Quote (K@tti)
Хотелось бы порассуждать вместе на тему школьных издевательств. Издевательств над детьми со стороны их сверстников.
Очень интересная и острая тема. Для многих - так было и со мной в девятом классе - поход в школу превращается в экзамен на выживание. Об успеваемости не думаешь совсем, главное для тебя это прожить сегодняшний день, пройти мимо всех издевательств, выстоять. Правда мне повезло - я не был одиночкой и не был самым слабым. Поэтому мне доставалось редко и все же жил я в постоянном страхе, в состоянии полной боевой готовности.
Очень популярно в девятом классе было воровство. У тебя что-то крали и затем предлагали выкупить. Причём крали насильно - целой толпой вырывали у тебя что-то личное и затем требовали за это деньги. Крали всё подряд - в том числе школьные учебники, они пользовались наибольшей популярностью, так как, с одной стороны, за них всё равно пришлось бы в конце года платить и они представляли какую-то ценность, а с другой стороны, их ценность не заставляла впадать в панику и идти на отчаянные шаги вроде доноса на своих обидчиков.
И воровали даже на уроках. Помню как однажды отказался выйти на уроке алгебры к доске именно в силу страха потерять своё имущество. А учительница математики вдруг разозлилась - стала требовать. И я стал также жесткой ей отвечать. Она сказала что поставит "два" и сообщит об этом родителям, я только отвечал ей "пожалуйста" и продолжал настаивать на отказе выходить к доске. "Двойка" меня абсолютно не страшила. Я думал не об успеваемости, а о сохранности даже не личных, а школьных вещей.
Меня уже тогда жутко поражало безразличие учителей ко всему происходящему. Ведь денежные вымогательства, издевательства и прочие вещи происходили на территории, в здании школы, учителя проходили мимо, слышали разговоры и диалоги, но почему же они не вмешивались? Я долго надеялся на то, что однажды они образумятся и начнут как-то действовать, но после того как чудо сохранило мне один глаз - то, что должно было попасть мне в глаз, попало чуть выше и только расшибло бровь - я все же решил совершить донос.
И тогда я понял почему учителя и педагоги молчали - они отказывались видеть проблему. Я общался с завучем по воспитательном работе - она была хорошим человеком и в принципе меня поняла, но на этой беседе присутствовал ещё один завуч - очень авторитетный в нашей школе и я даже не знаю чем она конкретно занималась, но авторитет её был абсолютным. Она внимательно слушала меня, а потом повернула мои слова против меня самого же. Мне сказали, что я сам виноват в сложившейся ситуации, что наша немногочисленная группа "бойцов" против беззакония своих товарищей, делает слишком мало шагов, позволяя тем самым одноклассникам издеваться над нами.
Класс в котором я учился вообще не считался хорошим, он был одним из самых проблемных, и та завуч "подгребла" меня под всё описание класса. Выставила таким же хулиганом, который теперь хочет устроить разборки посредством своего доноса. Если бы мне на тот момент было не 14, а 12 лет, то я бы разревелся, наверное. Но я был старше и на жестокое безразличие учителей уже насмотрелся. Поэтому выйдя из дорого обставленного (по сравнению с остальной школой) кабинета понял, что плевать эти "небожители" хотели на нас и остаётся только драться. И я дрался. Благо уже в десятом классе все эти издевательства завершились.
И поражает во всей этой истории даже не сами факты издевательства - они нанесли мне куда как меньше вреда, нежели сам факт безразличия со стороны педагогов. Вот это пугало страшнее - что кошмар и ужас творился с их молчаливого согласия. А говорят что безразличие в такой ситуации и есть самый большой грех. Ведь те, кто издеваются делают это открыто, показывая зло лицо, а те, кто молчаливо проходит мимо и делает вид, что ничего не происходит, скрывает свои истинные намерения, соглашается с тем, что зло происходит и, таким образом, поощряет его.
Вот только как же должны действовать педагоги? Будучи школьником я хотел только одного - чтобы они не отворачивались при виде драки на перемене в которой отнималось что-то из вещей. И чтобы не прятались на переменах, не убегали, едва прозвенел звонок. Однако это только первая ступень. Нужны более глубокие меры, вот только какие?
Рассказ об опыте Великобратиии, которая собирается сделать так, чтобы жертвы школьных издевательств смогут выбирать наказание для своих мучителей, очень полезен в этом плане. Мне кажется это приемлимо и для наших условий. Вот только здесь встаёт вопрос - как доказать факт унижения? Что вообще можно считать унижением? Открытая кража вещей (не помню как это по УК РФ зовётся), плевок в лицо, толчок в спину, оскорбления? Совокупность этих вещей? Но как и кем тогда эта совокупность должна определяться? Как бы не вышло так, чтобы наказывали всех подряд?
Много и много вопросов на которые надо дать ещё много ответов. Но думать об этом надо сейчас. И действовать уже сейчас.