьная информатика может быть определена с помощью понятия «первая лекция». Что я понимаю под этим словосочетанием: именно первую лекцию нескольких базовых семестровых курсах, которые читали мне в Политехе на кафедре Вычислительных машин, некоторые из которых читаю я, и которые до сих пор слушают айтишники.
Признайтесь, что есть проблема объяснения того почему нужны те или иные темы, необходимость которых не вполне очевидна, да и сами темы вроде никак не связаны. А если непонятно «нафиг надо», то проблемы с мотивацией неизбежны.
Но я считаю, что в рамках основных тем есть фишки за которые можно зацепить внимание, и объяснить необходимость и интересность темы.
Мы помним, что занимаемся проблемой «первая лекция» в рамках информатики.
Начнем, пожалуй, с невероятно формальной и внешне ни к чему не пришиваемой темы «Системы счисления». Позиционные вообще, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.
Это действительно первая лекция курса, мне его читали: «Арифметические и логические основы ЦВМ». Зачем нужно – уметь проектировать АЛУ процессора. Но самое интересное – хранение данных в процессоре, а значит и в памяти – это потом, это весь остальной семестр. Это про прямой, обратный дополнительный код для целых чисел, способы хранения чисел с плавающей точкой, способы реализации арифметических операций для фиксированных и плавающих чисел. Ничего этого в информатике нет. Поэтому цель изучения систем счисления обычно остается тайной. Восьмеричную и шестнадцатеричную систему мы пока отложим.
Логика. Вот уж воистину нелогичная тема имени Импликации. И, ИЛИ, НЕ и царица логики Импликация. Зачем? К чему? «Если Валя приехала из Тамбова, то она в синем платье»…
Обычно логика – это часть курса «Дискретная математика». И если вы учитесь на айтишника, то этот курс неизбежен сразу после общематематических основ построения АЛУ процессора.
Потому что умение строить таблицу истинности, которая «наша всё» в логике, приводит к феерическим результатам! Я всегда это показываю, как формально построить таблицу истинности одноразрядного двоичного сумматора, как из этих одноразрядных сумматоров построить многоразрядный. Чудо! Из выключателей, которые реализует И и ИЛИ мы построили устройство, которое без участия человека умеет складывать! В глазах огонь, школьники тщательно срисовывают схему одноразрядного сумматора.
Им стало понятно зачем! Зачем вся эта логика, и ее место в информатике. Кстати, уходит на это чудо минут двадцать. Оно не обязательно, но в одной точке встречаются: системы счисления, логика, типы данных. А если рассказать про дополнительный код, то оказывается, что сумматор нужен, а вычитатель – нет.
И далее со всеми остановками.
Из курса теории проектирования баз данных берется первая лекция про то, что все хранится в связных табличках. Все вопросы про транзакции, параллельный доступ, ай… Ищите родственников.
Из курса, посвященного любому языку программирования, берется первая лекция, в которой обязательно упоминаются восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления, которые нафиг не нужны процессору, а человеку с ними легче. Именно человеку, потому что запись чисел компактнее. А четверичная не нужна, потому что экономия в два раза не интересна. И тэдэ.
Я уверен, что информатику нужно преподавать с учетом параллельных мест. И яснее это будет, и мотивированнее.
А кто против – возражайте!
Спасибо
PopugaykaДата: Воскресенье, 21.06.2015, 22:44 | Сообщение # 2

NN MM
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Москва

Сообщений:
962
Награды: 8
Статус: Offline
Так как информатику - ЕГЭ в основном сдают те ребята, которые потом выбирают себе аналогичный вуз, то может и стоит им потренироваться в переводе чисел из разных систем счисления, а вот остальным ученикам, считаю, нерациональным заниматься пересчетом, вот принцип знать необходимо, а пересчитывать не стоит. Ведь этим ученикам в будущем никогда не придется с этим столкнуться в реальной жизни. А если и понадобится, то можно изучить, потому что этот навык точно забудется, так как он не применяется в жизни.
С логикой совсем другое дело.Логические цепочки составляются в пользовательских формулах в прикладных программах.


Сообщение отредактировал Popugayka - Понедельник, 22.06.2015, 18:12
Спасибо
nouvelle9556Дата: Понедельник, 22.06.2015, 02:16 | Сообщение # 3

Наталья
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1017
Награды: 43
Статус: Offline
x_name, да-да-да-да))) У меня был курс 10-11 классы по одному часу в неделю. Бедные дети. Да и я еще пихала все подряд. Не отказала себе и в логике. Зато я помню. как рассказывала триггер. Как разрисовали вентили. Убедились,ч то вся логика вполне собирается из проводов и ключей. А потом схемка. Расставили нулики и единички. И вдруг один молодой чел как закричит: - Оно же там верится! Блин, Галилей)))
Но абсолютная правда: дети должны знать, зачем это все. Иначе сборник историй про информатику получается.
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 22.06.2015, 09:44 | Сообщение # 4

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата nouvelle9556 ()
Но абсолютная правда: дети должны знать, зачем это все.

Безусловною В любом деле.
Спасибо
sbrДата: Среда, 24.06.2015, 09:24 | Сообщение # 5

sbr sbr
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Боровиха

Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
Автор топика в основном (ИМХО) прав. Только с такими разделами как алгоритмизация (структурная парадигма), основы логики (без закидонов типа логических функций, предикатов), системы счисления (без дробей и прочего) учащихся надо знакомить в школе. А уже ВУЗ пусть развивает.

Не изучают же правила Кирхгофа, или функции от многих переменных в школе.

Беда информатики в том, что все пытаются втиснуть в школьный курс - одно объектно-ориентированное программирование чего стоит smile
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Среда, 24.06.2015, 12:04 | Сообщение # 6

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата sbr ()
Не изучают же правила Кирхгофа

Ещё как изучают, хотя никакой необходимости нет.
Спасибо
sbrДата: Четверг, 25.06.2015, 07:12 | Сообщение # 7

sbr sbr
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Российская Федерация
Боровиха

Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
Цитата Александр_Игрицкий ()
Ещё как изучают.

Всяко смотрел учебник Мякишева - не нашел sad
Да не в этом суть!
Дело в том что программа по информатике напичкана такими темами которые студент ВУЗа плохо переваривает!
Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 25.06.2015, 08:33 | Сообщение # 8

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Цитата sbr ()
Всяко смотрел учебник Мякишева - не нашел

На Мякишеве свет клином не сошёлся.
И ещё добавлю.
В официальной программе такой темы нет.
Однако, изучают.
Цитата sbr ()
Дело в том что программа по информатике напичкана такими темами которые студент ВУЗа плохо переваривает!

Это само по себе ни о чём не говорит.
Я вообще любое знание плохо перевариваю.
И ничего.
Живу.
Программы тем более.
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей информатики » Гипотеза первой лекции. (Рассуждения после очередного года подготовки к ЕГЭ.)
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить